Найти в Дзене
С Богом по жизни

Расширение нашей веры

Бог заключил завет с Авраамом и запечатал его торжественной церемонией в Быт. 15; однако остались некоторые моменты, которые нужно было завершить до рождения сына обетования. Совершённое жертвоприношение скрепило завет как твердое обязательство Бога перед Авраамом и его потомками, но это событие, никем более не засвидетельствованное, было «только для своих». Кроме того, от Авраама оно не требовало почти никаких действий; он должен был только обеспечить жертвы и наблюдать, как Бог в форме столба пламени пройдет между рассеченными животными, чтобы заключить и гарантировать завет. Изначально Бог Своему партнеру по завету не предписал никаких повелений или обязанностей, которые необходимо было выполнять. И вот теперь пришло время Аврааму публично ответить повиновением на божественную заповедь, которая относилась ко всем и распространялась на все будущие поколения его рода. С момента богоявления, описанного в гл. 15, прошло не менее тринадцати лет, и Господу понадобилось расширить теологиче
Оглавление

Бог заключил завет с Авраамом и запечатал его торжественной церемонией в Быт. 15; однако остались некоторые моменты, которые нужно было завершить до рождения сына обетования. Совершённое жертвоприношение скрепило завет как твердое обязательство Бога перед Авраамом и его потомками, но это событие, никем более не засвидетельствованное, было «только для своих». Кроме того, от Авраама оно не требовало почти никаких действий; он должен был только обеспечить жертвы и наблюдать, как Бог в форме столба пламени пройдет между рассеченными животными, чтобы заключить и гарантировать завет. Изначально Бог Своему партнеру по завету не предписал никаких повелений или обязанностей, которые необходимо было выполнять.

И вот теперь пришло время Аврааму публично ответить повиновением на божественную заповедь, которая относилась ко всем и распространялась на все будущие поколения его рода. С момента богоявления, описанного в гл. 15, прошло не менее тринадцати лет, и Господу понадобилось расширить теологические представления Авраама. Он хотел, чтобы у Авраама были определенные знания о Его божественной природе. Бог также хотел углубить понимание Авраамом его собственной роли в осуществлении божественного плана. С этой целью Он объяснил подробнее, кем должны были стать по милости Божьей Авраам и его потомки и что им нужно было делать для исполнения своего предназначения.

Бог дает нам то, в чем мы нуждаемся

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лицо своё. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт. 17:1-8).

Бог обновил и расширил завет с Авраамом Он использовал для этого разные пути.

1. Господь расширил знания Авраама о Своей божественной природе, открыв ему Свое новое имя: Эл Шаддай означает «Бог Всемогущий» (17:1). Большинство наших современников склонно думать: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет» (Вильям Шекспир «Ромео и Джульетта» 2.2.43-44). Однако в библейские времена имени придавалась большая важность; люди знали значения имен своих предков, своих собственных имен, имен своих детей и в особенности имен своих богов.

К моменту нынешнего богоявления Аврааму было девяносто девять лет (17:1); с того времени, когда Бог велел ему покинуть Ур и отправиться в землю ханаанскую, прошло, вероятно, шестьдесят или семьдесят лет. Бог тогда открылся Аврааму как единственно истинный Бог и вызвал его из идолопоклоннической культуры древней Месопотамии. Со временем Господь еще открылся как «Яхве» и как «Всевышний» (14:22).

Учитывая, что с момента его призыва прошло много лет и что самые важные части обещаний Бога оставались невыполненными, вера Авраама могла ослабеть. Где были эти потомки, которых как звезд на небе? Где был тот великий народ, появление которого Бог обещал ему? Как он мог быть уверен в том, что будет владеть ханаанской землей, которую Бог обещал ему? У него не было документов, подтверждавших хотя бы что-то из этого. Не понимал он и как он может быть благословением для всех народов земли. Патриарх нуждался в более полном понимании Бога. Поэтому Яхве открылся ему как Эл Шаддай, Всемогущий, способный исполнить то, что обещал.

