Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

«Как у Путина»: рынок автоприцепов в России показывает уверенный рост

Оглавление

В отличие от новых автомобилей, россияне стали активно покупать автомобильные прицепы. Анализ регистрационных данных показывает существенный подъем: почти двукратное увеличение за десятилетие и более чем троекратное за пятнадцать лет!

Прицепов в России покупают больше 300 тысяч каждый год. Источник: 1MI
Прицепов в России покупают больше 300 тысяч каждый год. Источник: 1MI

Виктор Левин

300 тысяч в год — новая вершина рынка автоприцепов

По данным «Автостата», за первые шесть месяцев 2025 года зарегистрировано 156,7 тысяч легковых прицепов. Это демонстрирует прирост в один процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чего не скажешь про рынок новых автомобилей, который просел за год на катастрофические 28 процентов. При этом год от года прицепов регистрируют в ГАИ все больше и больше:

🔹2010 год — 91,6 тыс. ед.

🔹2015 год — 164,2 тыс. ед.

🔹2020 год — 216,2 тыс. ед.

🔹2024 год — 318,4 тыс. ед.

Какой прицеп у Путина

Стоит напомнить, что транспортное средство на двух колесах, но без руля и мотора, есть и у Президента России Владимира Путина, который владеет прицепом-палаткой «Скиф» с 1987 года и обязан указывать этот объект «движимости» в своих ежегодных декларациях.

Президент Путин владеет прицепом «Скиф» с 1987 года. Фото: Maxim
Президент Путин владеет прицепом «Скиф» с 1987 года. Фото: Maxim
Стоил прицеп «Скиф» совсем недешево — от 800 до 2000 рублей.. Фото: Дзен- канал «Машина»
Стоил прицеп «Скиф» совсем недешево — от 800 до 2000 рублей.. Фото: Дзен- канал «Машина»
«Скиф» мог поместить до четырех человек!. Фото: Авто.ру
«Скиф» мог поместить до четырех человек!. Фото: Авто.ру

«Скиф» — автоприцеп, представляющий собой уникальный экземпляр советской инженерной мысли, по сути, мобильная палатка. В 60–70-е годы автомобильный туризм в СССР переживал бум, и именно тогда началось массовое производство «Скифа» — складного прицепа-палатки, разработанного уральским заводом «Искра». Но стоил прицеп совсем недешево — от 800 до 2000 рублей (при средней зарплате около 120 рублей).

«Скиф» фактически представлял собой целый дом в компактном формате. Основная палатка в разложенном виде имела площадь шесть квадратных метров и вмещала до четырех человек. В комплектацию входили ящики для вещей, складные стулья и стол, а также небольшая веранда площадью 3 квадратных метра, которую можно было использовать как кухню.

История умалчивает, когда в последний раз Владимир Владимирович запрягал «Скиф». Ведь сделать это совсем не просто, учитывая, что на президентском «Аурусе» нет фаркопа, куда можно присоединить прицеп.

Какие прицепы сегодня предлагает рынок

В целом любителей автопалаток и автодомов в современной России совсем немного.

— Прицепы-автодома составляют всего 1% от общего объема регистраций (1456 штук). В сравнении с прошлым годом наблюдается спад на 19%. Возможно, любители автопутешествий предпочитают более комфортное размещение в отелях. — отмечает глава «Автостата» Сергей Целиков.

Однако основная причина в том, что в российских регионах ничтожно мало нормальных кемпингов, где могли бы парковаться путешественники с автодомами и автопалатками. Да и цены на дома с колесами и удобствами зашкаливают за разумные пределы. Например, передвижной внедорожный модуль без названия, но сделанный по заказу, стоит около 10 миллионов рублей.

