Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Ударный фантастический роман Валентина Пикуля «Нечистая сила», который пытаются критиковать, считая этот боевик историческим повествованием

В 1975 году известнейший советский прозаик исторического направления – Валентин Савич Пикуль (1928-1990 гг.) написал и опубликовал своё самое ударное произведение – «У последней черты», которое сегодня больше известно, как исторический роман «Нечистая сила». И этот роман в момент выхода в 1979 году так шокировал всю советскую литературную критику, что в течение последующих 10 лет никто не рисковал его переиздавать. А шок, скорее всего, был вызван тем, что советская критика и прочая публика почему-то этот роман посчитала историческим, хотя на самом деле это чистая фантазия автора, выполненная на основе очень незначительного количества доступных тогда по теме фактов. Ну, а непримиримо отрицательное отношение автора к разработанным им в романе персонам можно считать сугубо личным мнением. И сегодня, после «восстановления в правах» этого произведения оно уже не вызывает такой агрессивной реакции, а читается как самая настоящая фантастика наподобие романов Василия Яна о мифических монголо-т

В 1975 году известнейший советский прозаик исторического направления – Валентин Савич Пикуль (1928-1990 гг.) написал и опубликовал своё самое ударное произведение – «У последней черты», которое сегодня больше известно, как исторический роман «Нечистая сила». И этот роман в момент выхода в 1979 году так шокировал всю советскую литературную критику, что в течение последующих 10 лет никто не рисковал его переиздавать. А шок, скорее всего, был вызван тем, что советская критика и прочая публика почему-то этот роман посчитала историческим, хотя на самом деле это чистая фантазия автора, выполненная на основе очень незначительного количества доступных тогда по теме фактов. Ну, а непримиримо отрицательное отношение автора к разработанным им в романе персонам можно считать сугубо личным мнением. И сегодня, после «восстановления в правах» этого произведения оно уже не вызывает такой агрессивной реакции, а читается как самая настоящая фантастика наподобие романов Василия Яна о мифических монголо-татарах на Руси в XIII веке или Ивана Ефремова «Таис Афинская» в далекие античные времена.

Валентин Савич Пикуль (1928-1990 гг.) в 1985 году
Валентин Савич Пикуль (1928-1990 гг.) в 1985 году

Начну с небольшого предисловия, которое мне кажется совершенно необходимым.

Как-то мне один мой знакомый сказал, что известный советский писатель Валентин Пикуль в свое время был таким же богатым, как и Владимир Высоцкий вместе с Юрием Антоновым. В доказательство он мне показал тиражи некоторых книг Пикуля, которые издавались и переиздавались практически каждый год, причем по нескольку раз одновременно.

Некоторые книги Валентина Пикуля от издательства "Современник", Москва, - конец 80-х - начало 90-х гг.
Некоторые книги Валентина Пикуля от издательства "Современник", Москва, - конец 80-х - начало 90-х гг.

Так, роман «Битва железных канцлеров» впервые вышел в 1977 году тиражом 100 тысяч, а уже в 1978-м – 400 тысяч. В 1988-1989-м этот роман был издан еще четыре раза общим тиражом, превышающим миллион экземпляров.

Или вот, эпопея «Реквием каравану PQ-17» была издана в 1978 году тиражом в 100 тысяч, в 1979-м – еще 300 тысяч, а потом до смерти автора в 1990 году выдержала еще четыре издания общим тиражом более чем в полмиллиона. И это не считая «допечаток», о которых информация очень скудная и хранится только в архивах издательств и тогдашних финансовых структур.

Еще от "Современника"
Еще от "Современника"

Роман «Баязет» поставил своеобразный рекорд – только два издания этой книги в 1982 и 1988 годах были изданы тиражами 200 тысяч + 500 тысяч, а пять изданий «Три возраста Окини-сан» за пять лет (1984-1989 гг.) выдержали общий тираж более 1 миллиона.

