Всем ностальгический привет! Как по мне, 2003 год был весьма скуден на культовые и запоминающиеся игры. Хотя, конечно, они и были. Но 2004 год явно наверстал упущенное, ведь в это время вышло огромное количество действительно культовых игр, в которые, кстати, многие играют и по сей день.
Поэтому сегодня я хотел бы вспомнить про 14 культовых компьютерных игр 2004 года, в которые мы могли играть часами без перерыва.
Half-life 2
Осень 2004-го. Мир уже знал, что такое "Half-Life", но ещё не знал, на что способна Valve, если дать им больше времени, чем положено. И геймеры наконец увидели продолжение.
"Half-Life 2" - Это не просто сиквел, а шутер, который стал символом поколения. Не только за физику и геймплей, но и за то, как в целом была выстроена игра.
Прошло около 20 лет после катастрофы в «Чёрной Месе». Гордон Фримен - физик, который никогда не говорит, но всегда действует, внезапно «просыпается» от стазиса, словно фрагмент старого сна. И оказывается в городе "Сити 17" - стерильном, сером, душном. Здесь каждый шаг под наблюдением, а каждый гражданин под контролем. А всё почему? Потому что Земля порабощена Альянсом - инопланетной структурой, которая выкачивает ресурсы, отнимает свободу и даже ограничивает размножение.
Сопротивление зреет, а Гордон безо всяких слов становится его символом. Вместе с Аликс Вэнс (одним из самых человечных NPC в истории игр), старым другом Барни, изобретателем доктором Кляйнером и харизматичным Илаем Вэнсом, он бросает вызов империи машин, псиоников и технологий.
"Half-Life 2" не просто добавила реалистичную физику - она превратила её в механику мышления. Здесь каждый предмет - инструмент. Да, здесь она гвоздь всей программы. Всё движется, падает, крутится и реагирует, как в реальности.
Ну а Гравипушка (Gravity Gun)?. Как про такое можно забыть? С её помощью ты не просто убиваешь — ты импровизируешь. Швыряешь в зомби радиаторы, запускаешь пилы, толкаешь бочки.
Но, к сожалению, третьей части о приключениях Гордона Фримена мы пока еще так и не увидели. И я даже не знаю, наступит ли когда-нибудь этот день.
World of Warcraft
"World of Warcraft" стал не просто игрой и продолжением оригинальной серии "Warcraft". Он стал новым миром и даже вселенной.
Ты создаёшь персонажа: орка-охотника, эльфа-жрицу, а может просто гнома, и отправляешься в путь. Впереди десятки часов квестов, случайных знакомств в тавернах, походов в подземелья с незнакомцами, которые через неделю станут друзьями, и, конечно, первая бессонная ночь перед рейдом.
Да, геймеры проводили в мире Азерот порой даже больше времени чем в реальной жизни. И я реально таких знавал.
GTA: San Andreas
Если у тебя был старый системник и хотя бы 512 мегабайт оперативки ты наверняка играл в "GTA: San Andreas".
Игра не просто давала свободу. Она кричала тебе: «Хочешь ограбить магазин? Пожалуйста. Хочешь покачаться до размеров Арнольда? На здоровье. Надоели машины? Вон тебе велосипед, вертолёт, джетпак или даже дельтаплан». А ещё можно было съесть 10 бургеров подряд и стать жирным. Реализм? Такой, какой нам тогда и не снился.
Карл Джонсон (или просто Си Джей) был не супергероем. Он был «своим» пацаном из черного квартала. Брат, который пытался вытащить семью из болота. И этот путь с предательствами, потерями, смешными моментами и отличной музыкой был невероятным.
Эх, помню, как много времени я уделял той игре. И я даже порой не проходил миссии, а просто развлекался, угоняя тачки, расправляясь с вражескими группировками и летая на воздушных транспортных средствах, прыгая с парашютом.
