Найти в Дзене
В мире идей

Самые первые книги-хорроры на Руси: начало жанра ужасов

Когда на Руси зародилась первая литература ужасов? Чем пугали читателя древние авторы? Давайте попробуем забраться в самые дебри древней литературы, связанной с страхом, жестокостью и мистикой... 1. Сказание о Дракуле-воеводе (конец XV века) Итак, самый древний памятник русской прозы, которая относится именно к художественной литературе - это «Сказание о Дракуле-воеводе», написанное в 1480-1490 годах. Автор Сказания доподлинно неизвестен, но есть наиболее вероятный претендент на авторство - Федор Курицын, дьяк Ивана III. Именно он был в описываемое время в Румынии, а значит, быть свидетелем событий или узнать о них из первых уст, и мог заниматься литературным трудом в это время. Это первое в истории Руси беллетристическое произведение, не являющееся переводом. А также первое произведение, написанное с художественной целью, а не ради поучения людей на примерах знакомых им святых или правителей. Сказание есть в сети, оно совсем короткое и... жуткое. Мистики в нем нет, только жестокость,

Когда на Руси зародилась первая литература ужасов? Чем пугали читателя древние авторы? Давайте попробуем забраться в самые дебри древней литературы, связанной с страхом, жестокостью и мистикой...

1. Сказание о Дракуле-воеводе (конец XV века)

Сказание о Дракуле-воеводе
Сказание о Дракуле-воеводе

Итак, самый древний памятник русской прозы, которая относится именно к художественной литературе - это «Сказание о Дракуле-воеводе», написанное в 1480-1490 годах. Автор Сказания доподлинно неизвестен, но есть наиболее вероятный претендент на авторство - Федор Курицын, дьяк Ивана III. Именно он был в описываемое время в Румынии, а значит, быть свидетелем событий или узнать о них из первых уст, и мог заниматься литературным трудом в это время. Это первое в истории Руси беллетристическое произведение, не являющееся переводом. А также первое произведение, написанное с художественной целью, а не ради поучения людей на примерах знакомых им святых или правителей.

Сказание есть в сети, оно совсем короткое и... жуткое. Мистики в нем нет, только жестокость, для нашего времени совершенно дикая. Рассказывает оно о Владе III Цепеше, но, конечно, не как о вампире, а как о страшном и беспощадном правителе Валахии, который был крайне жесток и, по мнению автора и современников, невероятно справедлив. В общем, рекомендую к прочтению, и предлагаю поделиться впечатлением в комментариях.

2. Повесть о бесноватой жене Соломонии (1670-е)

Картинка для примера
Картинка для примера

В конце XVII века в Великом Устюге священник Ияков (так он подписал свой труд) создал повесть, наполненную страхом, болью, множеством страданий человека перед лицом судьбы. Героиня по имени Соломония была крещена пьяным попом, из-за чего демоны смогли завладеть ею.

В день ее  свадьбы они впервые покусились на ее свободу. Дьявол постучал в дверь, и она впустила его, подумав, что это ее муж пришел домой. Это привело к долгим годам страданий героини от нечистой силы. Издевательства, нас.илие, похищения, болезни - все это подробно описывается в повести о несчастной Соломонии. Напоминает «6 демонов Эмили Роуз» по эмоциональной окраске. Ну или у меня такое богатое воображение...

Она даже рожала детей от демонов, которые тут же забирали своих отпрысков в свой мир.

Отец Соломонии был священником, но и он не мог помочь своей дочери. Только длительные молитвы, поездки по монастырям и храмам спасли в итоге главную героиню.

Что ж, это настоящая мистическая повесть, посвященная страху и беспомощности перед бесовской силой простого человека.

3. Повесть о Савве Грудцыне (XVII)

Повесть о Савве Грудцыне
Повесть о Савве Грудцыне

Еще одна повесть о бесовских силах и их власти над человеком. Здесь мы впервые в русской литературе видим сделку с дьяволом. Главный герой, в честь которого и названо произведение, на момент начала событий 12-летний мальчик, едет в Орел, чтобы выполнять задание отца по торговой части. Там он вступает в порочную связь с женой друга отца, у которого он поселился.

Однажды во время церковного праздника Савва отвергает ласки любовницы, боясь греха. Она решает отомстить ему, и подмешивает ему в напиток приворотное зелье, после чего способствует его выдворению из дома. В момент отчаяния и под действием зелья Савва встречает юношу, который становится его товарищем и предлагает написать грамоту. Это, конечно, договор продажи души дьяволу. Герой, ничего не поняв, соглашается, и сюжет ведет его дальше уже в сопровождении дьявола-помощника.

Чем кончается повесть? Конечно, победой добра над злом.

4. Остров Борнгольм (1794)

Карамзин
Карамзин

Повесть Николая Карамзина, конечно, не относится к жанру ужасов, зато это первый образец готического стиля в России. В самом деле, повесть овеяна мрачной и пронзительной атмосферой, здесь есть и тайна, и замок, и прекрасные страдающие герои. Образец мастерства Карамзина, говорящий о фатальности человеческой жизни, о слабости человека перед природой и людскими законами.

Повесть написана от первого лица, герой - путешественник, плывет на корабле домой в Россию. Во время остановки он встречает загадочного и печального молодого человека, который поет грустную песню. Слова этой песни запечатляются в памяти героя, и он решает исследовать замок на острове Борнгольм. Ведь именно с ним как-то связано страдание загадочного юноши...

Рекомендую прочитать и поделиться мнением в комментариях.