Найти в Дзене

Штормовые техники плавания под парусом от Скипа Новака. Часть 4: Постановка в дрейф

Оглавление

перевод

Лечь в дрейф — идеальная техника для пережидания шторма, но в условиях бурного моря это искусство. Скип Новак объясняет, как её выполнить в таких условиях.

 Несмотря на ветер 40 узлов, Pelagic стабильно приведен к ветру со стакселем, закрепленным на наветренной стороне
Несмотря на ветер 40 узлов, Pelagic стабильно приведен к ветру со стакселем, закрепленным на наветренной стороне

Техника постановки в дрейф

Лечь в дрейф при легком или умеренном ветре легко путём поворота оверштаг или фордевинд с оставлением стакселя в положении на ветер. Зафиксированный руль и, возможно, регулировка гика-шкота останавливают лодку, которая ложится в дрейф под углом к ветру, практически не двигаясь. Независимо от того, нужно ли сделать перерыв для ремонта, приготовить еду или дождаться рандеву, это простой способ стабилизировать судно для комфортных действий.

Однако выполнение этого маневра в шторм — совсем другая история. Вы уже будете под уменьшенной парусностью, и появляется больше вариантов настроек.

Приведение к ветру при легком или умеренном ветре легко достигается поворотом оверштаг или фордевинд с оставлением стакселя в положении на ветер. Зафиксированный руль и, возможно, регулировка гика-шкота останавливают лодку, которая ложится в дрейф под углом к ветру, практически не двигаясь. Независимо от того, нужно ли сделать перерыв для ремонта, приготовить еду или дождаться встречи, это простой способ стабилизировать судно для комфортных действий.

Однако выполнение этого маневра в шторм — совсем другая история. Вы уже будете под уменьшенной парусностью, и появляется больше вариантов настроек.

Необходимость в шторм

Наступает момент, когда идти острым курсом в условиях сильного ветра и большой волны без продвижения вперед становится бессмысленным занятием, не говоря уже о потенциальном риске аварии. Удары о волны вредны не только для лодки, парусов и систем, они утомляют экипаж — требуется полное внимание даже с автопилотом. Поэтому разумно просто остановить лодку до улучшения погоды, даже если вы шли в галфвинд или фордевинд. Классический пример — приближение к подветренному берегу.

Риск потери контроля

Искусство постановки в дрейф в тяжелую погоду осложняется состоянием моря. Ошибка может привести к кратковременной полной потере контроля. Суть в том, чтобы остановить поступательное движение судна, сбалансировать минимальную парусность перекладкой руля на наветренную сторону и добиться положения лодки под углом примерно 45° к ветру и волне.

При правильном балансе лодка попеременно приводится к ветру и уваливается под ветер. Под «рулём на наветренную сторону» подразумевается:

· Румпель перекладывается на подветренную сторону,

· Штурвал перекладывается в наветренную сторону, то есть фактически делается попытка привести судно к ветру.

Единственный недостаток — лодка (в зависимости от бокового сопротивления) будет дрейфовать по ветру со скоростью до нескольких узлов. Поэтому у берега требуется особая осторожность, а у подветренного берега нельзя терять бдительность. Если есть подобная угроза, лучше продолжить борьбу за продвижение на ветер, пока не появится достаточное свободное пространство с учетом прогноза погоды и течений.

-2

Выгода правильного выполнения

Если постановка в дрейф выполнена верно, экипаж может спуститься вниз, приготовить еду в относительном комфорте и нести вахту из рулевой рубки (при её наличии).

Реальность такова: если вы не имеете существенной скорости (VMG) против ветра в условиях свежего ветра или шторма, лучше привестись к ветру, встать в дрейф и ждать изменений погоды. Скорее всего, в итоге вы окажетесь в выигрыше.

Не все яхты одинаково дрейфуют

Нюанс в том, что каждая лодка ложится в дрейф по-разному, а некоторые конструкции вообще не способны к этому. Традиционные проекты с большей площадью киля обычно стабильнее, тогда как современные яхты хуже «закусывают» ветер и сильнее дрейфуют. Также есть риск повредить высоконагруженный консольный руль при ударе волны, при движении назад — будьте осторожны, владельцы круизных гоночных яхт!

Практикуйтесь! Приводитесь к ветру при усилении ветра и волн, чтобы определить оптимальную конфигурацию для вашего судна. Ниже — метод для Pelagic (предполагается, что взяты 3-4 рифа и поставлен штормовой стаксель).

Пошаговый метод Скипа Новака:

Первый шаг — закрепить передний парус на наветренной стороне
Первый шаг — закрепить передний парус на наветренной стороне

1. Закрепите стаксель на наветренной стороне с помощью наветренного шкота. Не сделайте поворот фордевинд, так как лодка может пойти по волне и поворот оверштаг может быть невозможен. Предотвращайте истирание наветренного бегучего такелажа. Длинные защитные ролики или оплётки особенно полезны внизу на вантах. Большой стаксель лучше зарифить до размера «носового платка».

2. Травите гика-шкот зарифленного грота до полной остановки поступательного движения.

3. Руль на наветренную сторону (штурвал зафиксирован на наветре, румпель — на подветре), не допуская приведения лодки строго к ветру. Надежно закрепите руль.

4. Сбалансируйте лодку регулировкой грота под комфортным углом к волне и ветру.

5. Если сбалансировать не удалось и лодка стремится привестись к ветру, спустите грот. Это возможно при 3 рифах (слишком много паруса). Взятие четвертого рифа (грот размером с трисель) может сработать.

6. Контролируйте лодку в течение некоторого времени, достаточного для того, чтобы убедиться, что лодка сохраняет баланс на различных циклах групп волн и зыби.

7. Экипаж может спуститься вниз. Достаточно одного вахтенного, готового выйти на палубу для коррекции.

Фиксация штурвала на наветре для компенсации влияния стакселя
Фиксация штурвала на наветре для компенсации влияния стакселя

Разумеется, это конфигурация для Pelagic — найдите свой метод практическим путём. Всё зависит от баланса подводной части (киль, руль) и парусности над водой. Даже без грота действия, вроде травления гика-шкота или оттяжки гика, меняют тенденцию приводиться. Кэчи и шхуны имеют больше вариантов.

Дополнительные рекомендации:

· Всегда оценивайте свободную воду и скорость дрейфа с учетом прогноза.

· Приводитесь к ветру лучше раньше, чем позже — проще это сделать контролируемо. Если ветер усиливается, нет смысла ждать, вы не потеряете много в продвижении.

· Уберитесь в каютах и салоне — сильная бортовая качка неизбежна.

· Убедитесь, что скрученные паруса не развернутся самопроизвольно.

· Надежно зафиксируйте бегучий такелаж — трос за бортом при дрейфе неизбежно намотается на винт.

· При ослаблении/смене ветра (например, при прохождении фронта) будьте осторожны! Море обманчиво и останется опасным некоторое время. Не снимайте страховочные пояса при постановке парусов.


Предыдущая третья часть

Следующая часть пять
Оригинал статьи тут:

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм, там много интересного, а мои контакты Whatsapp +79262463088 Телеграм @liubimova
А по ссылке наш образовательный проект по яхтингу https://alfa-sailing.ru/