Найти в Дзене
Рассказы каждый день

Пока он уговаривал меня на "общее", я сделала всё личным

Оглавление

Церковь Святого Сергия стояла как раненая птица — с осыпавшейся штукатуркой и потемневшими от времени куполами. Я приехала сюда в субботу утром с кистями и скребками, как и каждые выходные последние три месяца. Реставрация шла медленно, но каждый очищенный сантиметр фрески казался маленьким чудом.

— Простите, а где тут главный по штукатурке? — голос прозвучал за спиной, когда я соскабливала краску с деревянного иконостаса.

Обернулась — мужчина средних лет с мешком извести на плече. Седоватые виски, добрые глаза, от него пахло старым одеколоном и свежим морозом. Руки рабочие, но ухоженные.

— Это отец Михаил знает, — кивнула я на священника у алтаря. — А вы новенький?

— Андрей, — он поставил мешок и протянул руку. — Услышал, что тут добрые люди храм восстанавливают. Подумал, грех не помочь.

Его рукопожатие было теплым и крепким. Я неожиданно засмущалась — давно не пожимала мужских рук.

— Вера. Я тут иконы чищу... когда получается.

— Красивое имя. И дело красивое, — он оглядел мою работу. — Смотрю, у вас рука набита. Художник?

— Была когда-то. Сейчас больше реставратор-любитель.

Андрей прищурился, разглядывая почти проступившие краски на доске.

— А ведь она живая становится под вашими руками. Вот этот ангел — он же улыбается теперь!

Я посмотрела на икону свежим взглядом. Действительно — лик ангела, очищенный от поздних записей, словно оживал.

— Знаете что, — сказал Андрей, засучивая рукава, — а давайте я вам стену подготовлю? Чтобы краска легла как надо. Я в этом деле не новичок.

Весь день мы работали рядом. Он месил известь и смешивал растворы, я продолжала свою тонкую работу. Иногда он рассказывал истории из своей жизни — как в молодости восстанавливал церкви в Псковской области, как научился различать краски по запаху, как его бабушка говорила, что в каждой иконе живет частичка Бога.

— А вы давно одна? — спросил он ближе к вечеру, когда мы убирали инструменты.

Вопрос прозвучал деликатно, без назойливости.

— Муж умер два года назад. Сердце.

— Прости Господи, — он перекрестился. — Тяжело, наверное.

— Привыкаю жить заново.

Андрей кивнул, словно понимал без слов.

— Знаете, Вера, а ведь мы с вами хорошую команду составили сегодня. Может, и в следующую субботу увидимся?

Домой я ехала с каким-то странным волнением в груди. Давно такого не было — чтобы день пролетел незаметно, чтобы хотелось рассказать кому-то о работе, чтобы в голове крутились чужие слова и интонации.

Вечером, заваривая чай, поймала себя на том, что напеваю. Когда это случилось в последний раз?

Тепло чужого дома

— Не хотите зайти на чай? — спросила я, когда через две недели Андрей проводил меня до машины после очередного дня в церкви. — Живу тут рядом, в пяти минутах.

Он не заставил себя упрашивать.

Моя кухня встретила нас запахом яблочного пирога и легким беспорядком — на столе лежали альбомы с набросками, на подоконнике сохли кисти. Андрей с интересом рассматривал мои работы, пока я суетилась с чайником.

— Вот это что? — он показал на портрет дочери.

— Лена, моя дочь. Живет в Питере, работает в музее.

— Красивая девочка. На вас похожа. А это кто?

Я взглянула туда, куда он показывал — фотография на холодильнике, где мы с Сергеем на даче, он обнимает меня за плечи, оба смеемся.

— Муж, — тихо ответила.

Андрей бережно отвел взгляд.

— Простите, не хотел...

— Да ничего. Просто еще не привыкла убирать.

Мы пили чай с лимоном и медом. Андрей рассказывал о своих путешествиях — как реставрировал храмы в Кижах, как жил месяц в скиту на Валааме, как научился понимать язык старых мастеров по одним только мазкам кисти.

— А вы музыку любите? — неожиданно спросил он.

— Какую?

— Да любую живую. Вот у меня в машине старые кассеты лежат...

Через минуту на моей кухне звучали песни группы "Браво". Андрей тихо подпевал, постукивая пальцами по столу. Я смотрела на него и думала, как давно в этом доме не звучал мужской голос.

