Найти в Дзене
Нижегородская правда

Искусство XX века в НГХМ: от тихих символов к громкому авангарду

   Выставка демонстрирует, как рождалось новое искусство на примере уникальных произведений из собрания музея
Выставка демонстрирует, как рождалось новое искусство на примере уникальных произведений из собрания музея

Нижегородский художественный музей (НГХМ) представляет экспозицию, посвящённую искусству 1900-1920-х годов – периоду кардинальных изменений, когда символизм уступал место авангарду. Выставка демонстрирует, как рождалось новое искусство на примере уникальных произведений из собрания музея. Новая экспозиция размещена в реорганизованных интерьерах здания на площади Минина и Пожарского, переданного НГХМ.

Вы ещё не с нами в Telegram? Подписывайтесь, всё самое интересное тут!

Экспозиция начинается с работ, в которых ещё ощущаются отголоски уходящей эпохи. Посетители могут увидеть «Полярные льды» Александра Борисова (1904), где художник, сочетая научную точность и художественную выразительность, запечатлел величественную красоту Арктики. В картине Константина Богаевского «Облако» (1910) зрители находят умиротворение, созерцая эфемерную красоту неба.

Посетители, перемещаясь между залами, могут проследить эволюцию искусства с 1900-х по 1920-е годы, погрузиться в атмосферу "эпохи великого эксперимента" и познакомиться с произведениями известных мастеров. Работа Анатолия Арапова «Кариатиды в роще (Купальщицы у моря)» (1913) демонстрирует переплетение символизма и модерна, отражая стремление к новым формам и идеалам красоты.

Переломным моментом становится появление нового поколения художников, готовых к смелым экспериментам. В картине «Город в Швейцарии» (1914) Илья Машков использует динамичные мазки и яркие краски, передавая не статичный образ города, а живой и изменчивый пейзаж. Наталия Гончарова в «Белках» (1910) экспериментирует с цветом и формой, превращая привычный образ в выразительный символ.

Авангардные тенденции представлены работами, разрушающими границы и предлагающими новые способы восприятия. Ольга Розанова в «Натюрморте (розовые цветы)» (1911-1912) стирает грань между предметным и беспредметным, акцентируя внимание на внутренней энергии цвета.

Ключевым экспонатом является «Косарь» (1911-1912) Казимира Малевича. Упрощённые, почти геометрические фигуры наделяют крестьянина-косаря эпическим величием, превращая его в символ труда и связи с землёй.

«Наша экспозиция посвящена периоду изобразительного искусства двух первых десятилетий прошлого века, – говорит куратор выставки Ирина Миронова. – С того времени прошло уже сто лет. Однако искусство первой четверти XX века не становится менее интересным. Это искусство не перестаёт быть актуальным и по сей день».

Выставка в НГХМ – это возможность увидеть, как искусство начала XX века отражало сложный и противоречивый мир, как рождались новые формы и способы выражения. Экспозиция предлагает зрителю погрузиться в атмосферу смелых экспериментов и поиска новых художественных горизонтов.

6+

Юлия Кельдюшкина

   Юлия Кельдюшкина/НГХМ
Юлия Кельдюшкина/НГХМ

Ещё новости по теме

Выставка «Шарж-лаборатория профессора Дахина» открылась в Нижнем Новгороде

Маршрут выходного дня: от пословиц до неоклассики

Работа выставки «Великая страна – Великая Победа.1941–1945» в Манеже продлена