Найти в Дзене
Легкое чтение: рассказы

Удобная Маша

У Маши было много подруг. Точнее, у подруг была Маша. Хорошая, добрая, а главное, всегда готовая прийти на помощь. Она помогала всем и всегда, даже в ущерб себе. Работала менеджером в маленькой фирме, где делала кучу чужой работы, а после нее заступала на вторую смену под названием «безотказная подруга».

Ей как-то с детства вбили в голову, что отказывать просящему в помощи ― это некрасиво и неприлично. Потому что мама была такой:

― Доча, я в субботу поеду к тете Гале на дачу. Обещала ей помочь помидоры подвязать.

― Мама, ну мы же собирались с тобой одежду мне летнюю посмотреть. Мне вообще не в чем ходить, а уже жара.

― Ну мы с тобой после моей работы в понедельник сходим. Она так просила, что я не могла отказать. Она говорит: приезжай, помоги. А я что скажу? «Нет, не могу»? Неудобно. Знает же, что у меня выходной, и что я свободна.

А в тот день, когда они собирались в магазин за одеждой, мама звонила и говорила, что сегодня задержится:

― Срочный отчет на меня повесили. Евгения Петровна заболела, Ирочке детей из сада забирать, поэтому буду делать я. Пока не сделаю ― не уйду. Не можем же отчет не отправить, тогда все по голове получим.

― Мам, ну ты же не начальник отдела. Это не твоя ответственность.

― Ну я же здесь работаю, дочь. Мы делаем одно общее дело, и если я могу сейчас помочь ― я должна. Да и Сергей Сергеевич просил все сделать до завтра. Мне как-то неудобно отказать. Что люди скажут? Что я не сделал работу, а просто встала и ушла?

Другую бы это взбесило, но Маша понимала, что мама все делает правильно. Да и как можно отказать человеку в помощи? Как можно подвести и не сделать того, что у тебя просят? Он же ― этот человек ― не справится без тебя. Да и отказать неудобно. Вот и стала Маша такой же, как ее мама. Удобной для всех.

Она засиживалась на работе долго, потому что, по просьбам коллег, делала для них презентации и всякие отчеты.

― Машуль, сможешь мне сделать презентацию? У меня у мелкой собрание в садике, там нужно быть обязательно, а завтра презентацию сдавать. Не успеваю сделать, ― просила коллега Лена.

― Да у меня йога сегодня вообще-то.

― Ну завтра сходишь. Не последнее же сегодня занятие там. А я, если на собрание не попаду ― потом проблемы будут.

― Ну, хорошо, сделаю. На йогу в субботу схожу.

― Здорово, спасибо, ты настоящий друг. Файлы для презентации я тебе на почту сбросила. Там посмотришь, как лучше. Я вообще в этом не разбираюсь, а ты у нас мастер презентаций. Верю в тебя и люблю всем сердцем. Пока-пока.

Но в субботу Маша тоже не попала на йогу. Подруга Света срочно переезжала, и ей нужно было помочь с вещами. Она позвонила рано утром, еще не было и семи.

― Маш, ну представляешь, мне сегодня нужно квартиру освободить. Хозяйка такой скандал закатила, и до понедельника она ждать не будет. Да я и сама здесь не хочу быть. Я уже машину заказала. Только вещи мне нужно собрать. Одна не справлюсь. Поможешь?

― Да, конечно. А Кирилл тоже будет?

― Нет, он на работе занят. Не сможет. Но я сказала, что моя Машуня меня выручит, и чтобы он не отпрашивался.

― Да, конечно, помогу.

Маша на ходу съела бутерброд, выпила полкружки чая, закрутила волосы и ненакрашенная вылетела из дома. Не было времени без спешки приготовить красивый бутерброд, пожарить омлет, заварить любимый травяной чай и спокойно позавтракать, не было времени помыть голову и сделать макияж. Подруга ждала, и нужно было мчаться немедленно.

Попала ли Маша на следующей неделе на йогу, которую так любила? Конечно, нет. Друг Дима улетел в отпуск и просил присмотреть за его котом. Нужно было ездить на другой конец города и кормить животное, потому что: «Я хотел попросить соседей. Но у них маленький ребенок, Маш. Как-то неудобно. Ребенок же дело хлопотное, а тут еще мой Маркус. А вдруг забудут, забегаются, и он будет голодный сидеть. Мне спокойнее, если ты будешь за ним следить».

Маша очень любила животных и не могла позволить, чтобы Маркус остался голодный и без присмотра. Поэтому теперь она ездила к нему каждый вечер и приезжала домой уже около одиннадцати. А еще она любила детей и никогда не отказывала подругам в том, чтобы посидеть с их малышами. Пока приятельницы бегали на маникюр, ходили в бассейн, на шопинг и на свидания, Маша развлекала их детей.

