Найти в Дзене

Прекрасная Беатриче Ченчи — палач или жертва

Оглавление

11 сентября 1599 года в Риме на мосту Святого Ангела была казнена одна из самых загадочных фигур итальянского Возрождения Беатриче Ченчи. Молодая аристократка, обвиненная в убийстве собственного отца, на протяжении четырех столетий остается символом борьбы против насилия, тирании и несправедливости. Но так ли все однозначно?

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Прекрасная Беатриче Ченчи — палач или жертва

В истории человечества немало загадочных преступлений, но это дело стоит особняком. Прекрасная Беатриче Ченчи — палач или жертва обстоятельств? Этот вопрос разделяет исследователей на два непримиримых лагеря. Чтобы разобраться в этой истории, нужно погрузиться в мрачную атмосферу Рима конца XVI века, где за роскошными фасадами дворцов и показным благочестием скрывались интриги, насилие и коррупция.

Семья Ченчи и ее тайны

В богатейшем палаццо Ченчи, расположенном в одном из самых мрачных уголков Рима вблизи еврейского квартала, жизнь текла по своим законам. Граф Франческо Ченчи, незаконнорожденный сын папского казначея, унаследовал от отца не только огромное состояние, но и непомерную гордыню.

Двенадцать детей родились в доме Франческо Ченчи, но лишь семеро дожили до совершеннолетия. Старшие сыновья бежали от отцовской жестокости, дочери — Антонина и Беатриче — молили церковь о защите. Сам Франческо трижды представал перед судом за различные преступления, но каждый раз откупался благодаря связям и богатству.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Заточение в Петрелле

После смерти матери юная Беатриче оказалась во власти отца, чья жестокость усугублялась с каждым годом. В 1595 году она вместе с молодой мачехой Лукрецией была фактически заточена в родовом замке Петрелла. Массивные стены этой крепости хранят немало тайн.

По одной версии, именно здесь Франческо совершил страшное преступление против дочери. По другой — заточение было наказанием за тайную связь Беатриче с управляющим замка, Олимпио Кальветти. Сохранились письма девушки к Папе Римскому с мольбами о помощи, но они остались без ответа.

Ночь длинных теней

В ночь на 9 сентября 1598 года тишину замка Петрелла нарушили глухие удары. План убийства был разработан до мелочей, только вот заговорщики не были профессиональными убийцами. Они подмешали Франческо в вино сильное снотворное. Когда он погрузился в глубокий сон, в комнату проникли двое убийц — Олимпио Кальветти и Марцио да Фиоран.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Первый удар деревянным молотком пришелся по ногам, чтобы жертва не могла сопротивляться. Затем последовал роковой удар по голове. Тело сбросили с балкона, инсценируя несчастный случай. Но идеальных преступлений не бывает — слишком многие знали о конфликтах в семье.

Под пытками и пред судом

Следствие длилось почти год и стало беспрецедентным для своего времени. Прекрасная Беатриче Ченчи - палач или жертва судебной системы? Были допрошены десятки свидетелей. Один из убийц, Олимпио, был устранен по приказу сообщников. Второй, Марцио, умер под пытками, но успел дать показания.

По специальному разрешению Папы Климента VIII, Беатриче, несмотря на свое благородное происхождение, была подвергнута пытке. Ее защитник, адвокат Просперо Фариначчи, пытался доказать факт сексуального насилия со стороны отца, но сама обвиняемая отказалась это подтвердить даже под страшными муками.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Приговор к бессмертию

11 сентября 1599 года площадь перед замком Святого Ангела была заполнена тысячами римлян. Всех волновал вопрос: прекрасная Беатриче Ченчи — палач или жертва обстоятельств? Среди зрителей находились три художника, чьи имена впоследствии прославились: молодой Караваджо, Орацио Джентилески и его дочь, будущая художница Артемизия.

День выдался необычайно жарким — несколько зрителей погибли от солнечного удара. Беатриче шла к эшафоту с поразительным достоинством. Ее последними слова были обращены к богу. Палач взмахнул мечом, и голова прекрасной Беатриче покатилась по помосту.

Глазами современников

Дело Беатриче Ченчи расколола римское общество на два лагеря. За несколько дней до казни толпы римлян собирались у папского дворца, умоляя о помиловании. Кардиналы и высшие сановники направляли Клименту VIII петиции о снисхождении. Даже члены влиятельных семейств Орсини и Колонна просили за осужденных.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Интересны свидетельства очевидцев казни. Художник Винченцо Камуччини, работавший над реставрацией "Преображения" Рафаэля, оставил подробное описание: "Никогда прежде не видел я такого единодушного сострадания в толпе. Женщины рыдали, мужчины угрюмо молчали, и даже стражники отводили глаза".

Особенно ценны записи судебного процесса из в архивов Ватикана. Защитник Просперо Фариначчи в своей речи произнес фразу, ставшую впоследствии крылатой: "Если эта девушка виновна, то лишь в том, что родилась в семье Ченчи". Его оппонент, прокурор Помпео Молелла, напротив, настаивал на том, что "нет оправдания руке, поднятой на отца, каким бы он ни был".

Любопытна и реакция церковных властей. Папа Климент VIII, объясняя свой отказ в помиловании, сказал: "Если мы будем прощать детей, убивающих родителей, то вскоре у нас не останется родителей, способных воспитать детей". Однако существует версия, что истинной причиной непреклонности понтифика было желание конфисковать огромное состояние семьи Ченчи.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Особый интерес представляют дневники монахов-капуцинов, которые провели с осужденными их последние часы. Они отмечали необычайное спокойствие и твердость духа Беатриче, ее заботу о младшем брате Бернардо. По их свидетельствам, перед смертью она произнесла загадочную фразу: "Смерть избавляет от необходимости хранить тайны".

Народная молва превратила казнь Беатриче в символ борьбы против тирании власти. Уже через несколько дней после экзекуции по Риму разошлись десятки баллад и песен, воспевающих ее красоту и мужество. А написанный предположительно Гвидо Рени портрет "узницы в белом тюрбане" стал своеобразной иконой эпохи.

История Беатриче Ченчи остается одной из загадочных страниц истории. Ее предполагаемый портрет кисти Гвидо Рени (хотя авторство оспаривается) стал одним из самых узнаваемых женских образов в истории искусства. А правда, похоже, погребена под грузом легенд, романтических домыслов и противоречивых свидетельств.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Даже сегодня, спустя более четырех веков, в ночь 11 сентября некоторые римляне верят, что призрак Беатриче с отрубленной головой в руках бродит по мосту Святого Ангела, напоминая о том, как тонка грань между правосудием и местью.