Продолжение материала к 100-летию Анатолия Эфроса
В прошлой публикации мы рассказывали о спектакле Эфроса в Театре Моссовета «Дальше - тишина».
Еще одна станица жизни Эфроса, связанная с моссоветовской сценой, - «Турбаза».
Легендарная и трагическая история.
Анатолий Адоскин пишет: «Следующей работой Эфроса в Театре Моссовета была "Турбаза" Э. Радзинского. ... В "Турбазе" было много актерских удач. Прекрасно играла страшноватого комсомольского руководителя Ия Саввина. В этом спектакле Москве была открыта Марина Неелова. Ее работа действительно была открытием. ... На главную роль Эфрос назначил Л.
Маркова, который очень смешно играл страшного человека — физкультурника на турбазе. Эфрос и им восхищался, ему вообще доставляло огромное удовольствие работать с нашими артистами — Пляттом, Бестаевой, Саввиной, Марковым... А на сдаче спектакля случился скандал, на нас было навешано множество обвинений. Завадский защищал как мог. Стали что-то переделывать, иначе стал играть Марков. Выстраивался другой спектакль. И тут у Эфроса случился первый инфаркт. Уже не помню подробностей нашей борьбы, мне кажется, Эфрос в борьбе не участвовал совсем, — в конце концов спектакль сняли, директору и парторгу объявили выговор.
У него была драматическая жизнь. И все же — он был светел и легок в своем искусстве. Он был счастливый человек, и он щедро дарил нам свою легкость и свою красоту. Величайшая мудрость Эфроса, соединившая молоденьких современных ребят, изящнейшую Вертинскую, шекспировский текст, музыку Перселла, парила над нами в тот вечер и направлена была - в вечность. Это было искусство, которое не прекратиться никогда, наверное, поэтому он улыбался так хитро и так великодушно».
Фото из архива театра с репетиции «Турбазы», спектакля, закрытого и, несмотря на это, вошедшего в историю отечественного искусства ХХ века.