Найти в Дзене

Фатальный "подарок" отчима. Как группа "Лицей" задушила талант Насти Макаревич

Давно я не ничего не писал в неформальную рубрику канала "Блестящие неудачники", и сегодня в ней - довольно неожиданный персонаж. Не могу сказать, что я люблю и часто смотрю российские телевизионные музыкальные шоу, однако, некоторые из них, цепляют мое внимание, особенно те, в которых выступают “сбитые летчики” - артисты, чья популярность давно в прошлом. Я всегда за них очень радуюсь, хотя, к сожалению, не всегда эти шоу помогают им выйти из кризиса, даже если на нём они демонстрируют прекрасную творческую форму. Иногда, певцы подтверждают мое о них хорошее мнение, например Сергей Челобанов, Шура или Алексей Глызин, иногда раскрываются с новой стороны, как Азиза или Алексей Гоман.  Но был один единственный случай, когда артист полностью перевернул мое представление о себе, и я сидел с открытым ртом у экрана с мыслью “Ужель та самая Татьяна?” . И этим артистом была…Анастасия (Настя) Макаревич. Вот кто бы мне сказал лет двадцать - не поверил бы ни за что.. Вообще, к группе Лицей, на

Давно я не ничего не писал в неформальную рубрику канала "Блестящие неудачники", и сегодня в ней - довольно неожиданный персонаж.

Не могу сказать, что я люблю и часто смотрю российские телевизионные музыкальные шоу, однако, некоторые из них, цепляют мое внимание, особенно те, в которых выступают “сбитые летчики” - артисты, чья популярность давно в прошлом. Я всегда за них очень радуюсь, хотя, к сожалению, не всегда эти шоу помогают им выйти из кризиса, даже если на нём они демонстрируют прекрасную творческую форму.

Иногда, певцы подтверждают мое о них хорошее мнение, например Сергей Челобанов, Шура или Алексей Глызин, иногда раскрываются с новой стороны, как Азиза или Алексей Гоман

Но был один единственный случай, когда артист полностью перевернул мое представление о себе, и я сидел с открытым ртом у экрана с мыслью “Ужель та самая Татьяна?” . И этим артистом была…Анастасия (Настя) Макаревич. Вот кто бы мне сказал лет двадцать - не поверил бы ни за что..

Вообще, к группе Лицей, на моей памяти, отношение и со стороны критиков, и со стороны слушателей было, ну такое, несколько скептическое..Уж очень она была гладенькая, правильно спродюсированная, и из-за этого - скучноватая, несмотря на наличие одного суперхита - да, того самого “Осень, осень, ну давай чего-то спросим.. “ Витающая над группой звездная фамилия не столько помогала, сколько наводила на размышления, что группу тянут в эфир благодаря связям, что ее имидж отнюдь не улучшало..

Вообще, с этой фамилией получилось довольно забавно. Настя Макаревич до 16 лет носила фамилию своего биологического отца - журналиста Александра Капралова, и только при получении паспорта решила поменять ее на фамилию отчима - музыканта и продюсера  Алексея Макаревича. Который тоже, на самом деле, по рождению - вовсе не Макаревич, а Меерович, а фамилию себе взял мамину, Веры Григорьевны Макаревич, тетки Андрея Макаревича. Несмотря на родственные узы, одну альма-матер, и общую тусовку, (Алексей в 70-е годы играл в группе Воскресение), взаимоотношения между двумя Макаревичами были не то чтобы очень тесные, во всяком случае, мне не удалось найти никаких упоминаний о том, чтобы их, что-то  кроме фамилии, связывало в творческом плане. 

Андрей Сапунов, Алексей Романов, Михаил Шевяков, Евгений Маргулис, Сергей Кавагоэ, Алексей Макаревич. 1994 год
Андрей Сапунов, Алексей Романов, Михаил Шевяков, Евгений Маргулис, Сергей Кавагоэ, Алексей Макаревич. 1994 год

Итак, официальная версия гласит, что идея создания группы Лицей появилась в 1991 году, когда Алексей Макаревич пришел на концерт “Детского Театра Эстрады” и увидел выступление своей падчерицы Насти и ее подруг - Лены Перовой и Изольды Ишханишвили. Дебют группы с названием “Каникулы” состоялся на сцене программы “Звуковая Дорожка”, а через два месяца девочки, котрым  тогда было по 14-15 лет, выступили у Юрия Николаева в “Утренней Звезде” уже как Лицей.

Однако, настоящая узнаваемость, я думаю, пришла к группе после того, как по телевизору начали крутить клип с песней “Домашний арест”.

В золотом составе группа просуществовала до 1997 года, когда из нее со скандалом выгнали Лену Перову. Несмотря на то, что группа изначально  строилась папой - Макаревичем вокруг Насти, что-то с уходом харизматичной Перовой разладилось, и Лицей медийно ушел куда-то на второй план, перестал выпускать запоминающиеся песни, а после смерти Алексея - и вовсе почти  пропал с радаров, хотя группа не прекращала свою деятельность, и официально, существует по сию пору, хотя кроме Насти, участницы в ней поменялись по нескольку раз. 

В общем, теперь вы, наверное,  понимаете, что я до недавнего времени думал о Насте Макаревич. А я о ней вообще не думал, для меня она осталась где-то в 90-х, в когорте исчезнувших с горизонта исполнителей, не неприятных, но и невыдающихся..

И вот, совершенно случайно, два года назад я натыкаюсь на передачу “Суперстар”, и ведущая Лолита Милявская объявляет, что Настя Макаревич исполнит песню Леди Гаги. 