В Палестине первого века иудеи находились, можно сказать, в аналогичной ситуации отца Авраама. Они ждали — не шестьдесят или семьдесят лет, а многие века — прихода обещанного Мессии (помазанного царя). Они верили, что Он изгонит римлян с их марионеточными правителями, Иродами, и установит власть Яхве над всей землей обетованной. Они ожидали, что этот Мессия защитит Свой народ и будет править ими, как во времена царя Давида (Иер. 23:5, 6; 33:14-16; Иез. 34:23-27). В том виде, в каком представляли себе евреи, эти пророчества так никогда и не материализовались. Снова и снова поднимались некие люди; некоторых принимали за Мессию, освободителя; но эти мечты рассыпались, когда их движения подавлялись языческими правителями (Мф. 24:5, 24-26; Деян. 5:35-39; 21:38).

Это частично объясняет значение имени «Иисус», которым Иосифу велено было назвать младенца Марии. Согласно Евангелию от Матфея, когда Иосиф раздумывал над тем, как бы ему тайно отослать Марию, потому что она была беременна, ангел сообщил ему, что ребенок был зачат от Духа Святого. Ангел велел Иосифу назвать ребенка «Иисус», ибо «Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). «Иисус» — это греческая форма еврейского имени «Иешуа», которое означает «Господь [Яхве] — спасение». Ясно, что Иисус принес не политическое или военное освобождение, а Господне спасение от греха.

2. Бог также расширил завет, призвав Авраама «ходить пред» Ним и «быть непорочным» (17:1). Зная о том, что Господь — «Бог Всемогущий», другими словами «всесильный», он должен был жить с искренней преданностью Ему и в абсолютной чистоте. Патриарх был удручен тем, что время шло, а обещание Бога не выполнялось. Нужно было обновить его веру, чтобы он смог вновь посвятить свое сердце и жизнь Господу.

3. В свете Своего обещания Бог изменил имя Аврам на «Авраам», указывающее на то, что он станет «отцом множества народов» и «цари произойдут» от него (17:4-6).

4. Бог повторил обещание, что эти потомки получат «землю ханаанскую во владение вечное» (17:7, 8). Обновляя одни обещания и добавляя к ним другие, Бог старался расширить веру и видение Авраама, чтобы ему стали доступны будущие просторы, которых он не мог представить с точки зрения человека. Он еще не почувствовал этих божественных благословений, но это не означало, что Бог не стал или был не в состоянии обеспечивать их. Этот Божий человек прежних времен должен был уяснить, что Господь всегда исполняет Свои обещания и что нет ничего сложного для «Бога Всемогущего» (Эл Шаддай) (см. 18:10-14). Ему также нужно было довериться Господу и терпеливо ожидать окончательного выполнения этих обетований, некоторые из которых он не увидит при своей жизни.

Первые христиане — и каждое последующее поколение — находились в ситуации, аналогичной ситуации Авраама. Бог спас патриарха (15:6; Рим. 4:1-5) и обильно благословил его. Эти благословения были с ним задолго до рождения Исаака и выполнения других божественных обещаний. Так и мы, кто во Христе, уже обильно благословлены Им как духовные потомки Авраама (Гал. 3:26-29; Еф. 1:3). Мы получили от Господа «начаток Духа»; и все равно мы посреди падшего мира «стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23).

Иисус «явил жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10). В Нем мы уже сейчас имеем предощущение вечной жизни (Ин. 3:36; 5:24; Евр. 6:4, 5), хотя исполнение обещания произойдет в будущем. Мы уже спасены (1 Кор. 15:1, 2), но полностью насладимся своим спасением, когда вернется Христос (Рим. 13:11). Тогда Он соберет нас к Себе и переправит в лучшее царство (Ин. 5:28, 29; 1 Кор. 15:22-26, 52-58; 1 Фес. 4:13-18). В теологическом смысле опыт божественного благословения можно назвать «уже и пока нет». Подобно Аврааму, мы должны «ходить пред» Господом верой и «быть непорочными» (17:1) независимо от того, будут или нет все Божьи обещания исполнены во время нашей физической жизни.

Бог отделил нас

«И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рождённый в доме твоём и купленный за серебро твоё, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:9-14).

Бог сделал обрезание знамением завета. Это был отличительный знак на детородном органе, потому что завет отделял Авраама и его потомков для Бога. Крайнюю плоть всякого представителя мужского пола в доме патриарха, независимо от возраста, надлежало удалить. Для новорожденных младенцев эту процедуру надлежало проводить на восьмой день жизни (17:9-12). Также надо было обрезать всех слуг в доме Авраама, независимо от того, свободные они или рабы (17:12, 13). Этот знак завета ставился на всех, кто делил с Авраамом веру в Бога и преданность Ему и был причастником благословений, обещанных его непосредственному и будущему дому.

Кроме того, этот ритуал имел особый смысл в идентификации Божьего народа, подразумевая обрезание сердца (Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4). Преданность Богу влекла за собой обрезание моральной нечистоплотности, безнравственности и язычества. Бунтарское непослушание в данном вопросе не допускалось; тот, кто не придаст значения этому знаку завета, будет отсечен от Божьего народа (17:14).

Тот факт, что другие этнические группы в древности практиковали обрезание до того, как Бог сделал его знамением, не умалял его значимости для семьи Авраама. Некоторые люди в первом веке видели символический смысл в хлебе и вине еще до того, как Иисус объявил, что они символизируют Его тело и кровь (Мф. 26:26-28). Подобным образом и некоторые религиозные группы практиковали омовение до того, как христиане стали рассматривать крещение как форму смерти, погребения и воскресения Христа. Как возможно для христиан со временем допустить, чтобы крещение и вечеря Господня потеряли свое духовное значение и превратились в бессмысленные ритуалы, так произошло и с обрезанием. Павел подчеркивал, что внешнего обрезания плоти недостаточно без внутреннего обрезания сердца Духом Божьим (Рим. 2:28, 29).

В Послании к колоссянам Павел упоминает крещение и обрезание вместе. Хотя христиане из язычников, проживавшие в Колоссах, не были обрезаны по плоти, апостол заявляет, что они были обрезаны «нерукотворным... обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Затем он объясняет, что «обрезание Христово» происходит тогда, когда человек, физически (рукотворно) «быв погребен с [Христом] в крещении, в Нём... и совоскрес верой в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых» (Кол. 2:12). В конце Павел говорит этим братьям, что, хотя они были «мертвы во грехах и в необрезании плоти» своей, духовное обрезание, которым они были обрезаны, «оживило» их «вместе» с Христом, ибо им были прощены «все грехи» (Кол. 2:13). Этим духовным обрезанием обрезал колоссян Бог, и Он же проводит ту же самую операцию над нами сегодня: Он прощает (отсекает) грехи нашего сердца, когда мы повинуемся Ему с верой, погребаясь с Христом в водах крещения. В крещении кающийся верующий духовно и символически проживает то, что Иисус пережил физически. После этой смерти к греху, воскресает новообращенный христианин, чтобы ходить в обновленной жизни (Рим. 6:3-6).

Бог ведет нас вперед

«И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё. И пал Авраам на лицо своё, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим! Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречёшь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него. И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год. И Бог перестал говорить с Авраамом и восшёл от него» (Быт. 17:15-22).
-2

Бог назвал нового, кажущегося невозможным, посредника для исполнения завета. Обещание Аврааму сына и многих потомков теперь свелось к Сарре, его жене, как матери обещанного ребенка. В результате эксперимента с Агарью, пара уже уяснила, что суррогатной матери будет недостаточно. Для Сарры было так же важно стать матерью обещанного сына, как для Авраама — стать его отцом.

