Давно я не ничего не писал в неформальную рубрику канала "Блестящие неудачники", и сегодня в ней - довольно неожиданный персонаж.
Не могу сказать, что я люблю и часто смотрю российские телевизионные музыкальные шоу, однако, некоторые из них, цепляют мое внимание, особенно те, в которых выступают “сбитые летчики” - артисты, чья популярность давно в прошлом. Я всегда за них очень радуюсь, хотя, к сожалению, не всегда эти шоу помогают им выйти из кризиса, даже если на нём они демонстрируют прекрасную творческую форму.
Иногда, певцы подтверждают мое о них хорошее мнение, например Сергей Челобанов, Шура или Алексей Глызин, иногда раскрываются с новой стороны, как Азиза или Алексей Гоман.
Но был один единственный случай, когда артист полностью перевернул мое представление о себе, и я сидел с открытым ртом у экрана с мыслью “Ужель та самая Татьяна?” . И этим артистом была…Анастасия (Настя) Макаревич. Вот кто бы мне сказал лет двадцать - не поверил бы ни за что..
Вообще, к группе Лицей, на моей памяти, отношение и со стороны критиков, и со стороны слушателей было, ну такое, несколько скептическое..Уж очень она была гладенькая, правильно спродюсированная, и из-за этого - скучноватая, несмотря на наличие одного суперхита - да, того самого “Осень, осень, ну давай чего-то спросим.. “ Витающая над группой звездная фамилия не столько помогала, сколько наводила на размышления, что группу тянут в эфир благодаря связям, что ее имидж отнюдь не улучшало..
Вообще, с этой фамилией получилось довольно забавно. Настя Макаревич до 16 лет носила фамилию своего биологического отца - журналиста Александра Капралова, и только при получении паспорта решила поменять ее на фамилию отчима - музыканта и продюсера Алексея Макаревича. Который тоже, на самом деле, по рождению - вовсе не Макаревич, а Меерович, а фамилию себе взял мамину, Веры Григорьевны Макаревич, тетки Андрея Макаревича. Несмотря на родственные узы, одну альма-матер, и общую тусовку, (Алексей в 70-е годы играл в группе Воскресение), взаимоотношения между двумя Макаревичами были не то чтобы очень тесные, во всяком случае, мне не удалось найти никаких упоминаний о том, чтобы их, что-то кроме фамилии, связывало в творческом плане.
Итак, официальная версия гласит, что идея создания группы Лицей появилась в 1991 году, когда Алексей Макаревич пришел на концерт “Детского Театра Эстрады” и увидел выступление своей падчерицы Насти и ее подруг - Лены Перовой и Изольды Ишханишвили. Дебют группы с названием “Каникулы” состоялся на сцене программы “Звуковая Дорожка”, а через два месяца девочки, котрым тогда было по 14-15 лет, выступили у Юрия Николаева в “Утренней Звезде” уже как Лицей.
Однако, настоящая узнаваемость, я думаю, пришла к группе после того, как по телевизору начали крутить клип с песней “Домашний арест”.
В золотом составе группа просуществовала до 1997 года, когда из нее со скандалом выгнали Лену Перову. Несмотря на то, что группа изначально строилась папой - Макаревичем вокруг Насти, что-то с уходом харизматичной Перовой разладилось, и Лицей медийно ушел куда-то на второй план, перестал выпускать запоминающиеся песни, а после смерти Алексея - и вовсе почти пропал с радаров, хотя группа не прекращала свою деятельность, и официально, существует по сию пору, хотя кроме Насти, участницы в ней поменялись по нескольку раз.
В общем, теперь вы, наверное, понимаете, что я до недавнего времени думал о Насте Макаревич. А я о ней вообще не думал, для меня она осталась где-то в 90-х, в когорте исчезнувших с горизонта исполнителей, не неприятных, но и невыдающихся..
И вот, совершенно случайно, два года назад я натыкаюсь на передачу “Суперстар”, и ведущая Лолита Милявская объявляет, что Настя Макаревич исполнит песню Леди Гаги.
В моем сознании это какие-то разные планеты, и я протер воображаемые очки в ожидании лютого трэша. И .. просчитался. Отличное получилось исполнение. Настя не пыталась копировать оригинал, легко и свободно двигалась, (с учетом того, что она все-таки не Беонсе и не Рианна, и танцы на сцене - не ее амплуа) не побоялась облачиться в довольно откровенный туалет (а ей все таки 46, не все в этом возрасте держат себя в соответствующей форме).
В общем, у меня произошел разрыв шаблона: ничего от стереотипного статичного образа вечной девушки с гитарой из трио, не было видно. На сцене была задорная тетка, уверенная в себе, и получающая огромное удовольствие от происходящего на сцене.
