Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Как классик белорусской поэзии Сергей Граховский когда-то оказался в сибирской деревне Биаза

Сибирские места, где я родился. Недавно узнал удивительный факт! В глухой таежной деревушке Биаза с 1949 по 1955 год отбывал ссылку и учительствовал классик белорусской литературы Сергей Иванович Граховский. Я сразу написал в группу этой деревни в ОК , что у них есть о Граховском, – администратор выложил на их страницу и висит мой вопрос но БЕЗ ОТВЕТА, и без привета, как говорится. В самом сердце Новосибирской области, где бескрайние Васюганские болота перетекают в густые леса, где притаилась таежная река Тара, а тайга шепчет старые тайны, живет деревушка Биаза. Она возникла еще до революции. Сейчас в ней примерно 500 человек, – это больше сотни дворов. Но работы вссе меньше. Дорога до районного центра разбита на все 28 километров. Молодежь уезжает, а старики, но сами понимаете. Она небольшая, далеко от трассы, она словно спрятана от суеты большого мира, она дышит тишиной и покоем, будто замершая во времени. Но она живет, хотя вокруг многие деревеньки утихли вечным сном. Дома здес
Оглавление

Сибирские места, где я родился. Недавно узнал удивительный факт!

В глухой таежной деревушке Биаза с 1949 по 1955 год отбывал ссылку и учительствовал классик белорусской литературы Сергей Иванович Граховский.

Я сразу написал в группу этой деревни в ОК , что у них есть о Граховском, – администратор выложил на их страницу и висит мой вопрос но БЕЗ ОТВЕТА, и без привета, как говорится.

Биаза

В самом сердце Новосибирской области, где бескрайние Васюганские болота перетекают в густые леса, где притаилась таежная река Тара, а тайга шепчет старые тайны, живет деревушка Биаза.

Она возникла еще до революции. Сейчас в ней примерно 500 человек, – это больше сотни дворов. Но работы вссе меньше. Дорога до районного центра разбита на все 28 километров. Молодежь уезжает, а старики, но сами понимаете.

Она небольшая, далеко от трассы, она словно спрятана от суеты большого мира, она дышит тишиной и покоем, будто замершая во времени.

Но она живет, хотя вокруг многие деревеньки утихли вечным сном.

Дома здесь сложены из добротных брёвен, стоят, будто хранители прошлого, а над ними клубится дымок из печных труб — живой, тёплый, пахнущий березовыми поленьями, хлебом, и смолой. Улицы, тонут в зелени летом, а зимой укутываются в белоснежные сугробы, – снег тодько успевай отгребать от окон после хорошег снегопада.

Здесь зимой еще ходят в валенках. Да и время в Биазе течёт иначе. Утро начинается с темноты, с петушиных криков, а вечер заканчивается долгими разговорами на завалинке. Здесь знают, как шумят берёзы за околицей, как пахнет свежескошенное сено и как звонко поют весной ручьи, бегущие к далёкой Оби.

Граховский
Граховский

Жаль только, что жители не знают, что их дедушек и бабушек учил когда-то в школе ссыльный человек Сергей Иванович..., что он написал замечательный рассказ об их селе.

Им есть чем гордиться, а они не знают...

Писатель прожил 89 лет и ни разу его не пригласили туда...

Тень ивы над Неманом

Взволнованный парус любезный
Торопится птицею стать.
Прощай, мне ещё в этой бездне
Упавшие звёзды считать.
Сергей Граховский

Он родился в 1913 году, в деревне, где широкий Неман, как старый рассказчик, неторопливо плел свои воды меж песчаных отмелей. Детство его было похоже на первую строку незаконченного стиха — короткое, оборванное войной, но пропитанное запахом ржаного хлеба и горьковатым дымом печей.

Он ушел на фронт, когда Беларусь стала раной на теле земли. Война для него была не метафорой, а тяжелым сапогом, втоптавшим в грязь миллионы голосов. Но даже в окопах, под свист снарядов, он записывал слова в потрепанную тетрадь — будто ловил падающие звезды, чтобы потом, если выживет, вставить их в небо мирного времени.

После войны Граховский писал так, будто вышивал узоры на порванном полотне памяти. Его стихи были корнями старых дубов — глубокими, цепкими, уходящими в ту землю, которую он любил больше себя.

Но его репрессировали. Он прошел лагеря. И умер в 2002-м, завещая похоронить его там, где его строки его стихов шелестят, как листья той самой ивы над Неманом, под которой когда-то играл мальчишкой.

Белорусская литература — это неистовая река.

Вот посмотрите какие самобытные там писатели!

  • Янка Купала (Иван Луцевич). Автор сборников поэзии «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэм «Курган», «Бондаровна», «Неназванное», «Над рекой Орессой», пьес «Павлинка», «Разоренное гнездо».
  • Якуб Колас (Константин Мицкевич). Автор сборника стихов «Песни печали», поэм «Сымон-музыкант», «Новая земля», «Хата рыбака», трилогии «На росстанях».
  • Иван Шамякин. Автор первого белорусского романа о партизанах — «Глубокое течение», пенталогии «Тревожное счастье», романа «Сердце на ладони».
  • Иван Мележ. Автор «Полесской хроники», романа «Минское направление» о событиях операции «Багратион».
  • Василь Быков. Народный писатель Беларуси, автор произведений «Журавлиный крик», «Измена», «Третья ракета», «Круглянский мост», «Сотников», «Обелиск».

Сергей Граховский был одним из самостоятельных потоков той бурной реки.

После всех своих невзгод детства и молодости, он проживет большую наполненную событиями жизнь. И останется в литературе. И напишет прекрасный рассказ о тех годах, что прожил в Биазе.

Но жители Биазы этого не знают. Там нигде нет его имени, музея, – нет памяти.

Я им пишу : собирайте материал, откройте ему памятник, уголок памяти хотя бы, повесьте табличку на доме, где он жил.

-3

Что пережил он, красноречиво говорит один факт, который я приведу

"Поэт Граховский рассказывал, как в 30-х годах раз двадцать ходил в кино на один и тот же фильм, был безумно влюблен в главную героиню. Через много лет, в концлагере, он возвращался с работ мимо помойки. И увидел получеловека непонятного пола с лысой головой, огромным животом, распухшим лицом. Ночью ему сосед по нарам сказал, что это и есть та самая актриса. Сергей Иванович не мог спать много дней, а на свободе вспоминал этот страшный эпизод до конца жизни..."

(Из книги Яковцева Якова Валерьевича "Эволюция люцифера", со ссылкой на книгу "Пакаянне", в которой приведены исследования Л. Морякова и И. Кузнецова).

Сергей Граховский "Реквием" (отрывок)

...Неудержимой бурею эмоций
Гудят и задыхаются басы,
И в каждом звуке оживает Моцарт,
Хоть сочтены его часы.

Тревога, нежность, вдохновенья взлёты
Оставили следы в его судьбе,
И понял он уже в разгар работы,
Что сочиняет «Реквием» себе.

Гусиное перо из рук упало,
А музыка живёт и тем сильна,
Что не печалью, а тревогой стала
И жизнью вдохновенною полна.
-4