В качестве знамения того, что Бог даст патриарху сына от его в прошлом бесплодной жены, Господь изменил ее имя «Сара» на «Сарра» (17:15). Независимо от присутствия или отсутствия различия в этих двух именах сама мысль, что почти девяностолетняя старуха сможет родить ребенка, показалась Аврааму смешной. Он пал на землю и засмеялся в неверии, и предложил Богу то, что считал более разумным планом для появления у него сына, от которого произойдут народы и цари, а именно: признать его избранным наследником Измаила (17:16-18). Ребенку было на тот момент тринадцать лет, и Авраам не понимал, почему Бог не признаёт его сыном обетования. Конечно, это было дерзостью со стороны Авраама. Ему снова недоставало более сильной веры, как, вероятно, было бы и со всеми нами в подобной ситуации. Однако Бог не нуждался в его совете, как не нуждается в наших. Господь знал, что делал, у Него все было под контролем; и все же Он терпеливо отнесся к неверию Авраама, как Он терпелив и с нашим.

Трудно было отцу народов уяснить этот урок после стольких лет ожидания выполнения обетований. Авраам назван в Библии героем веры потому, что даже тогда, когда он не видел способа выполнения Божьего обетования через Сарру, он по-прежнему верил. С человеческой точки зрения, Бог обещал невозможное; но Павел сказал, что Авраам «поверил» Богу, «животворящему мёртвых и называющему несуществующее как существующее» (Рим. 4:17). Апостол продолжил: «Он сверх надежды поверил с надеждой, через что сделался отцом многих народов», хотя он и «помышлял, что тело его... уже омертвело», так же как и «утроба Саррина в омертвении» (Рим. 4:18, 19).

Для Божьего народа «сверх надежды верить с надеждой» — всегда сложная задача. Позже, когда израильтяне находились в Египте, в их памяти еще хранились смутные воспоминания о Боге Авраама, Исаака и Иакова; однако они стали идолопоклонниками и поклонялись египетским богам (Иис. Н. 24:14). Они были, как мертвецы, живя в этом мире без какой бы то ни было надежды на духовное или физическое спасение. Наконец Бог через Моисея вмешался, послав десять казней на египтян, чтобы те отпустили Его народ из рабства на свободу. После того как египтяне сильно пострадали от казней, опустошивших землю, гордость фараона наконец-то была сломлена. Он решил отпустить израильтян. Когда они уже покидали Египет, фараон передумал и послал им вдогонку свою армию. Евреи попали в окружение: перед ними море, а позади них египетская армия; с человеческой точки зрения, освобождение казалось невозможным.

И тогда чудесным образом вмешался Бог. Он приказал Моисею дать команду, от которой бросало в дрожь и которая, должно быть, звучала для израильтян как смертный приговор: «Скажи... чтоб они шли [в море]» (Исх. 14:15). Когда Моисей поднял свой посох и «простёр руку свою на море», воды разделились и стали стеной на каждой стороне от них (Исх. 14:16, 21, 22). Затем перед ними, над ними и позади них появилось облако; ночью это облако превратилось в огненный столб, отделив от преследовавшей их египетской армии (Исх. 14:19-24). С человеческой точки зрения, все это было невозможным! Войдя в эту «долину смертной тени» (Пс. 22:4), израильтяне должны были поверить в то, что Бог через Моисея так или иначе благополучно проведет их через нее. То, что казалось им их водной могилой, стало их дорогой к новой жизни на другом берегу. Павел в 1 Кор. 10:1, 2 указал на подобие этого опыта крещению. Невозможное освобождение благодаря силе Бога стало реальностью. Автор Послания к евреям сказал, что израильтяне «перешли Красное море» «верою» (Евр. 11:29); но это была послушная вера, которая заставила их пойти в ночь, чтобы на другом берегу познать Божье спасение (Исх. 14:20, 22, 24).

