Найти в Дзене
Я вправе

Воспитатель уходит, а я остаюсь одна с группой детей, которые меня не слушают. Кто должен следить детьми в тихий час - неужели нянечка?

Оглавление
Я нянечка в детском саду и очень люблю свою работу и стараюсь выполнять ее на совесть. В мои обязанности входит поддержание чистоты в группе, помощь в организации питания, смена постельного белья, помощь деткам в одевании и так далее.
Я никогда не отказываюсь от дополнительной работы: могу и игрушки помыть, хотя это, как я понимаю, должен делать воспитатель, и задержаться после своей смены до шести вечера, чтобы все домыть и как следует проветрить помещение перед завтрашним днем.
Но есть один момент, который стал для меня настоящей проблемой. В нашей группе сложилась такая практика, что во время дневного сна детей часто оставляют на меня одну.
Воспитатель уходит на свой обеденный перерыв, на совещание к заведующей или просто занимается своими делами в методическом кабинете, а я остаюсь с целой группой спящих (а чаще – не очень-то и спящих) малышей.
И для меня это превращается в настоящую пытку. Я по натуре человек мягкий, и у меня, видимо, нет того педагогического авторитета, который есть у воспитателя. Дети это чувствуют. Как только воспитатель уходит, в спальне начинается шепот, хихиканье, кто-то начинает вставать, ходить. Я пытаюсь их успокоить: и сказки шепотом рассказываю, и тихие игры придумываю, и уговариваю, и строго говорю – все бесполезно. Именно при мне они начинают шуметь и баловаться. В итоге тихий час превращается в хаос, дети не высыпаются, а я к концу этого времени чувствую себя выжатой как лимон и виноватой, что не справилась.
Мне очень обидно. Я готова в это время перемыть всю посуду, протереть все шкафчики, сделать любую хозяйственную работу. Но сидеть с детьми во время сна – это для меня невероятно сложно и психологически тяжело. Я ведь не педагог, у меня нет специального образования, чтобы правильно дисциплинировать детей и нести за них полную ответственность в этот момент.
Хотела бы спросить: кто по закону и должностным инструкциям несет ответственность за детей и обязан находиться с ними в спальне во время дневного сна – воспитатель или помощник воспитателя?

- Ваш вопрос очень важный и касается не только ваших личных ощущений, но и безопасности детей, а также четкого разграничения трудовых функций. Давайте подробно разберемся, кто и за что отвечает во время тихого часа в детском саду.

Кто отвечает за детей во время дневного сна – воспитатель или помощник воспитателя?

✅ Ответственность за жизнь и здоровье детей всегда несет педагогический работник, то есть воспитатель. Именно он должен находиться с детьми.

Ваша должность называется "помощник воспитателя". Ключевое слово здесь – "помощник". Ваша задача – помогать в хозяйственно-бытовых вопросах (уборка, еда, гигиена), но не заменять воспитателя в его основной функции – осуществлении образовательного процесса и присмотра, который требует педагогических навыков.

Ответственность за детей – это функция, которая требует педагогической квалификации, которой у вас по должности может не быть.

Правомерно ли со стороны воспитателя полностью оставлять группу на помощника воспитателя во время тихого часа?

Воспитатель не может полностью переложить свою ответственность на вас и уйти, оставив вас одну с группой. Вы можете находиться в спальне вместе с воспитателем, помогая ему, но не вместо него.

Оставлять детей на сотрудника, не имеющего педагогической квалификации и должностных обязанностей по присмотру, – это нарушение требований безопасности.

Если воспитатель уходит на свой официальный обеденный перерыв, кто в этот момент должен его заменять?

Воспитателя должен заменять другой педагогический работник.

Это одна из самых частых проблем в детских садах. По ст. 108 Трудового кодекса РФ, работнику положен перерыв для отдыха и питания не менее 30 минут.