«Ну вот будут свои ― ты поймешь, как это важно для молодой мамы ― хотя бы на пару часов выбраться куда-то и отдохнуть», ― говорили ей.

Ей звонили, когда нужно было найти что-то на маркетплейсах по хорошей цене, отыскать дешевые билеты или гостиницы, разобраться с документами, приготовить торт и вкусную пасту, найти редкое лекарство, косметику, скидку на конкретный холодильник.

Да, у всех был интернет в смартфонах, и каждый мог сесть и найти то, что ему требуется. Но это же нужно сидеть, искать и тратить время. Зачем, когда есть безотказная Маша, которая сама найдет, а еще закажет, съездит заберет и привезет тебе?

Однажды Маша собиралась в поездку на море. Наступил долгожданный отпуск. Это вообще было удивительно ― урвать отпуск летом. Повезло так повезло. Наконец-то отдохнет. Она купила билеты на автобус, забронировала гостиницу, раскидала все дела перед отъездом, закрыла все. Осталось упаковать чемодан и утром поехать на вокзал.

Около полуночи, когда она искала в одной из коробок свои любимые босоножки с цветами, зазвонил телефон. Это была коллега Лена.

― Привет. Прости, что так поздно. Ты же не уехала еще?

― Привет. Нет, не уехала. Утром автобус.

― Маш, ты можешь меня выручить?

― Постараюсь. А что случилось?

― Маш, меня по скорой забрали. Игорь в командировке, сможет приехать только через три дня. Милану мне не с кем на эти дни оставить. Сейчас она у соседки, но та не будет с ней сидеть ― всем же на работу утром.

― Ох, а что с тобой случилось? Что-то серьезное?

― Да не думаю. Я в гинекологии. Сказали, понаблюдают и потом решат. Ситуация не критическая, но домой нельзя, чтобы потом еще раз не ехать экстренно.

― Лен, ну у меня отпуск. А бабушки, дедушки? Из родственников никто не может с ней посидеть?

― Нет, мы же одни здесь. Родня далеко. Не к кому обратиться, некому помочь. Маш, на тебя вся надежда.

Маша задумалась. Долгожданный отпуск, море. Как долго она его не видела, и как она по нему скучает! Но с другой стороны… Лена здесь одна, в больнице, муж уехал, дочку не с кем оставить. И из больницы ей не сорваться. Вдруг что-то серьезное. Вдруг угроза жизни. А отпуск… Ну не последний же отпуск в жизни. А такая ситуация непредвиденная раз в жизни случается. Надо помочь. Неудобно отказать. Лена же знает, что ей не нужно на работу, и она, в принципе, свободна.

И Маша согласилась.

― Машунь, спасибо большое. Ты действительно меня выручила. Настоящая подруга. Я тебе сейчас адрес скину. Ключи у соседки забери. Я ее предупрежу. Лучше сейчас поезжай, Милану забери домой, чтобы она в своей кроватке спала. Испугалась, моя птичка бедная.

― Хорошо. Мне такси нужно вызвать. Транспорт уже не ходит.

― Да, вызывай. Так быстро до меня доберешься. Я тебе скину список, что готовить ей на завтрак, что где лежит. Она аллергик, там надо все правильно делать и ничего лишнего не добавлять в еду.

― Да, присылай. Я все сделаю.

Маша устроилась у Лены и занималась Миланой. Та категорически отказалась ходить в детский сад без мамы, и Маша целыми днями сидела с ребенком.

«Маш, не нужно водить ее в сад. Она не хочет, она без меня в стрессе, не надо еще больше усугублять ее состояние. Ты же все равно там, пусть дома побудет. Не хочу, чтобы она нервничала и переживала», ― говорила по телефону Лена.

Маша быстро адаптировалась и ловко управлялась с Миланой: готовила еду, читала книги, лепила из пластилина, раскрашивала зверей и принцесс в раскраске. Лена постоянно звонила и давала ценные указания: мультики не разрешай смотреть, книжку читай эту, а не ту, приготовь вот это, если не будет есть, то овощи. Не заставляй, не разрешай одно, другое, третье, а вот четвертое ― наоборот, можно.

Маша порядком устала, к тому же у нее жутко болела спина, потому что она спала на очень неудобном диване на кухне. Прошло четыре дня, и Лена, наконец, выписалась из больницы и приехала домой. Игорь, кстати, раньше приехать не смог, как того ждала Маша.

Лена благодарила Машу за то, что та помогла им с ребенком и выручила в этой непростой ситуации.

