Все мы с вами помним историю песни Smoke On The Water, а каждое предложение из нее уже разобрали и проанализировали на тысячный раз. Иэн Гиллан под аккомпанемент остальных участников Deep Purple рассказывает про злоключение на концерте Фрэнка Заппы в швейцарском городе Монтрё на джазовом фестивале, приведшее к огромному пожару. Среди героев, упоминаемых в песне, есть некий Funky Claude, который помогает детишкам выйти из помещения. Кто такой этот Клод и почему он отдельно упоминается в этом рок-гимне 1970-х?
"Фанки Клод", о котором идет речь - это промоутер Клод Нобс. В момент записи Machine Head он организовывал не только концерты приезжим музыкантам, но и активно общался с Deep Purple и помогал перевозить им оборудование, переместив коллектив студию в театр Pavillion, где члены группы успели в том числе записать песню Smoke On The Water. А затем, когда в местную полицию стали жаловаться жильцы соседних домов, Нобс же посодействовал и перевез Purple еще в одно место - заброшенный отель за городом.
Однако, это далеко не главные заслуги в жизни Нобса. Немногие промоутеры могут похвастаться тем, что их имя увековечено в песне, не говоря уже о песне, ставшей легендой. Но Клод Нобс — не просто промоутер. Немногие артисты отказывались от возможности выступить на знаменитом джазовом фестивале в Монтрё, который он проводил каждый год. И выступали они там не ради денег.
Нобс родился в 1936-м году. Вообще, по профессии он - повар. Работая какое-то время в родном швейцарском Монтре, в начале 1960-х Клод уехал в Америку. Позже он переехал в Нью-Йорк, где познакомился с Несухи Эртегуном , тогдашним президентом Atlantic Records, и предложил свои услуги менеджера и организатора концертов. . Он также познакомился с Робертой Флэк и пригласил её выступить в родном городе. Так начинается то, что позже станет делом его жизни. Он понял, что может организовывать концерты музыкантов в Монтрë. Первыми, кого Нобс решил позвать, были The Beatles и The Rolling Stones. Дело было в 1964-м году. Власти Монтрё сначала отказали под предлогом, что The Beatles недостаточно популярны. Но вот концерт "Роллингов" удалось провести, причем он был для большинства публики бесплатным. К тому же, Клод договорился с Ready Steady Go!, чтобы британское телевидение пустило в эфир этот концерт.
Клод Нобс, возможно, и не был профессиональным музыкантом, но он жил музыкой, дышал ею и наслаждался тем, что у него получалось. В 1967 году он стал одним из основателей джазового фестиваля в Монтрё и превратил трёхдневное мероприятие в масштабное двухнедельное событие с международным статусом и безупречной репутацией. Не без помощи Эртегуна и американских продюсеров, он протолкнул у себя на родине идею, что нужно создать своего рода бренд, который поможет туризму и развитию инфраструктуры.
Однако, фестиваль не был совсем уж джазовым. В первые годы на нем отметились безусловные джазовые звезды, как Кит Джарретт, Джек Дежоннетт и Чарльз Ллойд. Но Нобс смотрел шире и сразу же стал приглашать артистов поп-музыки. Две группы, с которыми он стал дружить, всем нам хорошо известны: это Led Zeppelin и Deep Purple.
Zeppelin никогда не выступали на фестивале, но давали концерты на этом благородном курорте во время каждого из своих трёх европейских туров, даже когда они собирали полные арены и стадионы в Италии и Германии. А в 1972 году они отыграли там свой единственный европейский концерт. Нобс стал одним из тех товарищей, кому можно было доверять. Клод был первым, кому Джимми Пейдж позвонил выговориться, когда в 1975-м году Роберт Плант попал в страшную аварию. А в 1976-м Джон Бонэм и Пейдж прилетели в Швейцарию вдвоем, путешествуя по Европе. Результатом стала Bonzo’s Montreux, барабанное соло с электронными эффектами, добавленными Пейджем. Оно не подходило для альбома Presence, над которым группа работала в то время, но в итоге появилось на альбоме 1982 года Coda , где стало подходящей эпитафией барабанщику.
С Deep Purple, думаю, история уже давно всем известна. Тот случай с пожаром очень сильно впечатлил участников группы. К тому же они видели Клода в опасной ситуации, когда он выводил подростков из казино. Те решили, что спрятаться там от пожара будет лучшим решением, однако Нобс, проходивший в молодости курсы противодействия пожару, быстро успел не допустить трагедии. Дружба с Purple у Нобса продолжалась до самой его смерти. Однажды они даже вместе вышли на сцену, и Клод подыграл им на губной гармошке. По иронии судьбы, впервые группа, прославившая и промоутера, и город, выступил на джазовом фестивале в Монтрë лишь...в 1996-м году.
Помимо этих двух групп, многие другие коллективы отметились на фестивале. В 1969 году Ten Years After и Colosseum ознаменовали появление электрического джаза и блюза, а в следующем году группа Santana раздвинули границы стилей, сыграв эклектичное шоу . В 1971 году выступила первая полноценная рок-группа Family . С Нобсом дружили и Jethro Tull, они провели половину 1970-х, записывая в Швейцарии альбомы, так как политика налоговиков в Британии не устраивала Иэна Андерсона.
Рок закрепился в программах фестиваля в 1970-х. А дальше уже дело шло за разнообразием. 80-е были соответственно эклектичными (Марвин Гэй, Джимми Клифф, The Specials и Стив Хакетт в 80-м, Майк Олдфилд, Джеймс Браун и The Stray Cats в 81-м, Стив Миллер, Talking Heads и Минк Девиль в 82-м). В 90-е годы рок снова начал набирать популярность, начиная с таких групп, как Sting, Little Feat и Was Not Was. Также был на волне белый блюз: Эрик Клэптон выступал в сопровождении Джеффа Бека, Джона Мэйолла, Рори Галлахера, Джеффа Хили и Гэри Мура. Но когда в 1994 году к Полу Роджерсу присоединился приглашённый гитарист Брайан Мэй, это положило начало череде событий, которые привели к тому, что бывший вокалист Free/Bad Company объединил усилия с Мэем и барабанщиком Роджером Тейлором в обновлённой версии Queen под названием Queen + Пол Роджерс. На глазах у Клода творилась история.
Впрочем, появление на фестивале в 1990-е современных поп-исполнителей было, судя по всему, не решение Нобса. На тот момент он делил свою должность с продюсером Куинси Джонсом. А почетным ведущим фестиваля недолгое время был Майлз Дэвис.
В 21-м веке Монтрё стал туристическим центром. Число посетителей фестиваля ежегодно увеличивалось и достигало отметки в 200 тысяч человек. Заслуженный успех правильно продуманной политики. Несмотря ни на какие изменения в музыкальной моде, Нобс продолжал придерживаться своего взгляда на организацию. И даже когда в 2013-м году его не станет, фестиваль продолжит существовать. Ведь без него Монтрё уже не может иначе существовать.
Добро пожаловать! Подписывайтесь, впереди много интересного!