Остальные 20 романов Валентина Пикуля издавались хоть немного меньшими тиражами, но часто более регулярно. При этом нужно учесть еще 15 прижизненных сборников с историческими миниатюрами, а также то, что многие романы, помимо книжных изданий, попутно печатались еще и в центральных советских журналах, и тоже огромными тиражами.

И еще
И еще

Но это совсем не то, что я хотел рассказать в этой публикации. Просто я таким способом подвел к тому, что Валентин Пикуль был очень популярным советским писателем еще в 60-е годы, издавался довольно немалыми тиражами еще при Хрущеве, а при Брежневе стал одним из самых кассовых советских беллетристов. А вот я, который поглощал всякие исторические романы с самого детства, то есть, с начала 70-х, узнал о нем только в конце перестройки. И когда отец принес домой три старых номера «Роман-газеты» с романом Валентина Пикуля «Фаворит», то сказал мне типа так: «Смотри – новый писатель у нас появился, пишет просто шикарно».

Первое издание романа "Нечистая сила" в журнальном варианте как "У последней черты", "Наш современник", 1979 г., №№4-7, тираж каждого номера - 205 800 экз.
Первое издание романа "Нечистая сила" в журнальном варианте как "У последней черты", "Наш современник", 1979 г., №№4-7, тираж каждого номера - 205 800 экз.

Это потом я узнал, что писатель это далеко не новый, потому что книги «новых» советских писателей не расходились за 5 лет тиражом более 2-х миллионов экземпляров (да, это «Фаворит» поставил новый рекорд еще при жизни автора). Но прочитав этот роман, я принялся бешено собирать все книги Валентина Пикуля, благо у нас уже в то время широко развилась книжная торговля на лотках и в киосках, где продавалась и букинистика, и всё, что начало издаваться мощным потоком уже при Горбачеве…

Интересное лондонское издание романа на русском языке, на основе советской журнальной публикации 1979 года, London: Flegon-Press, 1983 г., мягкая обложка, в книге тираж заявлен как 100 тысяч
Интересное лондонское издание романа на русском языке, на основе советской журнальной публикации 1979 года, London: Flegon-Press, 1983 г., мягкая обложка, в книге тираж заявлен как 100 тысяч

И больше всего меня привлекали книги издательства «Современник», которое принялось издавать книги писателя в виде своеобразного многотомника со специфическим дизайном. Правда, одновременно книги Пикуля с этим дизайном начали издавать еще некоторые издательства, например, воронежское «Центрально-Черноземное книжное издательство» и московский «Интерпринт». Но они не сильно этим серийным оформлением от «Современника» злоупотребляли – выпустили всего по паре книг, а потом перешли на свой собственный дизайн.

Второе советское издание романа "Нечистая сила", журнал "Подъем", Воронеж, 1989 г., №№1-3, 7-9, тираж каждого номера - 210 000 экз.
Второе советское издание романа "Нечистая сила", журнал "Подъем", Воронеж, 1989 г., №№1-3, 7-9, тираж каждого номера - 210 000 экз.

Короче, принялся я скупать все произведения Валентина Пикуля от «Современника», чтобы на полке у меня не было разнобоя, и вся эта «коллекция» походила на самое настоящее собрание сочинений. И очень быстро я скупил все эти романы, правда, книг вышло больше, потому что в некоторых изданиях произведения компоновались по-разному, превращаясь в сборники. Да и цвета обложек одних и тех же книг постоянно тоже попадались разные, а я, как коллекционер, хотел собрать все варианты. Правда, тогда книги еще не стоили так дешево, как сегодня, и потому у меня на собрание цветовой палитры просто не хватало денег.

Некоторые иллюстрации М. Буткина к роману в журнале "Советский воин", 1989 г., №№19, 21, 23 и 24, и 1990 г., №№1-4
Некоторые иллюстрации М. Буткина к роману в журнале "Советский воин", 1989 г., №№19, 21, 23 и 24, и 1990 г., №№1-4

Ну ладно, собрал я все эти романы, хоть в некоторых изданиях они дублировались, и так получилось, что самый главный роман Валентина Пикуля, из-за которого он потерпел довольно много лишений (и со стороны критики, и со стороны обычных читателей, которые однажды его просто побили) я прочитал в самую последнюю очередь.

