Найти в Дзене
НАШЕ ЗОЛОТО

Советское золото: последний бой крейсера «Эдинбург»

Крейсер «Эдинбург» шел на предельной скорости, один, с пятью тоннами золота на борту. Вокруг — холод, айсберги и подводные тени. Немцы уже знали, где он. Все, что случилось дальше — больше похоже на сценарий военного фильма, чем на отчет из архива. Торпеды, бой у острова Медвежий, эвакуация… и золото, которое на десятилетия исчезло под толщей воды. Сегодня вы узнаете продолжение истории золота, оставшегося на борту британского крейсера. Начало истории здесь. Уже днем воздушные разведчики Люфтваффе нашли «Эдинбург» — подлодка U-456 получила координаты и начала охоту. Это была схватка новейших технологий того времени: крейсер «Эдинбург» встал в строй Королевского флота в 1939 году, за пару месяцев до начала Второй мировой войны. Подлодку спустили на воду 21 июня 1941 года, в последний день перед нападением фашистов на Советский Союз. Около четырех часов подлодка выбирала удобный угол и момент для выстрела. В 16:18 она выпустила торпеду, целясь в носовую часть. Именно туда, где лежали 5,5
Оглавление

Крейсер «Эдинбург» шел на предельной скорости, один, с пятью тоннами золота на борту. Вокруг — холод, айсберги и подводные тени. Немцы уже знали, где он. Все, что случилось дальше — больше похоже на сценарий военного фильма, чем на отчет из архива. Торпеды, бой у острова Медвежий, эвакуация… и золото, которое на десятилетия исчезло под толщей воды. Сегодня вы узнаете продолжение истории золота, оставшегося на борту британского крейсера.

Начало истории здесь.

Две немецкие торпеды

Уже днем воздушные разведчики Люфтваффе нашли «Эдинбург» — подлодка U-456 получила координаты и начала охоту.

-2

Это была схватка новейших технологий того времени: крейсер «Эдинбург» встал в строй Королевского флота в 1939 году, за пару месяцев до начала Второй мировой войны. Подлодку спустили на воду 21 июня 1941 года, в последний день перед нападением фашистов на Советский Союз.

Около четырех часов подлодка выбирала удобный угол и момент для выстрела. В 16:18 она выпустила торпеду, целясь в носовую часть. Именно туда, где лежали 5,5 тонн золота, о которых не знал никто, кроме высшего командования.

В таких условиях перемещался арктический конвой
В таких условиях перемещался арктический конвой

Вторая торпеда ударила в корму — и корабль потерял управление. Однако ему удалось удержаться на плаву благодаря команде, которая успела изолировать пробитые части.

Назад в Мурманск

Субмарину прогнали пришедшие на помощь эсминцы из охраны конвоя. Командование передали на другой корабль, а подбитый «Эдинбург» взяли на буксир и отправили в доки Мурманска ремонтироваться.

Контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер, возглавивший операцию
Контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер, возглавивший операцию

Разумеется, переносить тонны золота с одного корабля на другой никто не стал. В условиях открытого моря это было просто опасно: нападение немецкой субмарины могло произойти в любой момент. Да и нарушать секретность было нельзя, ведь в команде запросто мог оказаться немецкий шпион.

Немцы, ничего не знавшие о золоте на борту «Эдинбурга», бросили по следам крейсера сразу три эсминца. Они просто хотели добить свою цель.

Последний бой «Эдинбурга»

Нагнав британский крейсер у острова Медвежий 2 мая, немцы напали на него — завязался бой.

-5

Одним из вражеских кораблей оказался «Герман Шеманн», гордость немецкого флота (как говорят, когда-то он принимал на своем борту Гитлера). Впрочем, гордости флота не хватило бортовой брони: «Эдинбург» достал его точным выстрелом, стараясь подороже продать собственную жизнь.

Эсминец «Герман Шеманн»
Эсминец «Герман Шеманн»

Два немецких эсминца сняли с борта «Германа Шеманна» экипаж и отошли, чтобы потопить свой корабль, расстреляв его ниже ватерлинии. Немцы боялись, что корабль достанется Советскому Союзу — его бы починили, украсили красными звездами и отправили сражаться с Гитлером. Невыносимо для фашистов.

