В этой публикации вы, вероятно, впервые прочтёте об одном из самых оригинальных современных художников России. И уж точно о самом смелом - и этот факт обязывает его к некоторой конспирации. Он творит под псевдонимом Турист. Для начала, я познакомлю вас с короткой серией его работ, объединённых сквозным идейным лейтмотивом. Остро актуальным и радикально критическим. Впечатлительных просьба отойти от экрана.
Цикл, или, если угодно, триптих, который мы обсудим, называется "Антимама и Антихрист". Он посвящён тематике экстракорпорального оплодотворения, и тем социальным последствиям, к которым привело нелегитимное, чрезмерное использование данной технологии.
Антимама - это мужчина с нарушенной гендерной идентичностью. Судя по всему, прошедший через ряд соответствующих операций по так называемой" смене пола".
В целом, традиция иронически-саркастической стилизации классического образа Данаи близка искусству XX века.
Для начала вспомним "Венер" Михаила Ларионова. Тот цикл являл собой авангардную критику академического искусства и его "бесстыжих Венер".
Казимир Малевич: Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыжих венер, тогда только увидим чисто живописное произведение.
Турист, утверждая себя в линии преемственности с искусством эпохи модерна, идёт дальше, и распространяет критический эффект своего "Даная" за пределы узко "художнических" разборок. Здесь важен социальный контекст. Так, Маруся Гелия Коржева, гения "сурового стиля", была Данаей 80-х, героиней времён перестройки и развала Союза.
"Даная 21 века - это трансгендер", - печально констатирует художник.
Итак, "мужики не родят!", с несколько митьковской, просторечной, едрёной интонацией гласит надпись на картине. Между прочим, подобная тенденция к плакатности также присутствовала у легенд русского авангарда начала XX века. Достаточно вспомнить Родченко, Лисицкого...
Значит, даже главный бог древнегреческого пантеона Зевс бессилен оплодотворить "Даная". Это Зевс, совершенно классическим образом, то есть согласно мифу, низвергается на Даная "золотым дождём", но тщетно... Впрочем, "за деньги сегодня можно всё купить, их дучше тратить, а не копить", верно? Так пел Сергей Шнуров в композиции "Money".
Итак, на выручку "Данае XXI века", то приходят технологии ЭКО и извращённое семейное право, позволяющее на Западе парам с нетрадиционной сексуальной ориентацией усыновлять и воспитывать детей.
Надпись "The molar failure of gentech obstetrics" переводится как моральный крах генной инженерии в области акушерства.
Технология ЭКО изначально должна была помочь забеременеть тем парам, у которых по каким-то физическим причинам оплодотворение не может состояться нормальным путём.
Однако в результате ряда социально-политических подстановок и злоупотреблений, технология стала использоваться не то чтобы не по назначению, однако неким искривлённым маршрутом. Во-первых, только очень богатые люди могут себе это позволить. Но не в этом беда - ибо такова судьба всех продвинутых технологий на начальном этапе их внедрения в социум. Проблем в том, что доступ к технологии получают зачастую люди, которые по своей лени, избалованности, инфантильности, просто не желают тратить время на вынашивание детей. То есть, дело не в их неспособности иметь детей - а фактически в отказе "заводить" детей нормальным способом. В общем, художника серьёзно волнует проблематика суррогатного материнства и бизнес-делигирования процесса вынашивания "на аутсорсинг".
Нетрудно догадаться, что под масками "рептилоидов" скрываются всем известные личности (такие как Сорос, Гейтс, Швабб и другие известные глобалисты и ангажированные ими учёные, деятели культуры и образования). Художник использует образ из области фантастической конспирологии, чтобы иронично и метко подсветить чудовищную сущность подобных манипуляций.
Также данная картина отсылает нас к "Антипапе" Макса Эрнста.
Волхвы Туриста - это Антиволхвы. Они приносят здорового ребёнка в качестве дара человеку с явными отклонениями. Что сделает он с этим шедрым подарком "волшебников"? Конечно же, станет его растить и воспитывать. В паре с пресловутым "родителем №2".
Антимама является антиподом нормальной мамы не только по физическим причинам. Ведь, при таком способе получения ребёнка, "финальная" мама не образует со своим чадом психологических уз близости.
"Чтобы полюбить ребёнка - надо его выносить" - считает Турист.