— Знаете, Вера, — сказал он, когда музыка стихла, — вам идет эта тишина. Но и смех вам тоже идет.

— Я редко смеюсь теперь.

— А зря. У вас такой смех... словно колокольчик звенит.

Он встал, подошел к окну, посмотрел на мой маленький садик, где под снегом спали кусты смородины.

— Уютно у вас. По-домашнему. Я уже забыл, что такое бывает.

— А вы где живете?

— Снимаю комнату у одной бабушки. Временно, пока работу ищу постоянную.

Что-то в его интонации заставило меня насторожиться, но он тут же переключился на другую тему.

— А можно завтра заехать? У меня есть хорошая грунтовка для икон, хочу показать.

Когда он ушел, я долго сидела на кухне, слушая тишину. Но теперь она была другой — не пустой, а наполненной ожиданием. Впервые за два года мне хотелось, чтобы завтра наступило быстрее.

Перед сном, чистя зубы, поймала свой взгляд в зеркале. Глаза блестели. Когда это случилось в последний раз?

Голос совести

— Мам, а он нормальный? — Лена откусывала яблоко, сидя на табурете посреди кухни. Приехала неожиданно, в пятницу вечером, сказала, что соскучилась.

— Что ты имеешь в виду? — я мыла посуду, стараясь говорить равнодушно.

— Ну этот твой Андрей. Ты о нем уже месяц рассказываешь.

— Не месяц, а три недели. И ничего особенного не рассказываю.

— Мам, ты купила новую помаду. И кофточку. И вообще... ты какая-то другая стала.

Я обернулась. Лена смотрела серьезно, без намека на насмешку.

— Плохо, что другая?

— Не знаю. Ты правда счастлива? Или просто боишься снова остаться одна?

Вопрос больно ударил. Я выключила воду, вытерла руки полотенцем.

— Почему ты так спрашиваешь?

— Потому что я тебя знаю. Ты всегда была... как бы это сказать... самодостаточной. А сейчас в каждом слове про него слышится какая-то тревога.

Лена была права, и я это чувствовала. Андрей звонил нерегулярно, иногда пропадал на несколько дней, объясняя это работой. На мои вопросы о планах отвечал уклончиво. А я ловила себя на том, что жду его звонков, как подросток.

— Может, я просто отвыкла от отношений, — сказала я, садясь напротив дочери.

— Мам, а что ты о нем знаешь? Где работает, где жил раньше, есть ли у него дети?

— Он рассказывает постепенно...

— За месяц?

— За три недели, — поправила я и сама услышала, как глупо это прозвучало.

Лена допила свой чай, поставила кружку на стол.

— Послушай, я не против того, чтобы у тебя кто-то был. Но только... не торопись, ладно? Ты стоишь того, чтобы тебя узнавали не спеша и по-честному.

Ночью я долго не могла заснуть. Слова дочери крутились в голове, как заноза. А ведь действительно — что я знаю об Андрее? Красивые истории, обаятельную улыбку, умелые руки... И странное ощущение, что он всегда немного играет роль.

Утром он позвонил и предложил съездить в Троице-Сергиеву лавру.

— Там сейчас такая красота — снег, тишина. И я хочу показать вам одну икону...

Я согласилась, но весь день ловила себя на том, что внимательно слушаю его интонации, ищу фальшь. И находила — в том, как он уходил от прямых вопросов, как менял тему, когда разговор касался его прошлого.

Но его рука была теплой, глаза добрыми, а в лавре он молился искренне. И я думала: может, Лена просто ревнует? Может, я слишком подозрительна?

Только вечером, когда он торопливо попрощался, сославшись на важные дела, я поняла: дочь была права. Что-то здесь не так.

Исчезновение

Он пропал во вторник. Просто перестал отвечать на звонки.

Сначала я подумала — заболел. Потом — может, что-то случилось. К вечеру среды уже представляла больницы и аварии. К четвергу поняла: если бы что-то серьезное, мне бы сообщили. Ведь сообщили бы?

В пятницу, когда я уже готова была ехать к той бабушке, у которой он снимал комнату (адреса я не знала, но район он упоминал), пришло сообщение:

"Верочка, прости, что молчал. Срочно уехал в Суздаль — там нашлась работа по реставрации. Интернета почти нет, телефон плохо ловит. Скучаю."

И фотография — старинная икона в золотом окладе.

Я смотрела на экран и не знала, радоваться или злиться. Радоваться, что он жив и здоров. Злиться, что не предупредил. А может, это я слишком многого хочу? Мы же не муж и жена, даже не... А кто мы, собственно?

На следующий день пришло еще одно фото — заснеженный храм на фоне золотого заката. "Смотри, какая красота. Вернусь — покажу тебе это место."

Вернусь... Когда? Через неделю? Месяц?

Я написала: "Когда планируешь быть дома?" Ответа не было три дня.

Потом: "Работа затягивается. Но я думаю о тебе."

Думает... А я не думаю, а живу этими мыслями. Каждый день проверяю телефон десятки раз. Каждый вечер жду звонка. Каждую субботу еду в церковь и смотрю на дверь — а вдруг?

Через две недели он прислал фото себя на фоне Спасо-Евфимиева монастыря. Небритый, в шапке-ушанке, улыбается. "Скоро домой. Соскучился."

Я ответила: "Я тоже скучаю." И это была правда. Но правда была и в том, что за эти две недели я отвыкла ждать. Научилась засыпать, не проверив телефон. Научилась планировать выходные, не оставляя время для его звонков.

А когда через месяц он наконец вернулся — загорелый, веселый, с подарками и извинениями — я поняла: что-то во мне изменилось. Я была рада его видеть. Но уже не готова была строить жизнь вокруг его появлений и исчезновений.

Хотя старалась этого не показывать.

Разговор о деньгах

— Андрей, а давайте обсудим наши расходы? — я поставила перед ним кружку с чаем и села напротив. Он уже месяц практически жил у меня — приходил вечером, оставался на ночь, уходил утром на работу. Которая, кстати, все время была разной: то реставрация, то стройка, то "временный подряд".

— Какие расходы? — он поднял брови, отрываясь от телефона.

— Ну, еда, коммунальные... Ты же здесь бываешь каждый день.

Андрей отложил телефон, посмотрел на меня внимательно.

— Вера, ты что, счет выставляешь?

Тон изменился мгновенно. Из мягкого стал колючим.

— Нет, конечно. Просто подумала, что мы могли бы... ну, разделить как-то...

— А я думал, мы семья почти. А семье считать неприлично.

— Но ведь у каждого свой бюджет...

— У меня сейчас сложный период, — он встал, прошелся по кухне. — Думал, ты понимаешь. А ты мне тут... как управдом какая-то.

Я замолчала. В груди что-то сжалось — знакомое чувство вины. Всегда так: стоило заговорить о чем-то практическом, как становилась виноватой.

— Извини, — сказала тихо. — Не хотела тебя обидеть.

— Да ладно уж, — он вернулся к столу, но настроение было испорчено. — Просто я не привык... В общем, если что, сам разберусь.

Остаток вечера мы молчали. Я мыла посуду, он смотрел телевизор. Когда я принесла ему свежие полотенца и поставила зубную щетку в стакан рядом со своей, он сказал:

— Спасибо, хорошая ты. Прости, что резко ответил.

И поцеловал в макушку. И я растаяла. Как всегда.

Но ночью лежала и думала: почему он так отреагировал? Почему простой разговор о деньгах стал проблемой? И главное — почему я сразу начала извиняться?

Утром, когда он ушел, я посчитала расходы за последний месяц. Цифра получилась внушительной. Не критичной, но заметной. И дело было даже не в деньгах, а в том, что он принимал все как должное. Как будто я обязана его содержать.

А может, я действительно мелочная? Может, любовь не измеряется деньгами?

Только почему тогда у меня такое чувство, что меня используют?

Вечером он пришел с букетом тюльпанов и бутылкой вина.

— За что праздник? — спросила я.

— За то, что ты у меня есть, — ответил и обнял так крепко, что вопросы отпали сами собой.

Но где-то глубоко внутри червячок сомнения остался. И с каждым днем грыз все больше.

Портрет незнакомца

— Посиди немного, — попросила я, доставая мольберт. — Хочу тебя нарисовать.

Андрей устроился в кресле у окна, взял в руки книгу. Февральский свет был мягким, идеальным для портрета.

— Только не делай меня слишком красивым, — засмеялся он. — А то не поверят, что это я.