Кормовая палуба «Эдинбурга» после взрыва
Кормовая палуба «Эдинбурга» после взрыва

А что же «Эдинбург»? Он получил еще одну торпеду в корму и его дальнейшая буксировка стала невозможной — корабль мог просто переломиться пополам. Тогда Бонэм-Картер тоже приказал эвакуировать экипаж и потопить корабль, чтобы тот не достался противнику.

Гибель «Эдинбурга»
Гибель «Эдинбурга»

Две торпеды в левый борт крейсера решили вопрос окончательно. «Эдинбург» ушел на дно вместе с золотом на глубину в четверть километра. Зато его команда была спасена и благополучно доставлена в Мурманск.

Подготовка к подъему золота

Место гибели HMS Edinburgh с золотом на борту пытались найти многократно — и каждый раз безуспешно.

Судно DSND Stephaniturm (иногда в источниках — Stephantium или Stephaniturm), которое действительно сыграло ключевую роль в операции по поиску и подъёму золота с HMS Edinburgh в 1981 году
Судно DSND Stephaniturm (иногда в источниках — Stephantium или Stephaniturm), которое действительно сыграло ключевую роль в операции по поиску и подъёму золота с HMS Edinburgh в 1981 году

Только в апреле 1981 года удалось обнаружило обломки в 400 километрах к северо-востоку от Кольского залива. Помог дистанционно управляемый аппарат: он снял корпус крейсера в деталях, что позволило точно понять, каким образом проводить операцию.

Команда спасательной операции по подъёму золота с затонувшего крейсера HMS Edinburgh в 1981 году. Это исторический снимок участников экспедиции, организованной консорциумом во главе с Китом Джессопом
Команда спасательной операции по подъёму золота с затонувшего крейсера HMS Edinburgh в 1981 году. Это исторический снимок участников экспедиции, организованной консорциумом во главе с Китом Джессопом

Корабль лежал на боку. Корпус решили не взрывать, а аккуратно разрезать, чтобы не кощунствовать — крейсер на тот момент уже считался военным захоронением.

Изображение корпуса HMS Edinburgh на дне Баренцева моря, полученные с дистанционно управляемых аппаратов (ROV) во время операции 1981 года
Изображение корпуса HMS Edinburgh на дне Баренцева моря, полученные с дистанционно управляемых аппаратов (ROV) во время операции 1981 года

Работы стартовали, представьте себе, 9 мая, в День Победы. Уже через несколько дней корабль нашли на дне и занялись подготовкой к подъему золота.

Одно неверное движение…

Работали круглосуточно — в темноте, иле и мазуте, при температуре воды около нуля. Поэтому неудивительно, что первый слиток водолазам удалось нащупать только через две недели.

-12

Плавный темп работ был крайне важен, ведь золото находилось среди торпед. За 40 лет в морской воде, после затопления, они могли взорваться от малейшего прикосновения. Как оказалось, ящики с золотом давно сгнили, поэтому слитки по 11 кг приходилось откапывать вручную — очень осторожно, и на ощупь грузить в корзины.

Команда Кита Джессопа
Команда Кита Джессопа

Работами со стороны британцев руководил Майк Стюарт, отставной офицер Королевского флота. А вместе с ним на палубе корабля дежурили представители советского «Ингосстраха». Они считали каждый слиток и фиксировали его подъем в своих документах.

За сезон подняли 431 слиток (5129,3 кг). Работы остановили в октябре — погода стала суровой, водолазы вымотались. В 1986 году достали еще 29 слитков.

Где сейчас золото «Эдинбурга»

На дне до сих пор лежат пять слитков — около пятидесяти килограммов золота. Вот только поднимать его невыгодно: экспедиция обойдется дороже, чем сами слитки. Поэтому они так и останутся там, в холодной тишине, как последняя, невостребованная часть великой сделки.

-14

По договоренности 45% от всего поднятого золота получил спасательный консорциум. Остальное поделили СССР и Великобритания — две трети и одна треть соответственно.

Сегодня один из слитков хранится в Алмазном фонде Российской Федерации — рядом с императорскими регалиями, орденами и редкими бриллиантами. Но у него другая история: не парадная, а фронтовая. История, ставшая частью большой Победы.