Прошу Вас, дорогой читатель, вглядитесь в эту сцену. Женщины так похожи, что их немудрено принять за мать с дочерью. Либо за сестёр.
В центре всего — шляпка. Как символ поиска новой роли, обновлённой версии себя, затмившего мир вокруг. Превратившего комнату в мини-театр, композицию картины — в камерный спектакль.
Эдгар Дега пишет пастелью, но, в отличие от многих современников, не ищет «сладости» в цвете. Он мастерски использует бархатистые, чуть пыльные оттенки, как если бы воздух мастерской напитался эманациями фетра и парфюма. Свет мягко скользит по кружевам и складкам ткани; оставляя за спинами героинь минималистичный, но вполне читаемый намёк на интерьер: диван, узоры, тени...
- 🚪 Представь: закрытая дверь. За ней — новые смыслы, инсайды, искусство без купюр. Ключ? Премиум-подписка, и не нужно толкаться локтями — подпишись и заходи красиво
Говорят, изначально Дега задумал фигуру слева как продавщицу, поправляющую шляпу на стойке. Или манекене? Уже не вспомнить... Но едва он решился написать образ женщины справа и «усадил» обеих на диван — роль первой героини полотна изменилась. Дело в том, что в Париже XIX века продавщицы не имели обыкновения сидеть во время работы. Значит, перед нами предстают две клиентки модного салона. Теперь мы оказываемся свидетелями не сцены примерки и обслуживания, а ритуала выбора, в котором женщина примеряет не столько шляпу, сколько будущий имидж. Настроение. Роль.
Дега «обрезает» композицию, превращая нас с Вами из банальных наблюдателей в нечаянных свидетелей таинства моды. Именно из этой случайности, «мимоходности», спонтанности происходящего с ними и с нами рождается ощущение правды. Мы будто бы вот-вот услышим произнесённое шёпотом: «Как она мне?»; «Подходит ли к моей жизни?»; «Смогу ли я быть той, кого ждут, кого можно любить?»
Дега будто бы дарит нам маленькую тайну, которую не должен был узнать кто-то третий. Преподносит личную метаморфозу героини как бриллиант, блеснувший неожиданной гранью.
Словом, в этой «пастели» скрыто куда больше, чем уют буржуазной примерочной. Тут Вам и драма выбора, и момент высокого взаимного доверия подруг/сестёр/матери и дочери, и немой спектакль, где все слова звучат непосредственно в нашем воображении! Поистине блистательная работа великого мастера.
Автор: Лёля Городная
Благодарим Вас, дорогой читатель, за подписку на канал и «палец вверх»