Я начала с общих контуров. Лицо получалось легко — знакомые черты, привычные пропорции. Но когда дошла до глаз, что-то пошло не так.

— Можешь посмотреть на меня? — попросила.

Он оторвался от книги, но взгляд был рассеянным, словно мысли были где-то далеко.

— О чем думаешь?

— Да так, о работе. Завтра, кажется, новый объект начинаем.

Я продолжала рисовать, но что-то мешало. Обычно портреты давались мне легко — я умела ловить суть человека, его внутреннее состояние. А тут словно рисовала незнакомца.

— Андрей, а расскажи о своей семье, — сказала, не отрываясь от холста. — Ты почти ничего не рассказываешь.

— Да что там рассказывать. Родители умерли давно, родственники по стране разбросаны. Я человек простой, без особых историй.

— А дети у тебя есть?

Он помолчал несколько секунд. Совсем чуть-чуть, но я заметила.

— Нет. Не сложилось как-то.

— А замужем был?

— Жил с одной женщиной лет пять. Не подошли друг другу.

Снова эта пауза. Микро-задержка перед ответом.

Я подняла глаза от холста и посмотрела на него внимательно. Он смотрел в окно, профиль спокойный, но что-то в посадке головы выдавало напряжение.

— Можешь повернуться ко мне? Хочу глаза дорисовать.

Когда он посмотрел на меня, я увидела то, что раньше не замечала. Или не хотела замечать. Глаза добрые, но в них нет тепла. Улыбка обаятельная, но не доходит до глаз. Как у человека, который привык играть роль.

— Все, устал, — он встал, подошел посмотреть на портрет. — Ой, а я тут какой-то грустный получился.

Я взглянула на рисунок свежим взглядом. Действительно — на бумаге был не веселый обаятельный Андрей, а усталый мужчина с отстраненным взглядом. Словно он не здесь, не со мной, а где-то очень далеко.

— Может, переделаешь? — предложил он. — А то я тут как на поминках.

— Нет, — сказала я. — Так честнее.

Он пожал плечами, но портрет больше не комментировал. А я весь вечер думала: почему моя рука нарисовала именно это? Почему на бумаге получился не тот человек, которого я, казалось бы, знаю?

Художники говорят, что кисть иногда видит больше, чем глаза. В тот вечер я поняла, что это правда.

Чужое имя

— Оль... ой, Верочка, ты не обижайся, я сейчас кофе сварю.

Андрей говорил, не поворачиваясь, стоя спиной ко мне у плиты. А я сидела за столом с недоконченным завтраком и чувствовала, как что-то холодное разливается в груди.

— Что ты сказал? — спросила тихо.

— Что кофе сварю.

— Нет, перед этим.

Он обернулся, в глазах мелькнула паника, которую он тут же постарался скрыть за улыбкой.

— Да ничего. Может, показалось?

— Ты назвал меня Олей.

— Нет, что ты. Зачем мне... Ты же Вера.

Но я видела, как он нервно мнет полотенце в руках. Видела, как бегают глаза. И самое главное — я точно слышала это "Оль".

— Андрей, я не глухая. И не дура. Ты назвал меня чужим именем.

Он поставил турку на плиту, подошел, сел рядом. Взял мою руку.

— Верочка, ну что ты. Может, я думал о работе. Там одну женщину Олей зовут...

— На работе?

— Ну да. Она... менеджер там, документы ведет.

Я убрала руку. Посмотрела на него внимательно. И впервые за все эти месяцы увидела его таким, какой он есть. Без флера влюбленности, без розовых очков. Обычный мужчина, который врет. Неумело и топорно.

— Ты знаешь, что самое обидное? — сказала я спокойно. — Не то, что ты назвал меня чужим именем. А то, что ты считаешь меня настолько глупой, что поверю в эту чушь про менеджера.

— Вера, ну что ты...

— Я не чужое имя, — перебила я. — И не запасной вариант. И не та, с кем можно просто "быть рядом", пока ты разбираешься со своими делами.

Он замолчал. Кофе начал закипать, турка шипела на плите.

— У тебя есть кто-то еще, да? — спросила я.

Долгая пауза. Потом:

— Было. Но это сложно...

— Сложно — это когда человек болен или в другом городе. А у тебя что — просто удобно иметь несколько вариантов?

— Не несколько. Но... я же не обещал тебе ничего конкретного.

