Марина Смирнова, партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP, рассказвает об инвестиционной привлекательности Крыма в сфере гостиничного бизнеса.
Какой совокупный номерной фонд отелей в Крыму? Как показатель поменялся год к году?
Если смотреть на данные Росстата, то в 2023 году в Крыму было 1630 коллективных средств размещения на 75 152 номера. (Информация на апрель 2025 года).
Росстат показывает также положительную динамику предложения 2023/22 гг рост числа номеров на 823 единицы. Но Росстат приводит данные отчитавшихся перед ним хозяйствующих субъектов.
Эти данные не полные, а также они волатильны: так, в 2021 году в Крыму фиксировалось больше номеров, чем в 2022 и 2023 годах:z
2021 → 75 248
2022 → 74 329
2023 → 75 152
Кроме того, в Крыму, по данным Министерства курортов и туризма, насчитывается еще не менее 70 тыс. номеров в гостевых домах (то есть, с учетом «серого сектора» предложение номеров фактически удваивается). Но в этом сегменте сложно отследить динамику предложения – гостевые дома должны указать информацию о себе в реестре коллективных средств размещения региона до сентября 2025 года. До этого они нигде официально не учитывались и сказать точно, как изменялось их количество за последние 3 года сложно.
Мы полагаем, что их количество сокращалось: если учесть, что Министерство туризма Крыма заявляло о турпотоке в 9 млн туристов в 2021 году, то в 2024 году отдыхающих было порядка 6 млн человек (5,59 млн по итогам первых 10 месяцев 2024 года).
Таким образом, снижение турпотока (по тем данным, которые приводило Министерство – на 50%) не могло не сказаться на частном бизнесе. А учитывая, что эта часть бизнеса (гостевые дома, апартаменты и т.д.) достаточно гибкая, в отличие от «традиционных» КСР, то скорее всего, количество номеров на рынке сократилось за счет сезонного предложения частного сектора (серого сектора). Насколько - точно сказать невозможно, но не менее, чем на 15-20%.
Активность инвесторов по реализации гостиничных проектов в Крыму растет или снижается? С чем это связано?
В 2022 году активность приостановилась, что было связано с СВО и закрытием аэропорта. Сейчас часть проектов реализуется, хотя не такими темпами, как до СВО (здесь, в основном, проблемы логистики, поставок, удлинения сроков поставок в целом и в Крым в том числе).
В 2024 году добавлялись проблемы с кредитами – рост стоимости кредитов. Но это – для новых проектов. В начале 2025 года более активно «пошла» реклама комплексов апартаментов. Видимо, процессы, которые начались в марте-апреле (переговоры с США, ожидания отмены санкций и признания статуса Крыма) подогревают аппетиты инвесторов, склонных к риску.
Сейчас рынок недвижимости Крыма недооценен по сравнению с Сочи, и порог входа на рынок не очень высокий в плане стоимости – средняя стоимость апартаментов в Крыму в 3 раза ниже, чем в Сочи. Как только ситуация нормализуется, Крым резко вырастет в цене.
В ожидании этого инвесторы начинают со своей стороны «прогревать» рынок. Кроме того, в Крыму нет еще таких жестких ограничений (хотя бы формальных),как в Сочи, на строительство апартаментов вместо гостиниц. И если в Сочи строят и продают гостиницы, то в Крыму – квартиры вместо гостиниц.
Какую доходность демонстрируют гостиничные проекты в Крыму?
Доходность гостиничных проектов в Крыму сейчас ниже, чем в Сочи. Выше сезонность (высокий сезон – лето, потом – кто как сможет).
В Сочи есть альтернатива морю – горы (зимой и летом), там прекрасно развита инфраструктура, есть все для отдыха.
В Крыму горы есть, но инфраструктуры в горах нет. Там нет возможностей для катания на лыжах, а те возможности, которые отдых в горах мог бы предоставить, не реализованы.
Если в Сочи средняя загрузка по данным Росстата в 2023 голу была 47,9%, то в Крыму – 25,6%. Средняя цена продажи номера – 7,6 тыс. в Сочи и 3,6 тыс. в Крыму. Это, конечно, усредненные цифры, Мрия, например, до закрытия аэропорта работала на уровне лучших отелей Сочи. Но в среднем инфраструктура Крыма для всесезонного отдыха развита недостаточно.
Сколько сетевых гостиничных операторов сейчас работают в Крыму? Они наращивают или сокращают фонд?
В Крыму до недавнего времени не было профессиональных гостиничных операторов кроме Гелиопарка. Был проект «Рэдиссон Санрайз» в Алуште, но оператор вышел из проекта еще в 2015-16 году. Сейчас в Крыму представлен оператор UPRO и «Маринс Групп». «Алеан», Космос» планируют развиваться.
Департамент гостиничного бизнеса и туризма CMWP оказывает услуги для широкого перечня объектов туристской инфраструктуры. Если вы хотите проконсультироваться по какому-либо вопросу, оставьте заявку на сайте: https://u.to/sQ9JIg
Еще больше материалов от экспертов по по гостиничному бизнесу и туризму CMWP читайте здесь: