Найти в Дзене
НУАР-NOIR

От Ленинграда до Лондона. Как советские стиляги вдохновили банду Алекса

Влияние Советского Союза на культовый роман «Заводной апельсин» Энтони Берджеса (а заодно и фильм) – тема, заслуживающая подробного рассмотрения. Произведение, оказавшее колоссальное влияние на мировую культуру и, в частности, на формирование молодежных субкультур, демонстрирует неожиданную связь с советской действительностью.

Хотя и роман 1962 года, и экранизация Стэнли Кубрика 1971 года, безусловно, имеют самобытную ценность, именно фильм сыграл ключевую роль в трансформации облика скинхедов, подтолкнув их к созданию более агрессивных и организованных группировок. Это влияние проявилось в самых неожиданных деталях.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)

Например, внезапно возросший спрос на ботинки «Доктор Мартинс» с их характерно толстой подошвой. Казалось бы, что общего между британскими скинхедами и обувью? Парадокс заключается в том, что этот тренд имеет прямую связь со стилем советских стиляг начала 60-ых годов.

Стиляги, представители молодежной субкультуры, противопоставлявшей себя официальной советской идеологии, носили туфли на массивных, часто светлых, клеевых каучуковых подошвах, которые в их сленге именовались «манной кашей». В романе Берджеса подобная обувь упоминается как «….давы», намекая на сходство с советскими аналогами.

Случайное совпадение? Вряд ли. История создания «Заводного апельсина» проливает свет на эту, на первый взгляд, неожиданную взаимосвязь. Энтони Берджес написал роман, находясь под сильным впечатлением от своей поездки в СССР в 1961 году. Поездка, казалось бы, должна была быть обычным туристическим визитом, но обстоятельства сложились иначе.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)

Супруги Берджесы были алкоголиками, и жена писателя попала в больницу, что заставило самого Берджеса задержаться в Ленинграде. Именно там, в атмосфере напряженного противостояния официальной идеологии и подпольной молодежной культуры, он познакомился со стилягами.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)

Важно понимать контекст. Стиляги 60-ых годов – это не те миролюбивые хиппи, какими они предстают в ретроспективном восприятии. В начале 60-ых это была достаточно агрессивная субкультура, противопоставлявшая себя обществу как в своих развлечениях, так и в манерах общения. Их вызывающий стиль, включая обувь на «манной каше», был частью этого бунтарского имиджа. Берджес, наблюдая эту яркую, противоречивую среду, наполненную энергией протеста и неформальности, невольно впитал эти образы и настроения, которые впоследствии нашли отражение в его культовом произведении.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)

Можно предположить, что взаимодействие Берджеса со стилигами – не просто кратковременное наблюдение, а глубокое впечатление, оставившее отпечаток на его восприятии молодежной субкультуры и её выразительных средств. «Заводной апельсин» – это не только история о насилии и молодежном бунте, но и своеобразный отголосок советской реальности, переосмысленный через призму западной культуры.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)

Массивные подошвы ботинок, вошедшие в моду у скинхедов, являются, по сути, невольным отражением стиля советских стиляг, символизирующих своего рода «культурный экспорт», пусть и неожиданный и не осознанный.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)

Таким образом, «Заводной апельсин» становится удивительным примером транскультурного влияния, где советский след не так явно проявляется в сюжетных линиях, но заметно в деталях и стиле, показывая сложную и многогранную взаимосвязь между казалось бы совершенно разными мирами.