Необычный летательный аппарат был замечен у берегов Китая в Бохайском заливе – северо-западной части Жёлтого моря. Конструктивные особенности самолёта, нижняя часть корпуса которого выполнена в виде лодки, а двигатели расположены над крыльями, указывает на то, что китайские авиаконструкторы, возможно, создали свой первый экраноплан.
Экраноплан – это уникальное транспортное средство, сочетающее в себе самолёт и корабль, способный с высокой скоростью передвигаться, паря над поверхностью воды. Экраноплан летит в соответствии с теми же физическими принципами аэродинамики, что и обычный самолёт, только на высоте от 1 до 5 метров над уровнем моря.
Оставаться на лету ему помогает, так называемый, «экранный эффект» – резкое увеличение подъёмной силы крыла при полёте вблизи экранирующей поверхности вроде воды. «Воздушная подушка» под крыльями летательного аппарата создаётся не с помощью двигателей, а динамически набегающим потоком воздуха, образующим повышенное давление под нижней плоскостью судна.
Эту технологию можно считать российской, потому что именно наши физики досконально изучили эффект экрана, разработали несколько прототипов разных размеров и мощностей, а в 1964 году создали уникальный тяжёлый экраноплан – экспериментальный «Корабль-макет» (КМ). Неудивительно, что наши исторические противники на западе были весьма шокированы его появлением и поняли КМ, как «Каспийский Монстр». На тот момент он являлся, и долгое время оставался, крупнейшим летательным аппаратом в мире.
И в наши дни выглядящий футуристически корабль, совершил свой первый полёт над Каспийским морем в 1966 году. Машину, весом в 544 тоны и длинной в 92 метра, до скорости в 500 километров в час разгоняли 10 турбореактивных двигателей.
Испытания «Монстра» длились до 1980 года, когда он потерпел крушение и затонул, без ущерба для экипажа. За годы опытных полётов были выявлены достоинства и недостатки конструкции. Экраноплан был причислен к составу флота, но управляли им лётчики-испытатели.
Опыт эксплуатации уникального корабля-самолёта и военный потенциал его применения послужили практической основой и вдохновили на создание двух новых советских экранопланов: боевого ракетного и десантного.
В 1972 году Центральное Конструкторское бюро по судам на надводных крыльях, возглавляемое легендарным инженером-конструктором Алексеевым, начало испытания первого экраноплана-экранолёта проекта 904 «Орлёнок». Отличие этого аппарата от его предшественников заключалась в том, что он также мог подниматься в самолётном режиме на высоту до 3000 м.
«Орлёнок» планировался как военный десантный транспорт с вооружением на борту. Его борт вмещает до 200 солдат или две боевых бронированных машины, которые могли высаживаться на берег через откидывающийся в сторону нос аппарата. Защитой ему служит турельно-башенная пулемётная установка «Утёс-М»
В дополнении к турбовинтовому двигателю на киле хвостового оперения, «Орлёнок» взлетал с помощью двух турбореактивных двигателей «поддува» тягой в 10 тонн каждый. Удачно расположенные в носу корабля, они помогали ему набирать скорость и высоту для перехода в самолётный режим. Экраноплан развивал скорость до 500 км/час и преодолевал расстояние в 1500 км.
Всего было построено пять таких машин, они вошли в состав специально сформированной 11-й отдельной авиагруппы военно-морского флота. В ходе учений в Каспийском море в мае 1982 года, два «Орлёнка» высадили две роты морпехов в течении минуты, и покинули зону досягаемости несколько минут спустя.
Это подразделение пало в бою с бюрократией, политическим и экономическим кризисом, постигшим нашу страну. Единственный уцелевший «Орлёнок» покоится в музее ВМФ в Москве.
Следующим и последним советским экранопланом стал реликт тёмной эры технологий один из символов гонки вооружений Холодной войны.
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» задумывался и создавался, как уникальная боевая единица, способная с высокой скоростью передвигаться на сверхмалой – невидимой радарами высоте, для того чтобы внезапно сближаться с противником и поражать его залпом шести корабельных сверхзвуковых ракет «Москит».
Восемь авиационных турбореактивных двигателей разгоняли корабль весом в 380 тонн до скорости в 500 км/ч. Дальность действия достигала 2000 км. Изначально планировалось создать эскадру из восьми таких аппаратов, однако новый Каспийский монстр оказался технологией, опережающей своё время. Первый «Лунь» поступил в эксплуатацию в 1990 году и был выведен из неё в 1991. Второй образец так и не оказался достроен.
Технология экраноплана может оказаться востребованной в наши дни. Они гораздо более экономичны в сравнении с самолётами, недоступны радарам противника, перемещаясь над водой, они неуязвимы для мин, а безэкипажные катера их попросту не догонят.
Экранопланам требуется менее технологичная инфраструктура чем самолётам, их можно использовать, как транспортное средство для снабжения кораблей и отдаленных баз в океане. Неудивительно, что эту технологию вспомнили и принялись развивать Китай и США, у которых намечается противостояние в водах Индо-тихоокеанского региона.
Из минусов экраноплана можно назвать низкую мореходность: наши Каспийские монстры с трудом преодолевали трёхбальное волнение, а также высокие требования к автоматизации и навыкам пилота, который должен постоянно удерживать машину на низкой высоте. В то же время, полёт над водой на низкой высоте менее опасен для экипажа, что доказал опыт эксплуатации советских экранопланов.
Ждём новых снимков китайского экраноплана, которые в скором времени обязательно «утекут» в сеть.
Моряк запаса, специально для проекта @wargonzoya