Найти в Дзене

Чем же Павел I так сильно удивил Суворова

Тема письма Павла I Александру Васильевичу Суворову в русском искусстве отражена несколькими художниками. Наиболее известна из них картина Петра Геллера, написанная в 1902 году. На ней мы видим застигнутого письмом врасплох, крайне удивленного как самим фактом послания, так и его содержанием, полководца. Он сидел за своим столом за какими-то бумагами, когда неожиданно явился офицер с письмом от императора. Суворов встал, несмотря на раненую ногу — на нем один сапог, перевязанная нога в тапочке. Старик взбудоражен. И не мудрено! Всего ожидал Суворов, но не такого послания от своего гонителя Павла I. Другая картина на ту же тему, приведенная мной тут, написана, я думаю, каким-то советским художником примерно в 50-е годы прошлого века. Суворов тут показан сидящим за столом, визит офицера застал его за чтением. Генералиссимус также сильно удивлен, но еще держит себя в руках, он ведь только видит послание, но еще не читал его. Когда прочитает — вероятно, его изумление придет в крайнюю степ

Тема письма Павла I Александру Васильевичу Суворову в русском искусстве отражена несколькими художниками. Наиболее известна из них картина Петра Геллера, написанная в 1902 году. На ней мы видим застигнутого письмом врасплох, крайне удивленного как самим фактом послания, так и его содержанием, полководца. Он сидел за своим столом за какими-то бумагами, когда неожиданно явился офицер с письмом от императора. Суворов встал, несмотря на раненую ногу — на нем один сапог, перевязанная нога в тапочке. Старик взбудоражен. И не мудрено! Всего ожидал Суворов, но не такого послания от своего гонителя Павла I.

Другая картина на ту же тему, приведенная мной тут, написана, я думаю, каким-то советским художником примерно в 50-е годы прошлого века. Суворов тут показан сидящим за столом, визит офицера застал его за чтением. Генералиссимус также сильно удивлен, но еще держит себя в руках, он ведь только видит послание, но еще не читал его. Когда прочитает — вероятно, его изумление придет в крайнюю степень.

Петр Геллер. "Неожиданное послание Павла I к Суворову", 1902.
Петр Геллер. "Неожиданное послание Павла I к Суворову", 1902.

Так что же было в том знаменательном письме? Чтобы понять, почему Суворов был так удивлен им, надо вспомнить историю его взаимоотношений с Павлом I. Свою славу полководца и всяческие почести Суворов приобрел в царствование Екатерины II. Когда в 1796 году императрица умерла, престол занял ее нелюбимый сын Павел. Он взаимно относился к своей матушке прохладно, зато идеализировал убитого ею отца, Петра III. А тот, как известно, обожал все прусское. Павел, в отместку матери, следовал тому, что нравилось его отцу. Будучи человеком вздорным, Павел решил реформировать армию по прусскому образцу, притом упор делал на внешних вещах — форме, париках и т.д., а также бесконечной муштре.

Никакой реальной пользы для русской армии эти новшества не несли, и понятно, что темпераментный Суворов выступил против них.

Автора не знаю. Сюжет тот же, что на картине Геллера.
Автора не знаю. Сюжет тот же, что на картине Геллера.

Острый на язык полководец высказывался недвусмысленно. Павел осерчал и в 1797 году оправил Суворова в отставку без права ношения даже мундира. Александр Васильевич был оправлен в свое имение в Кончанское, его офицерам и соратникам было запрещено с ним общаться, корреспонденция контролировалась приставленным к Суворову человеком. Однако, в феврале 1798 года Павел несколько смягчился, вызвал фельдмаршала в Петербург. Но Суворов продолжал насмешничать над новыми порядками в армии и изъявил желание вернуться в свое имение.

Надзор над ним сняли, переписку перестали контролировать. И даже консультировались с ним по вопросу, как вести войну с французами, для этого к нему специально присылали старого соратника. Но в целом Суворову было скучно без дела, он раздражался, чудил и даже собрался идти в монастырь, о чем и написал прошение царю.

Александр Коцебу. "Переход Суворова через Чёртов мост"
Александр Коцебу. "Переход Суворова через Чёртов мост"

И вот 6 февраля 1799 года в Кончанское приехал флигель-адъютант Толбухин с письмом от Павла I. Это-то письмо и удивило Александра Васильевича. Император призывал его возглавить объединенную русско-австрийскую армию в новой войне:

«Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии…».

Да, было чему удивиться... Впереди ждали итальянский и швейцарский походы, Чертов мост, переход через Альпы, освобождение от французов Северной Италии, присвоение императором Францем II звания генерал-фельдмаршала Священной Римской империи, получение статуса кузена короля Сардинии, а Павел I присвоил Суворову звание генералиссимуса и приказал поставить ему памятник при жизни. Готовилась торжественная встреча на родине, но вдруг у Павла что-то опять заклинило в голове, и Суворов внезапно вновь впал в опалу. Торжества отменили, Суворов скромно прибыл в Петербург, уже больным, и вскоре умер. Ему было 70 лет.

Приглашаю на другие мои каналы Лидия, неисправимый гуманитарий и Просто поэзия жизни. А тут блог мужа Поклонник красоты Александр имхо.

Мой канал на Рутубе Культурно и интеллигентно.