Ещё один проблематичный аспект, с которым сталкивается либеральный тренд на исполнение индивидуальных желаний. В данном случае, речь идёт о понятном с человеческой точки зрения желании "меньшинств" иметь детей. Либерализм в данном случае идёт по пути наименьшего сопротивления. Вместо того, чтобы помочь уважаемым меньшинствам справиться с их нелёгкой душевной ситуацией методами компетентного психологического консультирования, их желаниям на определённом этапе деградации западного общества почему-то стали просто-напросто потакать.
Конечно же, в такой, мягко говоря, экстравагантной семейной обстановке вряд ли сможет вырасти благополучный с психически-нравственной точки зрения человек. Такая тенденция в пределе может привести к вырождению человечества. И тут мы приходим к проблеме Минотавра.
Над небоскрёбами нависает устрашаюший рогатый образ человекоподобного быка - образ Минотавра. Согласно мифу - это дитя нездоровой любви земной женщины и подосланного Зевсом быка. Несчастное, а поэтому озлобленное.
Турист декларативно соединяет проблематику с эсхатологической проблематикой Антихриста. В целом, проблема антихриста является достаточно редкой темой в искусстве.
Вспоминаются кинофильмы "Ребенок Розмари" режиссёра Романа Полански по одноимённому роману Айры Левина, и "Антихрист" нашего гениального современника Ларса фон Триера. Из живописи - работа Ивана Глазунова.
У Глазунова сохраняется главная богословская мысль на сей счёт - Антихрист придёт в облике Христа, и не все заметят подмену.
С одной стороны, Турист, вводя Минотавра - Антихриста, нарушает богословский канон. Кто ж такого урода не заметит? С другой стороны, речь в триптихе как идейном целом идёт именно о том, что ведущие человечество к смерти тренды выстелены благими намерениями, и таким образом псевдо-спаситель маскируется под гуманистические ценности, в том числе права меньшинств и тому подобное. По словам английского богослова 17-го века Джорджа Герберта, «Hell is full of good meaning and wishings» (англ. «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»).
Турист прикасается и к национальной традиции религиозной философии, ведь он вслед за Владимиром Соловьёвым (русским философом Серебряного века, не телеведущим) и его "Повестью об Антихристе" из "Трёх разговоров" размышляя, пророчествует о том, каким образом свершится пришествие псевдо-Христа.
Мы с вами рассмотрели неприятные, тревожные картины. Эмоциональные, экспрессивные, лихие, с выверенными, рельефными образами. Принципиально, что Турист попадает в болевые точки современного мира - и делает это максимально выразительно, с уклоном в лубочность, то есть - перформативно.
Русский художник остроумно, ярко и живо репрезентирует аномальные тенденции "глобальной", леволиберальной политической повестки последних десятилетий. Уникальный случай для нашего современного искусства, когда критика западных трендов осуществляется на доступном, совершенно не архаичном визуальном языке. Языке мема. Без капусты в бороде. С постмодернистским огоньком и иронией. И да, это не хиханьки-хаханьки, не ехидное современное искусство, а жуткий аттракцион в духе "ужасов Войны" Франсиско Гойи. Выстраданный юмор в традиции легендарных Кукрыниксов с критикой фашизма и национал-социализма.
Мы увидели триптих, который призывает задуматься о том, против чего "поднялась" Россия, и лишний раз вспомнили, почему Россия и русские так не угодны кое-кому на Западе. Напомню, что ещё в 2020 наш президент сказал, что при нём у нас в стране никогда не будет "родителя №1" и "родителя №2". Верим, что не будет. И с картинами Туриста верить в это становится как-то проще.
Надеюсь, что вы, как и я, оказались впечатлены броским остро-социальным творчеством этого художника. Стилем, укоренённым в русском авангарде XX века, а с идейной точки зрения - выступающим в авангарде современной "консервативной революции".
Согласитесь, система современного искусства в России (не говоря уже про остальной мир) до сих пор пребывает во власти глобалистских, открыто враждебных традиционным ценностям нарративам.
Другая проблема - эстетическая безвкусица официального, да и народного патриотизма... На мой взгляд, провокационная витальность, дикий напор творчества Туриста в текущем конфликте идей, в войне умов между "коллективным Западом" и Россией как аванпостом "восстания против современного мира" приходится как раз кстати...
Это - неудобное искусство, это картины, которые "жмут". Автор взаимодействует с эстетикой безобразного, и тем самым - не оставляет равнодушным.
*****
Ну а я жду вас в Петербурге на арт-медиациях по Эрмитажу, Русскому, Эрарте, и не только.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, и до новых встреч!