Можно ли представить древнего римлянина, валяющегося на пляже и купающегося в морских волнах, как современного отпускника? Вряд ли. Хотя море было совсем рядом, купание в нём не считалось ни полезным, ни приятным. А уж загар был признаком низкого социального статуса. Смуглая кожа означала, что человек работает под открытым солнцем — скорее всего, раб или бедняк. Уважающие себя патриции и знатные матроны берегли бледность кожи, предпочитая прохладную тень.
Тем не менее туризм в Риме был развит — и по духу напоминал современный. Люди ездили ради спорта, развлечений, знаний или лечения. Римляне, вдохновлённые греками, устраивали собственные состязания, куда съезжались атлеты и болельщики. Гладиаторские бои, изначально имевшие ритуальное значение, со временем стали частью общественных игр и привлекали толпы зрителей, хотя сами гладиаторы считались ниже статусом, чем спортсмены.
Римляне также активно ездили по святым местам — совершать жертвоприношения, советоваться с оракулами. Именно из религиозных практик вырос первый медицинский туризм: при храмах Асклепия по всей Империи (а их было около шестидесяти) работали аналоги современных санаториев. Там принимали как больных, так и тех, кто хотел просто укрепить здоровье.
Развитая дорожная сеть с постоялыми дворами и трактирами способствовала путешествиям. Правда, обеспеченные граждане предпочитали перемещаться со своим обозом, где были слуги, еда, палатки и повара, чтобы не зависеть от чужих условий. В гостиницах могли ночевать простолюдины, но знать избегала таких мест. Удобства — не главное, важно было сохранить привычный образ жизни и не делить крышу с плебсом.
Курортные зоны существовали, но выглядели иначе, чем сейчас. Главной точкой притяжения был не пляж, а термы — бани с минеральной и термальной водой. Одним из самых известных мест отдыха были Байи, на берегу Неаполитанского залива. Там находились "Кумские воды" — серные источники, которые ценились за лечебные свойства. Термы в Байях занимали площадь в 40 тысяч квадратных метров, разделённую на зоны. Среди них — три фригидария, где купающиеся могли остыть после горячих ванн.
Аристократы нередко покупали поместья рядом с такими курортами. Одно из популярных направлений — полуостров Сирмионе на озере Гарда. Здесь отдыхал поэт Катулл, посвятивший этому месту строки:
Среди островов и полуостровов Нептуна,
Ты — жемчужина, мой Сирмион!
Кроме горячих источников римляне ценили лечебные грязи. Бальнеологические курорты располагались по всей Империи — даже на её границах. Например, в «маркианском лесу», ныне Шварцвальде, находился римский город Цивитас Аурелия Аквензис. После разрушения в эпоху Великого переселения народов, это место спустя века вновь стало курортом под именем Баден-Баден. Термы существовали и в древнем Будапеште — тогда это был город Аквинкум, столица Нижней Паннонии. Там действовало 6 гражданских и 5 военных купален — благодаря близости римских легионов.
Термальные комплексы были распространены и в самой Италии. Современные курортные города с приставкой Terme — Montegrotto, Montecatini, Monsummano — стоят прямо на руинах римских бань. Хотя римляне в этих местах действительно «загорали», выглядело это не как у нас. Сенека описывает открытые зоны терм, где люди, по его словам, «варились под солнцем». Вода в бассейнах нагревалась солнечными лучами, создавая эффект природной парной — не пляж, но всё же полезная процедура.
В итоге можно сказать: древние римляне были настоящими знатоками отдыха, путешествий и лечения. Но купание в море и лежание на песке им были чужды. Их идеальный отпуск — это термы, рощи, источники и… ни капли загара.
Теперь ты знаешь больше! Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы проводить время в Интернете с пользой!