Глава 7.
На утреннем торжественном построении перед посадкой на борт фрегата с приветственным словом выступил проректор:
- Советские морские суда всегда гордились своими походами, и у курсантов «Макаровки» сегодня есть уникальная возможность прикоснуться к славной истории морских дел! Вам выпала честь пройти практику на легендарном паруснике «Мир». Желаю команде выполнить «на отлично» все поставленные задачи и пронести воспоминания о первом морском походе через всю жизнь! Желаю вам семь футов под килем, и попутного ветра!
Цели и задачи плавательной практики
Три месяца плавательной практики помогут курсантам в изучении профессиональных дисциплин на последующих курсах. Им предстоит разобраться с устройством современного парусного судна, освоить работы, выполняемые на палубе и в машинном отделении, попробовать себя в качестве рулевого и впередсмотрящего, научиться опознавать навигационные буи, знаки, маяки, взять первые в своей жизни пеленги и высоты Солнца и рассчитать курсовой угол на ориентир.
Практика позволит изучить учебные аспекты, связанные с конкретной специальностью. Судоводители будут стоять на руле, проводить наблюдения за погодой, изучать навигационное оборудование судна. Судовым механикам и электромеханикам больше времени придется проводить в машинном отделении, осваивая основы вахты и выполняя обязанности, необходимые при использовании судовых систем, автоматики и оборудования.
Также всем практикантам предстоят работы на палубе. Подготовка парусов, их установка, такелажные работы, обеспечение чистоты и порядка на судне распространяются на всех. Так закладываются основы морской профессии, морской дружбы и взаимовыручки. Ребята всегда могут рассчитывать на помощь и ценный совет от руководителей практики и наставников из числа опытных, профессионально подготовленных членов экипажа.
В Макаровке считают, что практика на паруснике — обязательный этап подготовки. Именно под парусами курсанты превращаются в настоящих моряков — крепнут физически и морально. На паруснике быстро понимаешь, стоит ли дальше ходить в море.
Экскурсия по паруснику
Гворят и не даром, что выше палубы на фрегате 19 век, а ниже 20. Паруса, снасти, такелаж - все пропитано историей мореплавания. Разбираться в тонкостях Костя начал еще в родной Клвйпеде, но в основном теоретически. Сейчас пришло время на практике постичь морскую науку.
Он узнал, что в обычных рейсах на «Мире» не всегда используют полный набор парусов — есть заранее намеченный маршрут и дата прибытия, поэтому нужно держать определённую скорость. Исходя из этого капитан выбирает, сколько ставить парусов, чтобы прийти в назначенную точку вовремя. Но если нужно — фрегат может развить скорость, на которую не способен ни один большой парусник в мире. (Рекорд «Мира» не могут побить до сих пор — корабль смог разогнаться до 21 узла — 39 км/ч.)
У «Мира» три мачты. На большинстве современных кораблей мачты не используются по прямому назначению — на них обычно устанавливают флаги или средства радиосвязи. Но на «Мире» мачты служат как основа для установки парусного вооружения. Одна из частей подготовки курсантов — работа с парусами. А для этого нужно подняться на мачту по вантам. Ванты — это не только лестницы, по которым поднимаются матросы. Ванты одновременно выполняют роль растяжек для всех элементов мачты, обеспечивают жёсткость конструкции.
Чтобы поставить или убрать паруса, нужно выходить на реи. Всё управление парусником происходит вручную, поэтому для каждого члена команды найдётся работа. Обычно в плавании участвуют около 200 человек, из них 144 курсанта.
Бушприт служит для растяжки такелажа, который удерживает вертикальные мачты. Кроме того, за счёт него смещается центр тяжести судна — это повышает маневренность. А на «Мире» бушприт сохранил функции мачты — на нём закреплены паруса.
Полный вперед!
Белый гигант равнодушно ждал приказа о посадке курсантской братии. Его золотистые мачты раскинули на ветру свои длинные реи и будто бы скучали по своим ослепительным парусам. И вот поднят якорь, заработали двигатели и "Мир" плавно отчалил от родного Ленинградского берега, чтобы побыстрее миновать Финский залив с его мелями, и выйти в открытое море уже исключительно под парусами. Свежий ветер Балтики надувал их, в борт билась тугая волна, над головами кричали чайки, провожая курсантов к далёким берегам Испании, куда лежал курс фрегата.
Курсантов расселили по каютам-кубрикам по 12 человек. Было очень тесно после кубрика в общежитии - максимум на четырех парней. Косте повезло, ему досталось место у иллюминатора. Волны захлестывали его непробиваемое мощное стекло, наблюдать движение фрегата в иллюминатор было довольно интересно. Да и личного пространства получалось больше, чем у других. В первый же вечер Костя написал письмо Тане, обрисовав обстановку на судне. Написал и про то, что скучает о ней, хотя скучать у него времени не было. Разве только, когда укладывался спать. Но и здесь долго не получалось, обычно успевал только голову до подушки донести. Распорядок дня у курсантов был плотный, строгий, все выполнялось по свистку боцмана, начиная с подъёма в семь часов утра. В семь тридцать - уже завтрак. Опоздал - останешься без каши. Корабельная кухня зовётся «камбуз», весьма притягательное место после пары-тройки часов палубных работ. На "Мире" кормят лучше, чем во многих сухопутных отелях! Питание — четырёхразовое. Кстати, поработать и поучиться вкусным премудростям у корабельного кока курсантам тоже предстояло. А вот похудеть не получится — в море аппетит отличный, а порции на паруснике с душой!
Море учит выдержке. Часто в походе бывает качка, ветер с ливнем, град. И всегда необходимо вовремя сориентироваться и включится в командную работу на корабле, где дел невпроворот! Именно в непогоду на палубе всегда найдётся задание для каждого курсанта и практиканта. Стихия завораживает, но в то же время приносит сомнения в своих силах в противостоянии ей. Вот в такие моменты и закаляется характер! Впереди у Кости и его друзей было много приключений и опасностей, но об этом мы узнаем из следующих глав.