Поскольку либеральное лобби в современном искусстве до сих пор имеет вес, и даже, пожалуй, преобладает, то искусство Туриста - это подлинная контр-культура. Эпатажный, неудобный авангард, которому, кто знает, возможно суждено стать классикой эпохи консервативной мировой революции 20-х годов 21 века.
Разберём вкратце картину “Russian are the new Blacks” (Русские – это новые чёрные). Во-первых, этим заглавием заявлена критика дискриминации русских по национальному признаку, процветающая в ряде европейских стран. Турист, таким образом, сравнивает положение русских в современной Европе с положением негров в США вплоть до второй половины 60-х годов XX века. «No tolerance. Bullying approved by compliance». (Толерантность запрещена. Травля одобрена). Приглядимся к персонажу картины, пронзённому стрелой. Это не святой Себастьян, а русский художник. Его голова – отсылка к «крестьянскому циклу» Казимира Малевича. Рядом с ним стоит банка с краской. Значит, это он писал эти таблички? Выходит, что застреленный художник – это сам Турист, который тем самым пророчит себе незавидную участь активиста, убитого за критику европейской нетолерантности? На войне как на войне - за спиной русского человека – привет «Апофеозу войны» Верещагина. Ещё вспоминается выставка «Мишень», которую организовал Михаил Ларионов. Знаковое событие в истории русского авангарда. На ней не только был предствлен лучизм Ларионова, работы Гончаровой, Малевича… но и состоялся диспут о состоянии современного искусства, закончившийся скандалом. Кажется, поводом для драки стал перформанс выступавшего с трибуны Зданевича, когда оратор снял с ноги башмак, и заявил, что он, башмак, лучше Венеры Милосской. Завязалась потасовка, приехала полиция….
Заметим, однако, что “the new black” – это ещё и устойчивое выражение из мира моды. Дизайнеры время от времени объявляют какой-либо цвет “новым чёрным”, подразумевая, что он универсален, актуален, красив. Выходит, что картина несёт в себе изрядную долю здорового оптимизма в отношении русского народа и вообще, всего русского – как премиального бренда медленно, но верно наступающей эпохи.
Турист - одинокий рыцарь Традиции, и в то же самое время, трикстер – провокатор. Продолжатель русского авангарда. С одним существенным различием. Бунт, идейный пафос и радикальная семантика полотен Ларионова, Малевича, Гончаровой и других легенд не выходили, в основном, за пределы сферы искусства. Бунт русского авангарда XX века был направлен против академических правил и предписаний. Против консервативной, официозной парадигмы искусствоведения.
Бунт Туриста очевиден и беспощаден – и направлен на гораздо более серьёзные вещи. Это истинно русский бунт - с нотами юродства и скоморошества. Рискованная деятельность. Он один из тех художников, которые могут обидеть любого. Ценителя благостной эстетики - чудовищными фигурами паноптикума перверсий и отклонений. Закоренелого академиста-консерватора - лубочностью рисунка, явным пренебрежением к виртуозности изящных линий и тонких лессировок. «Испуганного патриота» - провокативностью, откровенностью затрагиваемых тем.
Возьмём теперь злую работу «Трудный выбор еврейского народа». Человек в фуражке – Моше Дайян в молодости. Тот самый, про которого Владимир Высоцкий пел “сука одноглазая”. Израильский военный и государственный деятель. Министр обороны Израиля во время “Шестидневной войны”, “Войны Судного Дня”, “Войны на истощение”. Картина, со слов художника, констатирует факты про трагический, библейский, и в эти дни как никогда актуальный выбор евреев. При всём уважении к этому народу. Жить за границей и быть успешным профессионалом в другой стране или жить в своём государстве и всё время воевать.
Последние несколько десятилетий длится эпоха, в которой современное русское искусство балансирует между натужной метафизикой абстрактного, истеричным диссидентским шутовством, и кромешным, удушающим мраком падших духом либералов. В текущих прямо сейчас социально-политических реалиях, когда и в области русской внутренней политики, и в планетарном масштабе, происходят мучительно медленные, и вместе с тем, неумолимые, архитектонические сдвиги идейной повестки, так называемое современное искусство резко и бесповоротно стало символом ретроградства.