Однако в работе воспитателя часто невозможно выделить такой перерыв, так как дети требуют постоянного присмотра. Поэтому режим рабочего времени воспитателя обычно устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка так, что он обедает вместе с детьми, и это время включается в его рабочее время или воспитатель обедает после окончания рабочей смены.

Если же график построен так, что у воспитателя есть официальный перерыв, на время которого он может покинуть группу, то администрация детского сада (заведующая) обязана организовать его замену другим сотрудником с педагогической квалификацией (например, подменным воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре и т.д.).

Перекладывать эту обязанность на помощника воспитателя – это прямое нарушение.

Какие аргументы я могу привести в разговоре с воспитателем или заведующей, чтобы объяснить, что я не могу и не должна одна оставаться с детьми в тихий час?

Начните с вежливого, но твердого разговора с вашим воспитателем, а если не поможет – с заведующей.

Сначала поговорите с воспитателем с глазу на глаз. Объясните свои чувства и опасения.

"Мария Ивановна, мне очень тяжело одной с детьми в тихий час, я не справляюсь, они меня не слушают. Я очень переживаю, что что-то может случиться. Давайте подумаем, как можно решить эту проблему. Может быть, вы будете уходить на перерыв, когда я уже закончу с посудой, и я смогу заняться другой работой в группе, но под вашим присмотром за детьми?"

Если воспитатель не идет на контакт, идите к заведующей. Подайте ситуацию не как жалобу на воспитателя, а как вашу проблему и беспокойство за детей.

Ссылайтесь на свою должностную инструкцию, отсутствие педагогического образования и ответственность. Можно построить диалог следующим образом:

"Уважаемая [Имя Отчество], согласно моей должностной инструкции, я являюсь помощником воспитателя. Мои обязанности связаны с хозяйственно-бытовым обеспечением группы. Осуществление педагогического присмотра за детьми, особенно во время сна, не входит в мои функции и требует специальной квалификации".

или

"Я очень переживаю за безопасность детей. У меня нет педагогического образования и навыков, чтобы справиться с группой, если они начнут просыпаться и шуметь. Я боюсь, что не смогу обеспечить должный порядок и безопасность в случае непредвиденной ситуации".

или

"Я не готова брать на себя полную ответственность за жизнь и здоровье детей, так как это является обязанностью педагогического работника".

Если во время моего «дежурства» в тихий час с ребенком что-то случится (например, упадет с кровати), кто будет нести за это ответственность?

Ответственность будет комплексной, но в первую очередь она ляжет на воспитателя и заведующую, а затем уже могут привлечь и вас.

❌ Воспитатель несет ответственность за то, что оставил детей без надлежащего педагогического присмотра.

❌ Заведующая несет ответственность за то, что не организовала рабочий процесс должным образом и допустила такую ситуацию.

❌ Вас могут привлечь к ответственности за то, что вы находились в помещении и не смогли предотвратить инцидент. Но тот факт, что это не входило в ваши обязанности, будет важным аргументом в вашу защиту.

В любом случае, это разбирательство, в котором никто не хотел бы оказаться. Лучше предотвратить такую ситуацию.

Общие советы помощникам воспитателей

➡️ Четко знайте свои обязанности. Внимательно прочтите свой трудовой договор и должностную инструкцию. Это ваш главный документ.

➡️ Не бойтесь говорить "нет". Вежливо, но твердо. "Я не могу этого сделать, так как это не входит в мои обязанности и я не имею соответствующей квалификации".

➡️ Не берите на себя чужую ответственность. Особенно ту, что связана с жизнью и здоровьем детей.

➡️ Предлагайте альтернативу. "Я не могу сидеть с детьми в тихий час, но я с удовольствием в это время помою игрушки / протру пыль / подготовлю материалы к следующему занятию".

➡️ Если на вас давят, переводите разговор в письменную плоскость. "Пожалуйста, дайте мне это поручение в письменном виде". Чаще всего это сразу снимает все вопросы.

➡️ Действуйте через руководителя. Если не можете договориться с коллегой, обращайтесь к непосредственному начальнику (заведующей).