― Спасибо тебе огромное. Вот хорошо, что мы есть друг у друга. Вот, что значит настоящая дружба. Всегда поможем, всегда выручим.

― Да, я очень рада была тебе помочь. Жаль, что на море не получилось съездить.

― Ну успеешь еще. Когда у тебя еще отпуск?

― В ноябре только. Ладно, Лен, мне пора. Очень устала.

― Да, давай, ― подруга обняла Машу. ― Спасибо большое. Я буду кормить Милану и отдыхать.

Маша приехала домой и плюхнулась на диван. Как же она устала за эти дни, вот это отпуск получился. В доме царил хаос. Как она собиралась в тот вечер на море, так все и побросала здесь: пляжная сумка, шляпа, босоножки, полупустой чемодан. Обидно было, что так получилось. Но она была очень рада, что смогла помочь Лене. Это же больница, здоровье, ребенок один, неудобно отказать. Но от этого не легче все равно. Отпуск пропал. Оставшиеся дни она проведет дома, и теперь неизвестно когда увидит море.

От размышлений ее отвлек телефонный звонок. Это была Лена. Наверное, еще раз хочет поблагодарить.

― Маш, привет, ― затараторила подруга. ― Скажи, пожалуйста, а ты в нашу комнату с Игорем заходила?

― Ну, конечно, заходила. Милана везде бегала, играла. Несколько раз на вашей кровати прыгала. Я ей не разрешала, но она все равно скакала.

― Там шкатулка на полке около телевизора стоит. Ты ее трогала?

― Какая шкатулка? Нет, не трогала. А что случилось?

― Маш, тут такое дело. Там деньги были. Приличная сумма. А сейчас их нет. Ты не знаешь ничего об этом?

― Ну, конечно, не знаю. Лен, ты что? Ну какие деньги? Ты думаешь, я сидела с твоей дочкой и шарилась по вашим ящикам?

― Маш, я так не думаю. Но денег нет, и кроме тебя здесь никого не было. Что мне думать?

― Откуда я знаю? Как ты можешь меня подозревать? К тебе скорая приезжала, соседка приходила. Дома было полно людей.

― Да, но никто не приходил в эту комнату. Маш, давай так: если это ты, переведи мне их сейчас на карту, и мы об этом забудем.

― Лена, я ничего не брала! ― закричала Маша. ― Ты что, меня в краже сейчас обвиняешь? Как ты можешь такое говорить?

― Маш, тут больше никого не было. Я буду ждать от тебя перевод. Если нет, мне придется звонить в полицию.

Лена повесила трубку.

Маша не могла поверить, что это сейчас все с ней происходит. Ее подруга обвиняла ее в воровстве. Ее, Машу, которая в жизни никогда ничего чужого не взяла, которая на работе стеснялась взять из чьей-то банки ложку кофе или ручку со стола у коллеги. Потому что нельзя, неудобно брать без спроса. Что люди скажут? Что у нее своего нет? А тут деньги!

Маша расплакалась. Как же это обидно! Она вдруг поняла, как она от всего устала. Устала бросать все и сломя голову бежать помогать. Устала выбирать не себя, а других. Устала не ходить на йогу, не пить с утра любимый кофе без суеты, не ездить в отпуск. Устала. А теперь ее еще обвиняют в воровстве.

И как теперь быть? А если и правда, Лена в полицию пойдет? Или директору расскажет и обвинит в воровстве?

От мыслей ее отвлек телефонный звонок. Звонила Лена. Опять, наверное, будет ругаться и угрожать.

― Машенька, привет. Ну нашлись деньги. Я их сама в спешке переложила, а потом забыла. Скорая, больница, Миланка, такой стресс жуткий. Вообще об этом забыла. А после разговора с тобой вдруг вспомнила, что они в ящике, в тумбочке. Извини, что так получилось. Ты же не сердишься?

― Лен, мне неприятно было это слышать. Как ты могла подумать, что я украла?

― Маш, ну устала жутко, перенервничала, вот и наговорила тебе всякого. Извини.

― Хорошо. Пока.

― Маш, Маш, подожди, еще хотела попросить…

Маша не дослушала и выключила телефон. Наверно, впервые в жизни она не дослушала чью-то просьбу и не испытывала из-за этого чувства вины. Да и вообще, после этой ситуации с Леной ей вдруг стало все равно. Она поняла, что устала спасать и помогать, и что в попытке помочь всем она теряет самое главное ― себя, свою жизнь и свое время.

