Найти в Дзене
Нео-Буддист

Медитация требует подготовки (завершение)

В предыдущей статье я остановился в своём рассмотрении препятствий на пути медитатора на третьей преграде, которая на языке пали называется Thīna-middha nivarana, а я обозначил её как "тупик безразличия", то есть такое состояние успокоенности и даже лености: мысли текут еле-еле, тело замерло и даже дыхание становится очень редким. Выйти из этого "тихого омута" помогает правильное приложение усилия - viriya, разумное проявление энергичности. Оказавшись в таком состоянии, мне нужно просто вспомнить: куда я двигался, куда направлялся, начав это занятие? А направлялся я, согласно базовому буддийскому устремлению, от дукхи к сукхе, то есть от страдательного состояния к блаженному, от несчастья к счастью, от беспокойства к покою. И вот, я оказался в успокоенном состоянии, но тот ли это покой, к которому я стремился? Мне ясно, что достигнутая мной успокоенность тяготеет к лености, в то время как желанное блаженство дхьяны - противоположное состояние покоя, тяготеющее к активности. Как говорит

В предыдущей статье я остановился в своём рассмотрении препятствий на пути медитатора на третьей преграде, которая на языке пали называется Thīna-middha nivarana, а я обозначил её как "тупик безразличия", то есть такое состояние успокоенности и даже лености: мысли текут еле-еле, тело замерло и даже дыхание становится очень редким.

Выйти из этого "тихого омута" помогает правильное приложение усилия - viriya, разумное проявление энергичности. Оказавшись в таком состоянии, мне нужно просто вспомнить: куда я двигался, куда направлялся, начав это занятие?

А направлялся я, согласно базовому буддийскому устремлению, от дукхи к сукхе, то есть от страдательного состояния к блаженному, от несчастья к счастью, от беспокойства к покою. И вот, я оказался в успокоенном состоянии, но тот ли это покой, к которому я стремился?

Мне ясно, что достигнутая мной успокоенность тяготеет к лености, в то время как желанное блаженство дхьяны - противоположное состояние покоя, тяготеющее к активности. Как говорится в буддийских мануалах, в состоянии дхьяны ум ясен и светел, лёгок и легко управляем - он моментально познаёт то, на что направлен, преодолевая двойственность восприятия.

И вот, в момент такого чёткого осознания несоответствия имеющегося желанному возникает дукха. Очень тонкая, но очень неприятная дукха, которую в хрестоматийных текстах называют "випаринама-дукха", то есть дукха перемен. В философском контексте оно означает полный переход из одного состояния в другое или трансформацию некого качества в свою противоположность.

Именно такая трансформация происходит в момент осознания несоответствия желаемого имеющемуся - в данном случае: моя ленивая успокоенность - это совершенно не то блаженство, к которому я стремлюсь.

И уже в следующий момент медитатор оказывается перед четвёртым препятствием, которое по-индийски называется Uddhacca-kukkucca (удхачча-кукучча). Оба эти слова означают беспокойство, но с разными оттенками. Удхачча - это беспокойство, связанное с непониманием, что нужно сделать, чтобы избавиться от дукхи. Кукучча - беспокойство, характеризующееся ощущением, что что-то было сделано не так, неправильно.

"У водопада мыслей", изображение сгенерировано Yart-ai по моему замыслу
"У водопада мыслей", изображение сгенерировано Yart-ai по моему замыслу

Часто именно в этот момент медитатора, как говорится, накрывает "водопад мыслей". Или, если по-русски, можно сказать, что в голове вдруг возникают хороводы мыслей, вращающихся в разные стороны - вот точно так же, как в народных славянских праздниках два кольца хоровода идут в противоположные стороны, от чего у веселящихся возникает лёгкое головокружение.

Водопад или хоровод мыслей точно так же производит головокружение, только не на физическом, а не ментальном плане. Мы замечаем, как много разных и разнонаправленных мыслей возникает, и это нас рассредоточивает, утомляет, мешает. Всё по классике: одна дукха производит другую, в данном случае випаринама-духка тут же произвела обыденную дукху.

Буддийская хрестоматия гласит, что для устранения той части этого препятствия, что связана с ощущением совершённой ошибки (кукучча) нам следует направить на себя метту, то есть милосердное и дружелюбное отношение. Не следует винить себя за ошибки (никто не безгрешен), следует извлекать из них урок.

Для устранения второй части препятствия хрестоматия советует выбрать один объект для медитации - следует вернуть фокус внимание на дыхание, чтобы остановить начавшееся беспокойство ума, а лучше всего сосредоточить беспокойный ум помогает какой-либо образ или мантра.

У слова "мантра" довольно непростое значение. Я даже не буду вспоминать разные псевдо-филологические раскладки этого слова, столь любимые адептами тибетского тантризма, а скажу лишь, что оно встречается и в палийских текстах - в форме manta. Оно, в зависимости от контекста, может обозначать и заклинание, и некое "слово мудрости", то есть некоторое краткое выражение предельного смысла.

В известной легенде, когда брахман Шарипутра, который в будущем станет лучшим учеником Будды и автором первой Абхидхармы, встречает одного из первых адептов Шакьямуни, он просит того сказать ему кратко, в чём суть этого нового учения - в тексте он буквально просит "скажи мне свою мантру". Как мы помним, Ассаджи, хотя и заявляет о своей слабости в познании учения, вместо краткой мантры произносит целую шлоку, чем несказанно удивляет Шарипутру и тот незамедлительно решает стать учеником Шакьямуни.

Таким образом, в буддийском понимании мантра - это краткое словесное выражение Дхармы, которую провозглашают будды. На этом предпоследнем этапе вхождения в дхьяну (упачара-самадхи) нам нужно выбрать предмет Дхармы для осмысления. Таким объектом может быть как мантра в обычном, общепринятом теперь смысле, так и любая цитата, наставление, правило поведения. То есть, это может быть любая репрезентация Дхармы в краткой словесной или визуальной форме.

И вот тут мы сталкиваемся с последним препятствием - оно называется vicikiccha (вичикичха) то есть "неуверенность, сомнение". Обычно его называют сомнениями в Дхарме, но это вполне может быть и неуверенность в правильности выбора собственно предмета сосредоточения. Может быть, мне не стоит брать за объект сосредоточенности тысячу рук Авалокитешвары? Или, может быть, незачем мне сосредотачиваться на пяти этических принципах жизни буддиста? Ведь они мне и так понятны... А может быть, я не так уж хорошо их понимаю, как мне кажется?...

Преодолеть эти сомнения можно лишь одним способом - направить всё своё внимание на тот самый объект, который вызывает сомнения. Это и есть собственно вход в самадхи - в котором моя мысль чётко направлена на объект исследования (витакка) и удерживается, не отвлекается от выбранного курса исследования (вичара). Эти две характеристики состояния ума являются тем самым знаком на пути медитатора, на котором написано "Добро пожаловать в Самадхи!".