Резьба по дереву имеет глубокие корни в истории России и является важной частью народного художественного промысла. Этот вид искусства возник в древности, когда наши предки использовали древесину для создания орудий труда, посуды и предметов домашнего обихода. На протяжении веков резьба совершенствовалась от обычных узоров до сложнейших шедевров.
Автор: Яна Подбельская
Немного истории
Самой древней находкой считается Шигирский идол. По оценкам специалистов, скульптура была изготовлена из лиственницы в VIII тысячелетии до нашей эры. Артефакт обнаружили в ходе археологических раскопок на территории России, недалеко от Екатеринбурга.
Однако популярность резьба по дереву приобрела лишь в XV веке. Особенно активно искусство развивалось в XVI-XVII веках, когда мастера создавали резные изделия для храмов и домов. На Руси этот промысел назывался резным делом, а выполняемый рисунок — ознамёнка.
«На протяжении многих веков мастера изображали в дереве свой быт, затрагивали волнующие темы, украшали фасады домов и тем самым вносили огромный вклад в развитие наших промыслов и нашего искусства», — рассказал мастер-резчик по дереву Олег Пьянков.
Одним из самых известных мастеров XV века считается монах Амвросий. Большую часть своей жизни он провёл в Троице-Сергиевом монастыре, где и создал школу троицких резчиков и ювелиров. При этом традициям его мастерства следовали не только в монастыре, но и за его пределами.
Техники резьбы на Руси
На Руси мастера использовали простые инструменты и техники. Прорезные узоры часто были вдохновлены природой: листья, цветы и животные, что подчёркивало связь человека с окружающим миром. Самой древней техникой является резьба по плоской поверхности. В Успенском соборе Московского Кремля до сих пор хранится пример данного орнамента. Для такой резьбы характерны повторяющиеся линии, ковровый узор с более мягкой поверхностью.
С течением веков резьба по дереву приобрела новые формы и стили. В XVII веке стал распространяться готический стиль, взятый из немецкой резьбы. В 1660 году знаменитый архитектор Декенпин использовал этот мотив для украшения царской столовой. В это же время стали появляться новые инструменты и термины, а мастера начали изготавливать резьбу по немецким мастерским книгам.
Современное искусство
С началом промышленной революции и массового производства в XIX веке искусство резьбы по дереву стало менее распространённым. Но, несмотря на это, традиции продолжали передаваться из поколения в поколение. В XX веке резьба получила новое дыхание благодаря возрождению интереса к народным промыслам и фольклору. Так, самой знаменитой деревянной игрушкой стала Матрёшка. Она состояла из 3, 8 или 12 кукол.
«Сохранение традиций резьбы по дереву должно осуществляться на государственном уровне. Это культурный код. Своего рода передача опыта поколений сквозь века. Что для этого может сделать каждый? Интересоваться. Люди тянутся к дереву так или иначе. Кто-то через обучение у состоявшихся мастеров становится резчиком и продолжает традиции, а кто-то покупает у мастеров их творения и тоже становится носителем традиций», — поделился Олег Пьянков.