Бог рассчитывает, что мы не будем медлить

«И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рождённых в доме своём, и всех купленных за серебро своё, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рождённые в доме и купленные за серебро у иноплеменников» (Быт. 17:23-27).

Авраам немедленно повиновался Божьей заповеди как условию завета. Его вера ожила, когда Бог обновил завет, открыл новые имена, которые Он выбрал для него и Сарры, и назвал имя сына обетования (Исаак). Хотя Измаилу не выпадало быть его наследником, Авраам рад был узнать, что Бог изольет на него Свои обильные благословения и сделает его патриархом двенадцати князей и прародителем великого народа (17:20). Отец верных не замедлил с выполнением Божьей заповеди относительно нового знамения завета. Согласно автору книги Бытия, Авраам был обрезан в тот же день. Кроме того, в тот же день крайняя плоть была обрезана у его сына Измаила и всех слуг мужского пола (17:23-27).

Немедленное послушание Авраама — вот ответ, которого всегда желает Бог. Оно говорит о вере и признательности Господу, Который любит Свой народ. Бог заботится о нашем благополучии и направляет нашу жизнь в то русло, каким мы должны следовать, чтобы обрести Его благословения. Он как любящий небесный Отец всегда это делает для нашего блага, чтобы нам не пришлось страдать от последствий неповиновения.

Трагическим примером опасности промедления является отказ Израиля быстро повиноваться, когда Господь пообещал, что они завоюют Ханаан. Они роптали на Моисея, Аарона, Халева и Иисуса Навина, и уже были готовы забить их камнями; но более всего они бунтовали против Бога. Они обвиняли Его в злых мотивах и в том, что Он привел их в пустыню умереть от меча (Чис. 14:1-10). Моисей ходатайствовал за народ, прося Господа простить им грех неповиновения, который был результатом их неверия. Бог простил народ, однако временным последствием их греха было блуждание их по пустыне в течение сорока лет, пока не умерло первое поколение взбунтовавшихся. То, что израильтянам хватило веры, чтобы выйти из Египта, но не хватило, чтобы повиноваться Богу и войти в землю обетованную, было огромной трагедией (Чис. 14:19-35). Автор Послания к евреям воспользовался этой историей как предупреждением для христиан, чтобы не было в них сердца лукавого и чтобы не отступили они от Бога в неверии, как это сделал Израиль (Евр. 3:7-12). Он подчеркнул, что Бог гневался на Свой народ в течение сорока лет, пока их «кости не пали в пустыне», из-за их неверия, которое привело их к неповиновению (Евр. 3:17-19).

Важно немедленное повиновение евангелию (благой вести); не следует откладывать это на более подходящее время. Спасающая вера — это всегда послушная вера (Ин. 3:36; Евр. 5:8, 9). В Новом Завете, когда люди осознали свою греховность и приняли Христа своим Спасителем и Господом, они не медлили с крещением. На Пятидесятницу три тысячи человек крестились в тот же день, как они впервые услышали проповедь евангелия (Деян. 2:37-41). Так поступали люди во всей книге Деяний, о чем свидетельствует много примеров. Намек на немедленное повиновение содержится в рассказе о самарянах (Деян. 8:12, 13) и прямо говорится в сообщениях об обращении евнуха из Эфиопии (Деян. 8:35-39), Савла Тарсянина (Деян. 9:17, 18; 22:12-16), Корнилия с домом его (Деян. 10:30-48), Лидии и ее домашних (Деян. 16:13-15), темничного стража из Филипп и его домашних (Деян. 16:25-34) и Криспа со всем домом его (Деян. 18:8). Людям никогда не следует самонадеянно рисковать благодатью Божьей, откладывая свое повиновение приглашению евангелия. Как сказал Павел коринфянам: «Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения» (2 Кор. 6:2).

Крещение | С Богом по жизни | Дзен