Надо сказать, что почти весь проект Настя (или продюсеры шоу, не знаю как там этот процесс происходит) подбирала для не самые удобные и очевидные для перепевания песни, такие как, например, “Зурбаган” и “Как молоды мы были”, которые редко у кого получаются не то что лучше оригинального исполнения, но и хотя бы сколько-нибудь убедительно. И, надо признать, и та и другая песня у Насти Макаревич удались, особенно “Зурбаган”..
Не буду перечислять все номера Макаревич в шоу, желающие могут сами с ними ознакомиться. Скажу только, что конкурс Настя не выиграла, уступив Алексею Глызину. На гала-концерте она взяла себе очередную “неудобную” песню - коронку Полины Гагариной “Спектакль окончен”, и справилась с ней, на мой взгляд, блестяще.
В общем, резюмируя мои впечатления: я увидел незаурядного артиста, с широким творческим диапазоном, из которого просто прет энергетика и любовь к тому, чем она занимается. И тут возникает не просто вопрос, а вопросище: Настя, что ты делала последние двадцать с лишним лет?
Итак, сделаем ретроспективный анализ, и посмотрим, что у Насти Макаревич пошло в карьере не так, и почему.
Корень проблемы, на мой взгляд кроется в решении Алексея Макаревича “подарить” своей падчерице группу.
С одной стороны, с точки зрения продюсера - решение не такое уж и плохое. Не знаю почему, но раскрутить группу, по факту, зачастую, проще, чем сольного исполнителя. К тому же, вероятно, Алексею, как старому рокеру, именно такой формат виделся солидным и перспективным.
Вообще, в шоу-бизнесе, группа группе рознь. В рок-музыке, как правило, каждый член коллектива несет определенную уникальную функцию, а внимание слушателей концентрируется на фронтмене. В поп-группах, особенно собранных по гендерному признаку, внимание слушателей как-бы размазывается - если вам не нравится солирующая девушка, то возможно, вас привлечет другая - то есть, за счёт внутреннего разнообразия, расширяется потенциальная аудитория. Некоторые продюсеры доводят этот принцип до абсурда, и так появляется какая-нибудь группа Стрелки с десятком мелькающих на сцене и на экране девушек.
То, что хорошо для менеджеров и продюсеров, не всегда хорошо для артистов, и выпрыгнуть из группы для того, чтобы начать сольную карьеру, получается отнюдь не у всех.
Помимо того фактора, что группа крадёт внимание слушателя у каждого её члена, есть ещё одна вещь - в отличие от сольного исполнителя, группе сложнее перестроиться: её инерция значительно сильнее, приходится учитывать индивидуальные особенности каждого её члена, и поле для творческих разногласий как между участниками группы с продюсером, так между собой, достаточно обширно.
Взяв в группу Лицей Настиных подруг - Лену Перову и Изольду Ишханишвили, Алексей Макаревич поделил внимание слушателей на три, хотя, возможно, замысел был в том, чтобы они служили оправой Настиному бриллианту. Однако, Лена и Изольда были отнюдь не статистами, и Настя на их фоне несколько потерялась.
К тому же, сам выбранный формат группы - три девушки с гитарами наперевес, с одной стороны, апеллировал к аудитории, предпочитающей "поп для головы", а то и софт-рок, но, с другой стороны, оказался довольно статичным и негибким: участницы либо сидели, либо стояли перед микрофонами, вцепившись в свои гитары, которые являлись не столько инструментами, сколько аксессуарами, и это, на мой взгляд, сильно ограничивало зрелищный потенциал коллектива, при том, что всамделишной рок-группой они все равно не выглядели.
Как мне кажется, группа исчерпала себя к 1997 году, и уход Перовой был тем звоночком, после которого нужно было сворачивать лавочку. Участницы уже вышли к тому времени из заявленного в названии возраста, утратив трогательную свежесть юности, на которой, во многом, держалось некоторое обаяние коллектива. Выбранная концепция также не сулила особого продвижения ни в сторону более коммерческой музыки, ни в стан "серьезных" команд.
Однако тут Алексей и Настя Макаревичи, на мой взгляд, совершили фатальную ошибку, вцепившись, за казалось бы, уже раскрученный и выстраданный проект. Последовала череда сменяющих одна другую девушек, но, как это часто в таких случаях бывает, с каждой переменой слагаемых, результат становился всё хуже. Группа Лицей задушила, как артиста, в своих объятиях Настю Макаревич, не дав ей реализовать в полной мере свой незаурядный талант, который, неожиданно для всех, так ярко проявился в проекте “Суперстар”.
К сожалению, последствия этой ошибки преодолеть очень сложно, если, вообще, возможно. Во всяком случае, судя по прошедшему с момента выхода шоу времени, никаких перемен в музыкальной карьере Анастасии Макаревич не произошло, и шансов на то, что это случится в будущем практически нет.