За такие деньги, однако, покупатель получает умный дом с пневмоподвеской, управляемый с планшета, а так же:

•Оцинкованная рамa + двухслойный окрас

• Электрo-гидравлические дисковые тормоза

• 20-дюймовые диски с 35-дюймовыми грязевыми шинами (включая запаску)

• Независимая пневмоподвеска

•Автоуровень, режимы трасса/бездорожье

• Восемь амортизаторов с регулировкой жесткости

•Лебедка

• Гидравлический стояночный тормоз

• Композитный кузов

• Внутренние вентиляторы

• Кондиционер

• Двуспальная кровать (1600×2000 мм)

•Раскладной диван (верхняя полка с сеткой-ловушкой)

• Спальные места: 2+3 или 2+2+2

• Холодильник с морозильной камерой

• Акустика высокого класса (4 шт), сабвуфер, ламповый усилитель

• Отопление и горячая вода на дизельном топливе

•Теплый пол

• Бак для питьевой воды емкостью 300 л

•Гидропанель

• Все водопроводы проложены внутри для предотвращения нагревания и замерзания

• Водяной фильтр

•Водяной насос для закачки

• Бак серой воды 100 л

• Душевая комната с унитазом (кассетным или мацераторным)

• Индукционная варочная панель с двумя конфорками

• Микроволновая печь

• UНD телевизор со смарт приставкой

• Емкость аккумулятора 30 кВтч

• Инвертор 5000 Вт

• Солнечная батарея 1500 Вт

Впрочем, на маркетплейсах — масса предложений как новых, так и прицепов с пробегом. Есть импортные, но немало и от российских производителей. В Пензе, например, делают такие вот дачки на колесах, в которых есть спальнoe местo для двух взрослыx и двуx детей, кухонная зона, оснащенная всем необходимым, маркиза для отдыха на природе, солнечная панель для независимости от электроэнергии, отопитель для плохой погоды. Цена — 475 тысяч рублей.

В большинство своем рынок автоприцепов на 95 процентов растет за счет продажи немудреных ящиков на колесах. Практически все модели сделаны из аллюминиевых сплавов и оснащены задними светодиодными фонарями. Цены начинаются от 50 тысяч рублей и склонны к резкому, до 500 тысяч рублей, росту при заказе пластиковых крыш и навесов, усиленной подвеске для перевозки тяжелых грузов и автомобилей и наличию второй оси.

 Самые простые прицепы стоят от 50 тысяч рублей. Фото: 1MI
Самые простые прицепы стоят от 50 тысяч рублей. Фото: 1MI
Двухосный прицеп с навесом — удовольствие не из дешевых!. Фото: Авито.ру
Двухосный прицеп с навесом — удовольствие не из дешевых!. Фото: Авито.ру
— Покупать прицепы имеет смысл, когда вы регулярно используете их. — советует автоэксперт «НИ» Игорь Лемешев. — Они вполне окупают себя при строительстве дома или наличии бизнеса, который требует доставки небольших партий товара или сырья. Но если речь идет об использовании «на всякий случай», то куда выгоднее заказывать грузовое такси. В вашем гараже будет больше свободного места…
Езда с прицепом требует от водителя определенных навыков. Фото: 1MI
Езда с прицепом требует от водителя определенных навыков. Фото: 1MI

Как не попасть на штрафы при езде с прицепом

Согласно правилам дорожного движения, для управления транспортным средством с прицепным устройством водителю необходимо иметь водительское удостоверение соответствующей категории, документы о регистрации прицепа, а также страховой полис ОСАГО на автомобиль, в котором указано наличие прицепа (это требование касается грузовых прицепов и юридических лиц). Автомобиль, соединенный с прицепом, рассматривается как единое целое — автопоезд. В случае превышения скоростного режима автопоездом, штрафные санкции применяются аналогично превышению скорости обычным автомобилем и составляют от 500 рублей в зависимости от степени превышения (согласно статье 12.9 КоАП РФ).

Для автопоездов установлены следующие ограничения по скорости:

За пределами населенных пунктов — не более 70 км/ч; На автомагистралях — не более 90 км/ч. В черте населенных пунктов и на территориях, прилегающих к жилым домам, обозначенных знаком «Жилая зона», скоростные ограничения для автопоездов совпадают с ограничениями для обычных автомобилей: 20 км/ч — на придомовых территориях, 60 км/ч — в населенных пунктах.

Следует помнить, что перевозка людей в грузовом прицепе строго запрещена (согласно части 2 статьи 12.23 КоАП РФ). Нарушение данного правила влечет за собой штраф в размере 1 000 рублей.

Обязательным условием является исправная работа габаритных огней на прицепе. Они должны быть включены в темное время суток, при условиях недостаточной видимости, а также при движении в тоннелях. В случае неисправности габаритных огней предусмотрен штраф в размере 500 рублей (согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ).

---