Вот оно. Честность, которой мне так не хватало все эти месяцы. Горькая, но честность.

— Знаешь, — встала я, — спасибо за откровенность. Правда спасибо. Наконец-то я понимаю, где стою.

— Вера, давай поговорим нормально...

— Мы уже поговорили. Кофе выключи, а то убежит.

Он так и стоял у плиты, когда я ушла в комнату собирать его вещи. Их оказалось на удивление мало — зубная щетка, футболка, носки. Как будто он и не собирался задерживаться надолго.

Может, так и было.

Плес. Белое безмолвие

Я уехала в Плес в тот же день. Просто села в машину и поехала — без планов, без бронирования гостиницы, без теплых вещей. Хотелось быть где-то далеко от этой кухни, где еще витал запах его одеколона, от спальни, где на подушке остались чужие волосы.

В Плесе было тихо и снежно. Я сняла комнату в доме у пожилой женщины рядом с Волгой, купила в магазине холст, краски и кисти. Первый раз за много лет — не для реставрации, а для себя.

Первые три дня только ходила по набережной и смотрела на реку. Лед еще не встал, вода была темной и спокойной. Туристов почти не было — не сезон. Только местные жители и редкие художники, которые, как и я, искали в этой тишине что-то свое.

— Писать будете? — спросила хозяйка дома, Анна Петровна, подавая чай с вареньем.

— Не знаю. Хочется, но не знаю что.

— А вы не думайте. Руки сами знают.

На четвертый день я поставила мольберт на берегу. Холст был белым, как этот февральский день. Я смотрела на него и не знала, с чего начать. Раньше всегда была задача — восстановить, воссоздать, вернуть изначальный вид. А тут нужно было создать что-то свое. Что именно?

Первая линия появилась сама собой. Горизонт. Потом небо — не просто серое, а сложное, с оттенками жемчуга и серебра. Потом вода — темная, но живая. И снег на берегу — не белый, а голубоватый, розоватый на закате.

Я писала и плакала. Тихо, без всхлипов. Просто слезы сами лились, а рука двигалась по холсту. Писала и понимала: вот оно, то, что я искала все эти месяцы. Не любовь к кому-то, а любовь к самой жизни. К этому моменту, к этому свету, к этой тишине.

— Красиво получается, — сказал кто-то за спиной.

Обернулась — мужчина лет шестидесяти в дорогом пальто, с тростью.

— Вы художник? — спросила.

— Коллекционер. А вы — настоящий художник. Это видно.

— Я реставратор.

— Нет, — он покачал головой, — вы художник. Реставраторы копируют, а вы создаете. Эта картина живая.

Живая... Да, именно так я и чувствовала. Впервые за много лет что-то живое выходило из-под моей кисти.

— Если решите продать — вот моя карточка, — протянул он визитку. — У меня галерея в Москве.

Вечером, в своей комнатке, я смотрела на почти готовую картину и думала об Андрее. Странно, но злости не было. Была благодарность. Если бы не эта история, не эта боль, я бы никогда не приехала сюда. Никогда не взяла бы кисть в руки для себя.

Иногда люди приходят в нашу жизнь не для того, чтобы остаться. А для того, чтобы показать дорогу к самим себе.

Последнее сообщение

Сообщение пришло, когда я уже собиралась домой из Плеса. Неделя одиночества и творчества сделала свое дело — я чувствовала себя целой. Впервые за долгое время.

"Верочка, давай встретимся и поговорим спокойно. Я понимаю, что был неправ. Просто давай будем рядом, без лишних ожиданий и претензий. Нам же хорошо вместе."

Я перечитала сообщение несколько раз. Еще месяц назад эти слова заставили бы мое сердце биться чаще. Еще месяц назад я бы согласилась на любые условия, лишь бы он остался.

А теперь я видела эти слова такими, какими они были на самом деле. "Без лишних ожиданий" — значит, без права что-то требовать. "Без претензий" — значит, без права на честность. "Нам же хорошо вместе" — а кому именно хорошо? Ему, который получает уют, заботу и тепло, ничего не давая взамен?

Я открыла окно в комнате — февральский воздух был морозным и чистым. Где-то внизу плескалась Волга, стучал дятел по старой березе, лаяли собаки. Жизнь шла своим чередом, и в этой жизни было место для всего — для радости и печали, для встреч и расставаний, для ошибок и новых открытий.