И после этого случая Маша стала учиться выбрать себя. Делать то, что хочется, проводить время так, как хочется и не менять свои планы из-за того, что у кого-то что-то случилось. Вдруг ее друзья начали слышать: «Нет, я не могу. Нет, я не могу, я устала. Нет, не могу, у меня нет времени. Нет, не могу, я смотрю сериал ― очень ждала новый сезон. Нет, не могу, попроси кого-нибудь другого». А иногда они ей звонили рано утром или поздно вечером, а она не отвечала. Неужели спала или не слышала? И не перезванивала, как раньше.

Друзья не понимали, что случилось. Говорили между собой, что она изменилась. А кто-то даже обижался и злился, что Маша своим отказом сорвала ему или ей планы. Злились и переставали общаться. И как-то подруг у нее стало меньше, ей реже звонили и как будто вообще забыли о ней. Маша переживала. Она вдруг поняла, что у нее рядом и нет никого, а были только друзья-потребители, и это было безумно грустно. Маша больше не хотела тратить свою жизнь на других, не хотела помогать и не слышать даже слов благодарности.

И она решила все круто изменить. Поменяла работу, начала ходить на йогу, пилатес и на танцы, ездить в маленькие путешествия по выходным и копить деньги на поездку на море за границу. Она начала жить так, как хочется, и окружать себя людьми, которые ценили ее и тоже хотели помочь. Таких людей было немного, но зато это были настоящие друзья. И это было счастье.

Автор: Юлия С.

Янтарные бусы

– Зинка, совесть у тебя есть? – Чубкина, руки в боки, ноги на ширине плеч, раззявила варежку, хрен заткнешь, – я тебя спрашиваю, морда ты помойная? А? Глаза твои бесстыжие, напаскудила, и в сторону? Я не я, и лошадь не моя? А ну, спускайся! Спускайся, я тебе говорю.

Зинка сидела на крыше. Как она туда забралась, и сама не помнит. Но от Чубкиной Людки и в космос улетишь, не заметишь. Страху эта бабенка нагнать может. У нее не заржавеет. С крыши Чубкина кажется не такой уж и большой: кругленький колобок в халате. Но это – оптический обман: у Чубкиной гренадерский рост, и весит Чубкина, как хороший бегемот.

«И угораздило меня…» - нервно думает Зинка, - «Теперь век на крыше сидеть буду»

Ее раздражало, что Чубкина орала на всю ивановскую, позоря несчастную Зинку. Хотя, чего тут такого удивительного? Зинка опозорена на весь поселок не раз, и не два. Зинка – первый враг супружеского счастья, кошка блудная. Так ее величают в Коромыслах, большом селе Вологодской области. Зинку занесли сюда жизненные обстоятельства, о которых она предпочитала молчать.

Зинка задолжала кое-кому очень много рублей. Пришлось продавать квартиру. Дяди в кожаных куртках попались гуманные. В чистое поле ее не выгнали, отправили Зинку в село, в домик о трех окнах и дряхлой печке – живи, радуйся, и не говори, что плохо с тобой поступили. Пожалели тебя, Зинка, ибо ты – женского полу, хоть и непутевая. Так что, можешь дальше небо коптить и местных баб с ума сводить. Это твое личное дело, и дядей не касается, тем более, что натешились тобой дяди вдоволь! Скажи спасибо, что не продали Суренчику – сидела (лежала, точнее) бы у него, пока не подохла.

Зинка коптила и сводила с ума. Местный участковый Курочкин зачастил в храм, где задавал один и тот же вопрос:

- За что? Чем я провинился, Господи?

Господь молчал, сурово взирая с иконы на Курочкина, словно намекал Курочкину на всякие блудные мыслишки, которые тоже гуляли в круглой Курочкинской голове. А все из-за Зинки, так ее растак, заразу. Мало того, что мужичье в штабеля перед Зинкой укладывалось, так и Курочкин, между прочим, уважаемый всеми человек, закосил глазами и носом заводил. Сил не было держаться – Зинка манила и кружила несчастную Курочкинскую башку.

-2

Дело в том, что Зинка уродилась на свет писаной красавицей. Джоли отдыхает, короче. Все, ну буквально все в ней было образцом гармонии и совершенства. И зеленые глаза, и брови, и алчные, зовущие к поцелую губы, и высокая грудь, и тоненькая, тоненькая талия, как у Анжелики на пиратском рынке. И вот это создание, достойное кисти Ботичелли, родилось в простой рабочей семье! Папка с мамкой и рядом не стояли. Обыкновенные вологодские физиономии, носики картошкой, глаза пуговицами и щербатые рты.

Папка Зинки всю жизнь потом жену травил:

- Не мое, - говорил, - изделие! Где, - говорил, - сработала? . . .

. . . ДОЧИТАТЬ>>