Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Зомби, поезд и социальная драма. Почему этот фильм — антилиберальный манифест, а не хоррор?

Корейский фильм 2016 года «Поезд в Пусан» – это, без преувеличения, один из лучших эпидемиологических триллеров последних лет, несмотря на то, что он незаслуженно отошёл на второй план после событий последних пяти лет, что «хлеще» всякого кино. Мир был перенасыщен темами инфекций и пандемий, и, как следствие, возник эффект вытеснения: даже качественное кино, как «Поезд в Пусан», было оттеснено возросшим спросом на позитивные и оптимистичные сюжеты. Однако, этот проект обладает глубокими скрытыми смыслами, которые позволяют выделить его из безликой массы фильмов о зомби-апокалипсисе. Секрет успеха «Поезда в Пусан» кроется, прежде всего, в его гениальной структуре, являющейся яркой иллюстрацией принципа создания привлекательного для публики контента путём гибридизации жанров. Это мастерский прием, заложенный еще Робертом Родригесом в «От заката до рассвета» и доведённый до совершенства в «Факультете». Лента представляет собой удачный симбиоз классического триллера на замкнутом простран

Корейский фильм 2016 года «Поезд в Пусан» – это, без преувеличения, один из лучших эпидемиологических триллеров последних лет, несмотря на то, что он незаслуженно отошёл на второй план после событий последних пяти лет, что «хлеще» всякого кино.

Мир был перенасыщен темами инфекций и пандемий, и, как следствие, возник эффект вытеснения: даже качественное кино, как «Поезд в Пусан», было оттеснено возросшим спросом на позитивные и оптимистичные сюжеты. Однако, этот проект обладает глубокими скрытыми смыслами, которые позволяют выделить его из безликой массы фильмов о зомби-апокалипсисе.

Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

Секрет успеха «Поезда в Пусан» кроется, прежде всего, в его гениальной структуре, являющейся яркой иллюстрацией принципа создания привлекательного для публики контента путём гибридизации жанров. Это мастерский прием, заложенный еще Робертом Родригесом в «От заката до рассвета» и доведённый до совершенства в «Факультете».

Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

Лента представляет собой удачный симбиоз классического триллера на замкнутом пространстве и жанра зомби-хоррора. Но, в отличие от многих других картин на эту тему, «Поезд в Пусан» не ограничивается лишь банальным изображением зомби.

Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

Давайте отвлечемся на минуту от самих зомби. Да, они здесь невероятно быстры и ловки, напоминая скорее олимпийских спортсменов, нежели традиционных, медлительных зомби. Но разве опасный вирус обязательно должен вызывать замедление движений? Это гениальное отклонение от устоявшихся шаблонов. Заслуга фильма не только в этом, но и в выборе основной локации – поезда.

Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

Этот выбор не случаен и отсылает нас к классическим триллерам, где замкнутое пространство усиливает напряжение и драматизм. Поезд, как локация, эхом отзывается в самых разных жанрах, от классического вестерна до высокобюджетных боевиков. Он перекликается с такими фильмами, как «Поезд-беглец» или «Узкая грань», абсолютно не связанными с тематикой зомби.

Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

В «Поезде в Пусан» символизм поезда выходит на первый план – это путь к неизвестности, замкнутый мир, где герои сталкиваются со своими внутренними демонами на фоне внешней угрозы. Более того, фильм выходит за рамки банального «выживание в условиях зомби-апокалипсиса». «Поезд в Пусан» представляет собой острую социальную сатиру, обнажающую лицемерие, эгоизм и социальное неравенство.

Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

Герои, принадлежащие к разным социальным слоям, показывают в условиях смертельной опасности самые разные грани человеческой природы. Некоторые готовы пойти на всё ради спасения себя, другие рискуют жизнью ради спасения близких, а третьи пытаются найти свою выгоду даже в условиях надвигающегося апокалипсиса.

Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

Эта многогранность персонажей делает фильм уникальным и многослойным. Он не просто развлекает, он заставляет задуматься над сложными моральными дилеммами. Антилиберальный уклон, упомянутый в названии статьи, проявляется в критическом изображении индивидуализма и эгоизма, которые, по мнению авторов фильма, усугубляют последствия катастрофы.

Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

В условиях ограниченных ресурсов и смертельной опасности выявляются проблемы общественного устройства и человеческой морали. Именно в этом и состоит глубокий смысл «Поезда в Пусан» – не только фильм ужасов, но и своеобразная притча, призывающая к солидарности и взаимопомощи.

Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)
Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

В контексте событий последних лет, фильм приобретает дополнительный резонанс, заставляя задуматься о готовности общества к вызовам современности. Поэтому, «Поезд в Пусан» – это одновременно и захватывающий триллер, и фильм, заставляющий переосмыслить свои взгляды на мир и человеческое общество.