Только не для отношений, где нужно умалять себя, чтобы устроить другого.

Я начала печатать ответ, потом стерла. Начала снова — снова стерла. Что сказать человеку, который предлагает тебе крохи со своего стола и считает это щедростью?

В итоге не написала ничего. Просто удалила сообщение.

Это было красноречивее любых слов.

Вечером позвонила Лена.

— Мам, как дела? Как твой Плес?

— Прекрасно. Картину написала. Первую за много лет.

— Серьезно? А про что?

— Про зиму. Про тишину. Про то, что жизнь может быть красивой, даже когда она не такая, как планировалось.

— А Андрей как? Писал?

Я помолчала, глядя в окно на заснеженную Волгу.

— Андрей больше не пишет. И я ему тоже.

— Понятно, — голос дочери стал мягче. — А ты как?

— А я хорошо. Правда хорошо. Знаешь, оказывается, можно быть счастливой не от того, что кто-то тебя выбрал, а от того, что ты сама себя выбрала.

— Мам, а ты приедешь в Питер? У меня тут выставка в музее готовится, хочу показать.

— Обязательно приеду. С картиной приеду.

Утром я загрузила вещи в машину. Картина лежала на заднем сиденье, аккуратно завернутая в старое одеяло. Анна Петровна проводила меня до калитки.

— Другая стала, — сказала она, оглядывая меня внимательно. — Приезжайте еще.

— Обязательно. Может, осенью.

По дороге домой я думала о том, что произошло за эти месяцы. Я встретила человека, влюбилась, разочаровалась, пережила боль. Самая обычная история. Но в итоге получила нечто гораздо более ценное, чем отношения с Андреем. Я получила себя обратно.

Питер. Новое начало

Галерея в центре Петербурга была небольшой, но уютной. Старинные стены, паркетные полы, высокие окна. Моя картина висела в дальнем углу зала — скромно, но достойно. Рядом табличка: "Вера Синицына. Февраль в Плесе. 2025."

— Не верится, что это твоя работа, — Лена стояла рядом, рассматривая картину. — Она какая-то... живая очень.

— Так и должно быть.

Мы медленно шли по залу, рассматривая другие работы. Современное искусство, абстракция, реализм — все вперемешку. Но каждая картина рассказывала чью-то историю.

— А знаешь, что я думаю? — сказала Лена, когда мы остановились у окна с видом на Невский. — Думаю, эта история с Андреем была тебе нужна.

— Чтобы пострадать?

— Чтобы проснуться. Ты же после папиной смерти словно заснула. Жила, но не по-настоящему. А сейчас ты снова живая.

Может, дочь была права. Может, иногда нужно ошибиться, чтобы найти правильную дорогу. Нужно потеряться, чтобы найти себя.

— Мам, а тебе не страшно теперь? Одной, я имею в виду.

— Знаешь, страшно было тогда, когда я зависела от чужого настроения, от чужих звонков, от чужого решения остаться или уйти. А сейчас... Сейчас я не одна. Я с собой. А это совсем другое дело.

Мы вышли из галереи на Невский. Шел легкий снег, в воздухе пахло весной, хотя до нее было еще далеко. Люди спешили по своим делам, кто-то смеялся, кто-то говорил по телефону, кто-то просто шел и думал о своем.

— Куда пойдем? — спросила Лена.

— Давай просто погуляем. Без планов.

И мы пошли по Невскому, две женщины — мать и дочь, каждая со своей судьбой, со своими радостями и печалями. Но сейчас мы были вместе, и этого было достаточно.

Телефон молчал в кармане. И это тоже было хорошо.

Где-то в Сергиевом Посаде остался мужчина, который так и не понял, что предлагал мне крохи вместо хлеба. Где-то в Москве висела моя картина в частной коллекции — галерист купил ее в тот же день, как я привезла из Плеса.

А я шла по Петербургу и знала: это не конец истории. Это начало. Начало жизни, где я сама выбираю, с кем быть, куда идти, что чувствовать. Где слово "одна" не означает "брошенная", а означает "свободная".

Думала, это последний шанс на любовь. А оказалось — первый шанс на себя.

Снег падал медленно и красиво, и каждая снежинка была неповторимой. Как каждый день. Как каждый выбор. Как каждая новая страница жизни, которую еще предстояло написать.

Рекомендуем к прочтению