В моем сознании это какие-то разные планеты, и я протер воображаемые очки в ожидании лютого трэша. И .. просчитался. Отличное получилось исполнение. Настя не пыталась копировать оригинал, легко и свободно двигалась, (с учетом того, что она все-таки не Беонсе и не Рианна, и танцы на сцене - не ее амплуа)  не побоялась облачиться в довольно откровенный туалет (а ей все таки 46, не все в этом возрасте держат себя в соответствующей форме).

В общем, у меня произошел разрыв шаблона: ничего от стереотипного статичного образа вечной девушки с гитарой из трио, не было видно. На сцене была задорная тетка, уверенная в себе, и получающая огромное удовольствие от происходящего на сцене. 

Надо сказать, что почти весь проект Настя (или продюсеры шоу, не знаю как там этот процесс происходит) подбирала для  не самые удобные и очевидные для перепевания песни, такие как, например, “Зурбаган” и “Как молоды мы были”, которые редко у кого получаются не то что лучше оригинального исполнения, но и хотя бы сколько-нибудь убедительно. И, надо признать, и та и другая песня у Насти Макаревич удались, особенно “Зурбаган”.. 

Не буду перечислять все номера Макаревич в шоу, желающие могут сами с ними ознакомиться. Скажу только, что конкурс Настя не выиграла, уступив Алексею Глызину. На гала-концерте она взяла себе очередную “неудобную” песню - коронку Полины Гагариной “Спектакль окончен”, и справилась с ней, на мой взгляд, блестяще. 

В общем, резюмируя мои впечатления: я увидел незаурядного артиста, с широким  творческим диапазоном, из которого просто прет энергетика и любовь к тому, чем она занимается. И тут возникает не просто вопрос, а вопросище: Настя, что ты делала последние двадцать с лишним лет? 

Итак, сделаем ретроспективный анализ, и посмотрим, что у Насти Макаревич пошло в карьере не так, и почему. 

Корень проблемы, на мой взгляд кроется в решении Алексея Макаревича “подарить” своей падчерице группу. 

-3

С одной стороны, с точки зрения продюсера - решение не такое уж и плохое. Не знаю почему, но раскрутить группу, по факту, зачастую, проще, чем сольного исполнителя. К тому же, вероятно, Алексею, как старому рокеру, именно такой формат виделся солидным и перспективным.

Вообще, в шоу-бизнесе, группа группе рознь. В рок-музыке, как правило, каждый член коллектива несет определенную уникальную функцию,  а внимание слушателей концентрируется на фронтмене. В поп-группах, особенно собранных по гендерному признаку, внимание слушателей как-бы размазывается - если вам не нравится солирующая девушка, то возможно, вас привлечет другая - то есть, за счёт внутреннего разнообразия, расширяется потенциальная аудитория. Некоторые продюсеры доводят этот принцип до абсурда, и так появляется какая-нибудь группа Стрелки с десятком мелькающих на сцене и на экране девушек. 

То, что хорошо для менеджеров и продюсеров, не всегда хорошо для артистов, и выпрыгнуть из группы для того, чтобы начать сольную карьеру, получается отнюдь не у всех.

Помимо того фактора, что группа крадёт внимание слушателя у каждого её члена, есть ещё одна вещь - в отличие от сольного исполнителя, группе сложнее перестроиться: её инерция значительно сильнее, приходится учитывать индивидуальные особенности каждого её члена, и поле для творческих разногласий как между участниками группы с продюсером, так между собой, достаточно обширно. 

Взяв в группу Лицей Настиных подруг  - Лену Перову и Изольду Ишханишвили, Алексей Макаревич поделил внимание слушателей на три, хотя, возможно, замысел был в том, чтобы они служили оправой Настиному бриллианту. Однако, Лена и Изольда были отнюдь не статистами, и Настя на их фоне несколько потерялась. 

К тому же, сам выбранный формат группы - три девушки с гитарами наперевес, с одной стороны, апеллировал к аудитории, предпочитающей "поп для головы", а то и софт-рок, но, с другой стороны, оказался довольно статичным и негибким: участницы либо сидели, либо стояли перед микрофонами, вцепившись в свои гитары, которые являлись не столько инструментами, сколько аксессуарами, и это, на мой взгляд, сильно ограничивало зрелищный потенциал коллектива, при том, что всамделишной рок-группой они все равно не выглядели.

Как мне кажется, группа исчерпала себя к 1997 году, и уход Перовой был тем звоночком, после которого нужно было сворачивать лавочку. Участницы уже вышли к тому времени из заявленного в названии возраста, утратив трогательную свежесть юности, на которой, во многом, держалось некоторое обаяние коллектива. Выбранная концепция также не сулила особого продвижения ни в сторону более коммерческой музыки, ни в стан "серьезных" команд.

Однако тут Алексей и Настя Макаревичи, на мой взгляд, совершили фатальную ошибку, вцепившись, за казалось бы, уже раскрученный и выстраданный проект. Последовала череда сменяющих одна другую девушек, но, как это часто в таких случаях бывает, с каждой переменой слагаемых, результат становился всё хуже. Группа Лицей задушила, как артиста, в своих объятиях Настю Макаревич, не дав ей реализовать в полной мере свой незаурядный талант, который, неожиданно для всех, так ярко проявился в проекте “Суперстар”. 

К сожалению, последствия этой ошибки преодолеть очень сложно, если, вообще, возможно. Во всяком случае, судя по прошедшему с момента выхода шоу времени, никаких перемен в музыкальной карьере Анастасии Макаревич не произошло,  и шансов на то, что это случится в будущем практически нет. 

Ещё про "блестящих неудачников":