Совриск сегодня - это скучное, мертвенное цепляние за тающие на глазах иллюзии, мифы и тренды. Плач Ярославны по навязанным глобальной пропагандой, оплаченной из западных фондов повестке. Плач инфантилов-индивидуалистов, для которых неожиданно и вдруг мировая история, свершающаяся поямо у нас на глазах, приобрела окраску героического, трагического, мужественного, воинственного и зрелого. В таких условиях творчество Туриста видится нам ярким сигналом, дерзким криком герольда новых богов, криком глашатая новой зари, мирового солярного рассвета - после долгой, липкой, двусмысленной ночи уютного, распущенного индивидуализма, изнеженного эгоизма меркантильных желаний и безумных эротических вожделений.
На десерт - самое свежее творение Туриста “Краплёные карты глубинного государства”. Очередной интеллектуальный ребус. На сей раз – геополитический. "Слева карта “Queen” (Дама). Наверху – отсылка к великой картине Эжена Делакруа “Свобода, ведущая народ”. Только вместо французского флага – радужный… И вообще, это не свобода, а старуха-процентщица с окуляром, то есть, в образе, созданном Верой Карповой в сериале “Преступление и наказание”. Старуха из романа Достоевского, напомню, сколотила себе состояние, выдавая деньги под огромные, убийственные проценты. Видимо, здесь прослеживается некая ассоциация с экономической политикой Европы. Да, у “Свободы” лицо Тейлор Свифт.
В контексте Трампа тоже есть о чём подумать - здесь есть отсылки к ЦРУ, Сионизму, бит-коину. К самолюбованию. Корона диктатора, сменившая бейсболку MAGA (Make America Great Again). Вероятно, речь идёт о нарушении Трампом ряда предвыборных обещаний, в особенности того, что касается внешней политики, и, соответственно - об актуальном расколе внутри движения MAGA на почве арабо-израильского конфликта.
Наконец, Макрон, этой “Бубновый валет” с посохом, отсылающим к сатанинским мерзостям. Бубновый валет – так не просто называлась одна из культовых выставок русского авангарда – и сформировавшееся впоследствии сообщество художников-радикалов. Именно бубновую масть, красный ромб, нашивали сзади на шинель арестантам - будущим каторжникам. В главной политической тюрьме Российской Империи – в Тюрьме Трубецкого бастиона Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Внизу – джокер Зеленский. Интересно, что здесь Турист не только очевидным образом указывает на лицедейское прошлое – и нелепое поведение в настоящем - украинского президента. Джокер – значит чёрт из табакерки, искусственно созданный для определённой цели политик, взятый из ниоткуда, вообще никак не представляющий свой народ. Как, кстати, и Макрон – марионетка глобалистов. Турист спрашивает, кто в этой краплёной колоде играет роль тузов? Ответ на этот вопрос я предлагаю нашим вдумчивым читателям найти самостоятельно. Подсказка – в конспирологическом названии картины.
Турист - пушка, чей залп оглушает. Это искусство, бьющее наотмашь пощёчину общественному вкусу. Пощёчину, которое глобализированный социум безусловно заслужил. Это призыв, отчаяный клич эсхатологического оптимизма. Чьё эхо расходится над бездной, раной земли, зарастающей столь медленно. Из которой лезут щупальца террора, из которой ещё слышен идиотский, способный свести с ума смех инфернальных уродцев. Этот авангард XXI века - залп из огнемёта, маркер эпохи, а ещё - сеанс экзорцизма. Турист вызывает самых подлых, самых изворотливых духов нашей эры, чтобы мы вместе с ним встретили их, наконец, лицом к лицу, без маскирующей штукатурки гуманистической пропаганды о правах человека, мира без границ, мира с множеством гендеров, напрочь буржуазного, ни на йоту не заинтересованного в философии, религии, поэзии, культуре. Маргинальный мир безответственных сладострастников. Эта живопись страшна и пассионарна, и вместе с тем - иронична. Героический танец трикстера - у бездны на краю.
-------------
P.S. Если вам было интересно читать этот текст, подписывайтесь на канал, будут и новые!
Подписывайтесь также на мой телеграм-канал.
Жду вас в Петербурге на прогулках (арт-медиациях) по Эрмитажу, Русскому Музею, и не только.