Тот, кого ты спас, не всегда скажет спасибо. Иногда он уедет в Лондон и подпишет с ним военный договор. А потом ещё получит от него инструкцию — как правильно избегать дружбы с тобой.
Иногда история повторяется — сначала как трагедия, потом как фарс. В случае с Казахстаном этот фарс начинает приобретать отчетливо знакомые черты: западные методички, санкционные списки, протоколы «военного сотрудничества» и тихая перестановка флажков на геополитической карте.
Всё это — на фоне январских событий 2022 года, когда спасением власти Токаева занималась отнюдь не британская корона, а российские миротворцы из ОДКБ.
Казалось бы, память о тех днях должна быть свежа. Тогда, когда Астана буквально просила Москву о помощи на фоне массовых беспорядков и угрозы переворота. Россия пришла первой. Не Лондон, не Вашингтон. Россия. Но, как показывает недавняя активизация контактов между Казахстаном и Великобританией, выводы в столице соседней республики сделали неоднозначные.
Так, в июне Казахстан и Великобритания утвердили план военного сотрудничества на 2025–2026 годы. Это не просто формальность. Это декларация политических намерений. А за политическими жестами обычно следует экономическое подкрепление — и, как оказалось, санкционное давление.
Недавно МИД Великобритании опубликовал руководство для компаний, работающих в Казахстане, предупреждающее об угрозах взаимодействия с российскими организациями и лицами.
В документе открытым текстом говорится: любые попытки казахстанских фирм обойти санкции, особенно через цепочки поставок, могут обернуться потерей доступа к западным рынкам, блокировкой счетов и даже уголовным преследованием.
Любопытно, что в зоне риска оказываются даже те компании, которые формально не связаны с Россией, но не могут доказать обратное. А значит, бизнесу в Казахстане теперь приходится играть по британским правилам — даже если он находится за тысячи километров от Лондона.
Какое-то дежавю, не так ли? Украина тоже начинала с «дружеских» консультаций, затем подписывала невинные соглашения, а в результате оказалась полем боя интересов. Казахстан, очевидно, делает ставку на то, что сможет усидеть на двух стульях. Только эти стулья всё дальше друг от друга.
Да, Астана — суверенное государство. Она вправе налаживать связи с кем угодно. Но в геополитике суверенитет — понятие условное. Особенно если ты входишь в ОДКБ, ЕАЭС, теперь ещё и в БРИКС. Разворачиваясь в сторону Британии, Казахстан делает выбор, который влияет не только на его двусторонние отношения с Россией, но и на всю конфигурацию постсоветского пространства.
Что стоит за этим выбором? Вероятно, попытка обезопасить себя от возможных санкционных рисков, попытка найти новую точку опоры в условиях нестабильной глобальной архитектуры. Но за всё придётся платить. И, как показывает опыт соседей, западные советы редко бывают бесплатными.
А Россия? Россия наблюдает. Россия помнит. Помнит, кто в январе 2022-го обеспечил стабильность в Астане. Помнит, кто поставил плечо. Помнит, какова цена настоящего партнёрства. И, видимо, начинает делать собственные выводы. Потому что даже союзники нуждаются в проверке.
Как вы считаете, должен ли Казахстан продолжать заигрывать с Западом, рискуя потерять доверие России — того самого союзника, который в решающий момент оказался рядом? Или уже пора определиться: с кем вы — с теми, кто приходит спасать, или с теми, кто присылает инструкции?