Тоже из "Советского воина", тоже М. Буткин
Тоже из "Советского воина", тоже М. Буткин

А роман назывался «Нечистая сила» и рассказывал он о Григории Распутине, про которого в 70-х годах известный поп-ансамбль из Ямайки «Бони Ем» пел, что он был любовник русской царицы.

Дело было в начале 90-х, я уже был взрослым, и умел добывать нужную историческую информацию, хоть тогда еще Википедии и даже Гугла с Яндексом у меня дома не было. Но я уже много чего про Распутина знал, но не из песен всяких музыкантов, и не из желто-бульварных газет типа «Совершенно секретно». И когда я читал эту книгу, то у меня волосы вставали дыбом, но не от книги, а от ее автора и буйного полета его фантазии.

Журнал спереди, внизу - сзади
Журнал спереди, внизу - сзади
Издание романа в "Роман-газете", 1992 г., №№1-3, тираж каждого номера - 3 миллиона 200 тысяч экз.
Издание романа в "Роман-газете", 1992 г., №№1-3, тираж каждого номера - 3 миллиона 200 тысяч экз.

До этого я прекрасно знал, что Валентин Пикуль – не историк, а сказочник. Его книги очень интересны, а многие такие зажигательные, что я его и до сих пор считаю одним из четырех моих любимых советских писателей, которые «баловались» историей – это Константин Бадигин, Николай Задорнов и Валентин Иванов. Но в то время как эта троица была еще старой, так сказать, писательской школы, то Пикуль был самым настоящим модернистом. Вот, к примеру. Когда я читал его дилогию «На задворках великой империи», я никак не мог подумать, что она была создана еще в середине 60-х – настолько современно этот роман написан.

"Роман-газета", 1991 г.
"Роман-газета", 1991 г.

Но я ведь не историк, потому никаких претензий к романам Валентина Пикуля у меня никогда не было. Нет, были, конечно, замечания, когда он слишком вольно обращался с фактами, которые мне были известны, но все было в пределах существующей тогда в среде писателей-историков нормы. Ведь не будем же мы верить тому же Василию Яну в том, что в XIII веке по Руси топтались какие-то дикие монголы?

А как относиться к Ивану Ефремову, который силой своей фантазии придумал целый пласт из биографии Александра Македонского?

Но эти авторы известных советских исторических бестселлеров в худшем случае воспринимаются нами как сказочники, но не как графоманы, в истории мира ничего не понимавшие. Точно таким же сказочником я всегда считал и Валентина Пикуля, тем более что он свои сказки маскировал чисто бульварным антуражем подобно Александру Дюма или Виктору Гюго, я не говорю уже про Шекспира или иных античных писателей-беллетристов.

Но мы же не катим бочку на Дюма, Гюго и Шекспира?

Аннотация к роману в издании 1991 года
Аннотация к роману в издании 1991 года

Однако роман «Нечистая сила» - это вовсе не историческая сказка, а самая натуральная фантастика. К началу 90-х я ознакомился с очень многими документальными произведениями, в которых упоминался Григорий Распутин, и довольно хорошо знал его биографию. К тому же мне на глаза попались несколько французских и англо-канадских научно-популярных фильмов о русском самодержавии и Октябрьской революции, и там тоже очень плотно фигурировал Распутин на пару с последним российским царем и его скандальной царицей.

И, казалось бы, все эти французы и англосаксы должны были бы так очернить фаворита последних российских самодержцев, чтобы от всей этой грязи не очистилась сама Россия ничем и никогда. Но этого не произошло, даже о каких-то чересчур распутных аспектах жизни «старца» не упоминалось, а уж речи о том, что он был любовником российской императрицы и вообще управлял империей вместо царя – вообще не было.

