Найти в Дзене
Всеволод Шимов

На стыке Минской и Брестской областей: Снов и Вольно

Ну, а мы возвращаемся в мир панских усадеб, костелов и православных церквей с неправославным прошлым. Агрогородок Снов находится в Несвижском районе Минской области, неподалеку от административной границы с Брестской областью. Здесь действует большой агрокомбинат, который, очевидно, является главным местным работодателем. Сам поселок выглядит именно как небольшой городок, вполне благоустроенный и зажиточный для населенного пункта такого типа. В Снове довольно много исторических достопримечательностей - две усадьбы, православная церковь и костел. Главной местной достопримечательностью считается дворец Рдултовских первой половины 19 века. Здание внешне неплохо сохранилось, хотя внутри там запустение. Сейчас его продали некому частному лицу, которое обещается навести здесь шляхетский блеск, но я не знаю, какие деньги нужны, чтобы обустроить эту махину. Территория огорожена, но о проходе можно вполне договориться с охраной, что я и сделал. Дворец в классическом стиле весьма внушителен. Ус

Ну, а мы возвращаемся в мир панских усадеб, костелов и православных церквей с неправославным прошлым.

Агрогородок Снов находится в Несвижском районе Минской области, неподалеку от административной границы с Брестской областью. Здесь действует большой агрокомбинат, который, очевидно, является главным местным работодателем. Сам поселок выглядит именно как небольшой городок, вполне благоустроенный и зажиточный для населенного пункта такого типа.

В Снове довольно много исторических достопримечательностей - две усадьбы, православная церковь и костел.

Главной местной достопримечательностью считается дворец Рдултовских первой половины 19 века. Здание внешне неплохо сохранилось, хотя внутри там запустение. Сейчас его продали некому частному лицу, которое обещается навести здесь шляхетский блеск, но я не знаю, какие деньги нужны, чтобы обустроить эту махину. Территория огорожена, но о проходе можно вполне договориться с охраной, что я и сделал.

Дворец в классическом стиле весьма внушителен. Усадьба была построена в 1825—1827 годах местным землевладельцем Казимиром Рдултовским (1785—1855), предводителем дворянства Новогрудского уезда. В 1854 году она перешла в руки барона Густава Гартинга (1819—1879) и оставалась в собственности семьи Гартингов вплоть до 1939 года (Снов по Рижскому миру отошел межвоенной Польше). В 1925 году внук Густава Гартинга барон Хенрик Гартинг, переселившись в один из флигелей поместья, предоставил дворец Польскому пограничному корпусу, разместившему здесь ряд административных помещений, жильё для офицеров и казино (какая же пограничная служба без казино?) При Советском Союзе здесь располагался госпиталь пограничных войск, так что усадьба успела послужить пограничным ведомствам двух разных стран:

Вокруг усадьбы - запущенный парк:

Сновский дворец на рисунке Наполеона Орды
Сновский дворец на рисунке Наполеона Орды

Еще одно имение, расположенное неподалеку, называется Горный Снов и принадлежало тем же Гартингам, что выкупили и дворец Рдултовских. Эти Гартинги - весьма интересный род. По фамилии я было подумал, что это остзейские немцы типа Тизенгаузов или Плятеров.

Но нет, Гартинги имеют голландское происхождение. Родоначальник литовских Гартингов, Мартин Гартинг, перешел на русскую службу и был участником кампании 1812 г. Однако потом он и его потомки почему-то осели в северо-западных губерниях, переженились на местных панночках и скупили немало имений. Причем поначалу местная польско-литовская аристократия приняла голландцев Гартингов в штыки, как "москалей", воевавших против душки-Наполеона. Но довольно быстро пришельцы влились в местное общество, перешли из лютеранства в католицизм, а иные успели побунтовать против России во время восстания 1863 года. Одним словом, полностью ассимилировались.

Имение Горный Снов было приобретено бароном Густавом Гартингом, сыном Мартина. Ныне усадьба пребывает в руинах и, как и дворец Рдултовских, принадлежит частному лицу. Однако если там милая девушка-охранница позволила прогуляться по территории имения, то здесь встретили злые собаки, так что сфотографировал я усадьбу только с расстояния ультразумом:

Переходим к сновским храмам. Костел Иоанна Крестителя стоит в центре поселка. Был построен в 18 веке в стиле барокко на средства владевших местечком Рдултовских. В 1866 г., по горячим следам восстания 1863 г., костел был передан православным и переосвящен в православную церковь. В межвоенной Польше храм вернули католикам, в Республике Беларусь этот статус-кво сохранился. Очевидно, в ходе позднейших перестроек костел утратил значительную часть барочного декора и выглядит довольно просто:

Вид на костел от православной церкви Космы и Дамиана:

-6
Костел в бытность православной церковью
Костел в бытность православной церковью

Церковь Космы и Дамиана построена в 1846 г. в стиле классицизм. Она стоит на пригорке рядом с имением Гартингов. Вокруг церкви - обширное православное кладбище. В целом, как мне показалось, православные в Снове доминируют. Католическое кладбище здесь тоже есть, но оно совсем небольшое, да и территория вокруг костела выглядит скромненько - явный признак, что католическая община маленькая и небогатая. В общем, ничего удивительного, эти земли лежат сильно южнее основного католического ареала, католиками здесь была только шляхта:

В целом Снов выглядит как-то так. Опрятный и внешне зажиточный городок:

В 15 километрах от Снова, но уже в Барановичском районе Брестской области, находится агрогородок Вольно. Но если Снов действительно выглядит как городок, то Вольно - просто большое село.

Однако здесь находится интересная и очень изящная Троицкая церковь в стиле виленского барокко. Построена она была в 18 веке как храм базилианского монастыря, который в дереве существовал здесь с 17 века.

При монастыре действовала школа и библиотека. Весьма любопытен ее состав, приводимый Википедией: алтарное Евангелие, обрамлённое в серебро, Служебник писанный, Служебник виленской печати, Служебник московской печати, Служебник, напечатанный типографией Мамоничей, Ирмологий писанный, Минею писанную, Минею печатную, Пролог поучительный, Октоих львовской печати, Требник печатный, «книжку русскую о четырёх последних вещах», Апостол русский, Полуустав печатный, Триоди цветную и постную, Триодь цветную писаную, Псалтирь печатную, Псалтирь новую, Жизнеописание Иисуса Христа виленской печати (1704 года) и многие другие. Уния, несмотря на ополячивание и окатоличивание, все-таки сохраняла в себе многие элементы старой русской православной обрядовости и идентичности. Даже московские служебники в библиотеках униатских монастырей водились. Учитывая, что по отношению к римскому костелу положение униатской церкви оставалось угнетенным и приниженным, нет ничего удивительного в том, что после вхождения в состав России в унии очень быстро сформировалась русская партия, которая повела дело к воссоединению с православием.

С униатских времен Троицкая церковь не перестраивалась, сохранив свой первоначальный облик:

Интерьер церкви, конечно, переделывался под православные каноны, но тоже сохранил многие элементы униатского периода: скульптурные композиции, иконы. Церковь в процессе реставрации, так что попасть внутрь не удалось. Пару кадров получилось сделать сквозь строительную сетку:

Так что ставлю фото из Википедии:

Вокруг церкви - старое кладбище: