Найти в Дзене

Похищение в стенах древнего монастыря Эймсбери

Мартовским утром 1400 года в тихих коридорах женского монастыря в Эймсбери, что в графстве Уилтшир, раздались крики. Местная банда, вооруженная луками и стрелами, ворвалась в святую обитель и похитила настоятельницу вместе с ее сторонницами. Это похищение в стенах древнего монастыря Эймсбери потрясло не только церковные круги, но и королевский двор, ведь преступление совершил не разбойник с большой дороги, а монах — бывший приор той же обители. Чтобы понять, как святая обитель превратилась в театр военных действий, нужно заглянуть в ее прошлое. Эймсбери возникло в 979 году по воле королевы Эльфтрит, но настоящая слава пришла к монастырю двумя веками позже. В 1177 году король Генрих II, распустив скандальную бенедиктинскую общину, передал обитель под управление прославленного аббатства Фонтевро. Отныне Эймсбери стало приоратом смешанного типа — редким явлением, где монахи и монахини жили под одной крышей. Казалось, что реформа принесет мир и порядок, но время показало обратное. Именно
Оглавление

Мартовским утром 1400 года в тихих коридорах женского монастыря в Эймсбери, что в графстве Уилтшир, раздались крики. Местная банда, вооруженная луками и стрелами, ворвалась в святую обитель и похитила настоятельницу вместе с ее сторонницами. Это похищение в стенах древнего монастыря Эймсбери потрясло не только церковные круги, но и королевский двор, ведь преступление совершил не разбойник с большой дороги, а монах — бывший приор той же обители.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Похищение в стенах древнего монастыря Эймсбери

Чтобы понять, как святая обитель превратилась в театр военных действий, нужно заглянуть в ее прошлое. Эймсбери возникло в 979 году по воле королевы Эльфтрит, но настоящая слава пришла к монастырю двумя веками позже. В 1177 году король Генрих II, распустив скандальную бенедиктинскую общину, передал обитель под управление прославленного аббатства Фонтевро.

Отныне Эймсбери стало приоратом смешанного типа — редким явлением, где монахи и монахини жили под одной крышей. Казалось, что реформа принесет мир и порядок, но время показало обратное. Именно эта система двойного управления и породила тот конфликт, который завершился похищением в стенах древнего монастыря Эймсбери.

Когда дочь восстает против матери

К концу XIV века Столетняя война превратила Англию и Францию во врагов. Связи между английскими приоратами и французским Фонтевро оборвались одна за другой. Эймсбери, словно подросток в переходном возрасте, начало жить по собственным правилам, игнорируя указания материнской обители.

Дисциплина рухнула катастрофически. Монахи массово покидали пастырские посты, некоторые вообще слагали обеты. Монахини заводили романы с местными мужчинами и — что еще хуже для репутации — попадались на горячем. Каждый новый скандал громче предыдущего разносился по округе, пока дело не дошло до королевского двора.

В 1398 году терпение властей лопнуло. Специальная королевская комиссия получила полномочия взять мятежную обитель под внешнее управление. И тогда в историю вступила женщина, чье имя навсегда связано с тем самым похищением в стенах древнего монастыря Эймсбери.

Железная леди против строптивого монаха

Настоятельница Сибил Монтегю не привыкла отступать. Племянница могущественного графа Солсбери, она получила свой пост с благословения самого короля Ричарда II. Увидев угрозу королевского вмешательства, Сибил решила действовать на опережение.

Ее план был прост и беспощаден — свалить всю вину на приора Роберта Добени. Но этого показалось мало. В одночасье Сибил упразднила систему мужского управления, лишив восьмерых монахов их постов и заменив их светскими священниками — своими людьми. Все внешние дела монастыря она взяла в собственные руки.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Добени не мог поверить происходящему. Влиятельная настоятельница изгнала его из обители без гроша в кармане, даже пенсии не назначив. Для человека, посвятившего жизнь служению Богу, это унижение стало невыносимым. И тогда в голове отчаявшегося монаха родился план, который потряс всю Англию.

Месть под сводами святой обители

То, что произошло дальше, не укладывалось в головах современников. Вместо молитв о прощении Роберт Добени начал вербовать банду. Не церковный суд, не жалобы епископам — местные головорезы с луками стали его выбором.

Мартовской ночью 1400 года преступники ворвались в Эймсбери. Под угрозой стрел они схватили Сибил с ее сторонницами и заперли в темнице. Попутно банда разграбила монастырскую казну — золото, серебро, драгоценности, все пошло в дело.

Новость о преступлении достигла королевского двора со скоростью молнии. Немедленно был сформирован отряд следователей с приказом освободить заложниц и арестовать преступников. Никто не мог предположить, что самое удивительное в этой истории еще впереди.

Контратака отчаявшегося монаха

Через десять дней после ареста Роберт Добени совершил поступок, который современники назвали верхом наглости. Он подал встречный иск! По его утверждению, похищение было полностью оправданным актом справедливости.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Логика бывшего приора поражала своей извращенностью. Сибил, заявлял он, нарушила устав и традиции обители. Она самовольно упразднила должности монахов, поставила своих людей и узурпировала власть. К основным обвинениям Добени добавил расплывчатое «и творила иные злодеяния», но суть была ясна — это месть за потерянное влияние.

В стране с развитой системой церковного права человек открыто заявлял, что вооруженное нападение на монастырь было актом высшей справедливости. Даже видавшие виды судьи не знали, как реагировать на подобную дерзость.

Шпионы в монашеских рясах

Следственная комиссия решила действовать хитро. В Эймсбери направили тайных агентов с заданием «как можно лучше и тайнее разузнать о поведении и беседах» монахинь. Результат оказался предсказуемым — шпионы нашли достаточно компромата, чтобы светские власти получили повод захватить контроль над финансами приората.

Формально это была временная мера «до разрешения спора о руководстве». На практике назначенные клерки оказались самыми алчными из всех участников драмы. Они попросту присвоили всю прибыль обители, превратив расследование в откровенный грабеж. История закончилась вмешательством архиепископа Кентерберийского, который попытался навести порядок в разбушевавшейся обители. Но урон репутации был нанесен непоправимый.

Сибил Монтегю пережила все испытания и правила Эймсбери до самой смерти в 1420 году. Ее победа символизировала торжество централизованного управления над традиционной системой двойных монастырей. Роберт Добени растворился в небытии, оставив о себе память как о монахе, который предпочел разбой молитве.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

А само Эймсбери просуществовало до роспуска монастырей при Генрихе VIII. В его стенах еще долго передавались рассказы о том времени, когда святая обитель превратилась в поле битвы. История напоминает: даже за монастырскими стенами люди остаются людьми со всеми их страстями и слабостями.