Это издание от московского "Интерпринта" 1991 годв мне нравится больше всего, тираж каждого тома - 120 тысяч экз.
Это издание от московского "Интерпринта" 1991 годв мне нравится больше всего, тираж каждого тома - 120 тысяч экз.

Единственной, и, пожалуй, главной претензией западных кинематографистов и документалистов к Распутину было то, что он мог развалить Антанту, чуть было не уговорив Николая II не вступать войну против Германии. А всякие грязные делишки, которыми и сегодня полна желтая пресса, обсасывающая Распутина, этому «бесу у трона» вообще не были свойственны.

Задние части обложек от "Интерпринта", 1991 г.
Задние части обложек от "Интерпринта", 1991 г.

Мало того – зарубежными критиками Распутину отдавалось должное как минимум в том, что он был прекрасным психологом, умевшим манипулировать людьми с помощью неких парапсихологических качеств, но никогда не преступавшим допустимой в этих высших кругах черты.

Титкульные листы от двухтомника, "Интерпринт", 1991 г.
Титкульные листы от двухтомника, "Интерпринт", 1991 г.

А прекрасные психологи и на самом деле никогда не злоупотребляют своими возможностями так, как это Григорию Распутину сегодня приписывается. Никаких преступлений он не совершал – ни физических, ни моральных, а то, что он манипулировал сильными мира сего – так такое происходит в любой структуре власти в любом государстве, и если бы тогда не было Распутина, то был бы кто-то другой наподобие его.

Да, Распутин таким образом зарабатывал деньги, и в этом деле сильно преуспел. Но он понимал, что для того, чтобы источник доходов не иссяк, его загрязнять нельзя, и он действовал осторожно, чтобы не нарушать никаких балансов. И все серьезные историки это всегда знали, и у них не было ни малейшего повода в свою очередь мазать грязью самого Распутина.

"Центрально-Черноземное книжное издательство", Воронеж, 1989 г., тираж - 70 000 экз.
"Центрально-Черноземное книжное издательство", Воронеж, 1989 г., тираж - 70 000 экз.

Но вот модный уже к тому времени советский писатель Валентин Пикуль так разошелся, что, по мнению тогдашних критиков, буквально слетел с тормозов, приписав Григорию Распутину огромную кучу всяких преступлений. Одновременно он измазал грязью всю царскую семью, при этом очень ловко выдав эти свои манипуляции за исторические откровения.

Однако средства оправдали цель. У Пикуля в итоге получился совершенно шикарный фантастический боевик, который автор назвал просто «политическим романом», но на самом деле в нем рассказывалось о самой настоящей нечистой силе, которая якобы вырвалась на просторы Руси из темных сибирских дебрей и начала творить такое, чего даже в темной средневековой Руси не было…

Пикуль В., "Нечистая сила", Воронеж, "Центрально-чернозёмное кн. издательство", 1989 г.,
Пикуль В., "Нечистая сила", Воронеж, "Центрально-чернозёмное кн. издательство", 1989 г.,

Да-да, именно так роман и читается, потому что Валентин Пикуль навалял в своем самом ударном за всю свою творческую биографию произведении столько баек про Распутина и его окружение, что просто непонятно, откуда он их все черпал. В то время писатель работал одновременно еще над несколькими романами, в числе которых была большая историческая эпопея «Слово и дело», так же переполненная большой массой всякого исторического материала. Но «Слово и дело» назвать фантастикой невозможно, это типичный исторический роман, а вот «Нечистая сила» вызывает огромное удивление тем фактом, что в нем появилось такое множество всяких сказок и баек, которых в природе просто не существует. «И над всем довлеет атмосфера таинственности и чего-то нереального…» - да что уж там, если считать «Вий» Гоголя фантастикой, то роман Валентина Пикуля - из той же серии.

"Современник", Москва, 1991 г., тираж - 300 000 экз.
"Современник", Москва, 1991 г., тираж - 300 000 экз.

То есть, ни один по настоящему скандальный факт жизни главного героя романа – Распутина, и «второстепенного» героя – императора Николая II сегодня документально не подтверждается. Между тем все повествование настолько яркое, как самое настоящее фантастическое произведение, но поскольку за фантаста Валентина Пикуля никто принимать не собирался, то тут-то и возникли такие эпитеты, как «поток сюжетных сплетен», «гротескная панорама слухов и интриг», «сборник пошлых анекдотов, рассчитанных на непритязательного читателя», а то и вовсе - «комиксы про зеленых человечков».

Наиболее интересный отзыв о книге – «…роман «Нечистая сила - дистиллированная пачкотня, компиляция из 10% реальных фактов, 20% чекистской «липы» («дневники Вырубовой», «дневник Николая II» и иже с ними) и 70% буйных фантазий автора, которые о нем говорят гораздо больше, чем о его героях»…

Ну, не знаю, как там насчет «фантазий» автора в других его романах, в подавляющем большинстве которых не найти никаких признаков фантастики, но то, что «Нечистая сила» - совершенная фантастика, причем «фантастика историческая» - это совершенно очевидно. Не зря сразу после выхода этого романа в 1979 году под названием «У последней черты» в журнале «Наш современник» (№№4-7), он внезапно перестал переиздаваться, в отличие от всех других книг В. Пикуля, и целых 10 лет пролежал под спудом.

Разные цветовые оформления обложки от "Современника", 1991 год
Разные цветовые оформления обложки от "Современника", 1991 год

Зато в перестройку, когда в СССР можно было уже издавать буквально всё, книга под новым названием – «Нечистая сила», - стал выходить каждый год в самых разных советских издательствах 100-200-твсячными тиражами, а в 1992-м поставил рекорд – московское издательство «Голос» размножило роман сразу в 1 (одном) миллионе экземпляров!

Ну, и до сих пор «Нечистая сила» издается чуть ли не каждый год – за 30 лет появилось целых 30 изданий.

И как итог, для завершения публикации.

Не советую слушать тех критиков романа «Нечистая сила» Валентина Пикуля, которые позиционируют его как низкопробное чтиво. Это не чтиво, а тем более не низкопробное. Это очень сильное произведение, которое можно отнести к разряду «псевдоисторических». Но «псевдоисторичность» - это еще не приговор, а просто описание событий, которых не было, или которые дошли до нас в таком неполном виде, что потребовали полной реконструкции на основе имеющихся, хотя и скудных фактов.

Тоже интересное издание - "Центрально-Черноземное книжное издательство", Воронеж, 1989 г., тираж - 100 000 экземпляров.
Тоже интересное издание - "Центрально-Черноземное книжное издательство", Воронеж, 1989 г., тираж - 100 000 экземпляров.

Вот Валентин Пикуль и реконструировал события, о которых осталось мало фактов, но мимо которых он пройти никак не мог. Это сегодня на свет из всяких архивов всплыло огромное множество документов, проливших яркий свет на ту эпоху. А вот в 70-х у автора доступа к тем документам не было, вот он и решил зацементировать всё своей фантазией. И в результате появился настолько блестящий псевдоисторический роман, что для того, чтобы избавить его от критики, его следовало бы поместить в разряд фантастических, а не исторических.

Ну, а на мнение Валентина Пикуля о Распутине и последнем российском императоре Николае II как о самых грязных персонажах нашей истории XX века, можно не обращать внимания. Это уже дело личных предпочтений, и на историческую клевету, учитывая все обстоятельства, это никак не тянет.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Центрально-Черноземное книжное издательство, 1989 год, тираж 100 000 экземпляров

Константин Бадигин ~ один из лучших советских приключенческих писателей на морские исторические темы

Три исторических романа об обороне Петропавловска на Камчатке в 1854-м году – плохие и хорошие

«Легенда о Золотой Бабе» Ю. Курочкина – яркий образец исторической детективно-приключенческой повести начала 60-х гг.

«Исторический календарь. Десять веков российской истории (от князя Владимира до Николая II)», Донецк