Игра сделала огромный шаг вперед по сравнению с предыдущей "Vice city". Тут вам и велосипеды, и спортивные игры, и мини-игры, и любовные романы, и прыжки с парашютом, и плавание под водой, и даже внешняя прокачка (одежда, фигура, прически). Это был огромный мир со своей жизнью, из которого просто не хотелось выходить.
Doom 3
"Doom 3" не был просто «шутером на Марсе». Это был кошмар, в который ты нырял добровольно. И каждый новый шаг - это борьба с паникой. Ты слышишь скрип и тебе нужен фонарик, но с фонариком стрелять нельзя. А без света не видно ни черта. Выбирай.
Каждая встреча с монстром - это мини-испуг. А если играл в наушниках и ночью, то вообще отдельная медаль за храбрость. BFG в руках казалась не просто оружием, а последней надеждой.
Да, позже Doom снова станет безумным тиром, но именно третья часть показала нам то самое триумфальное возвращение. Эта игра была реалистичной, интересной и пугающей.
Rome: Total War
2004-й дал нам ещё один подарок - "Rome: Total War". И с ним пришли бесконечные битвы, амбиции Цезаря и крики «Слава Риму!», доносящиеся из колонок.
Ты начинал с пары поселений и жалкой кучки копейщиков, но в душе уже был императором. Стратегия на глобальной карте, дипломатия, интриги в Сенате, заговоры… А потом бой: масштабный, реальный, где твои отряды фаланги сражались с кельтами под рёв боевых труб.
Warhammer 40,000: Dawn of War
"Dawn of War" взорвал нам мозг своей атмосферой. Космодесантники, орущие «For the Emperor!», орки, бубнящие на своём суровом сленге, и бесконечные вспышки лазеров на поле боя. Здесь ты не просто строил базу - ты вел войну.
Захват опорных точек, апгрейды героев, броня, в которую хотелось залезть самому. Это был "Warhammer", как мы его мечтали увидеть. Только мясо, металл и вера в Императора.
Need for Speed: Underground 2 — искусство неона и азота
Где ты был, когда впервые включил движок своего первого "Honda Civic"? А может, "Nissan 240SX"? Неважно. Главное - ты точно помнишь, как выглядел город Бейвью. Он светился, жил и будто дышал.
"Underground 2" - это не просто гоночная игра. Это эпоха, когда фраза «давай затюним» вошла в лексикон каждого второго школьника. Ты едешь сквозь ночь, неоновый свет отражается на мокром асфальте, в колонках играет "Riders on the Storm".
Хочешь дрифт? Пожалуйста. Дрэг? Вот тебе полоса. Кольцо, спринт, захват районов? Всё было. И каждая победа была словно на вес золота. А кастомизация? Да ты мог тюнинговать даже цвет приборной панели! Ну и как тут не влюбиться?
Да и вообще, признаюсь честно: серия "Undergound" является моей любимой в "NFS". И до сих пор я еще не нашел игры лучше, чем эти две части.
KOTOR II
Если первая часть "Knights of the Old Republic "была как добрая сказка, то вторая была уже куда сложнее.
Наш герой - изгнанник, отрезанный от Силы. Команда на борту «Эбенового Ястреба» — не герои, а сломленные, сложные, живые люди. А Крея… Ну, если ты играл, то ты знаешь, что эта бабуля не так проста как кажется на первый взгляд. Не было в RPG наставника умнее и опаснее.
Ты мог стать рыцарем или чудовищем, спасти галактику или позволить ей сгореть. И каждое твое решение отзывалось эхом. Даже спустя годы, диалоги и философия этой игры звучат удивительно актуально. Это не экшен и не просто РПГ. Это просто нечто.
Ну в принципе это и неудивительно, ведь игру создавала известная канадская студия "Bioware", а они уж точно умеют создавать культовые игры.
Far Cry
Когда-то давно слово "Far Cry" была символом мощности компьютеров. Если ваш комп тянул эту игру, значит он был хороший. "Far cry" - это игра, в которую ты входил и в которой пропадал на долгие часы. Да, это та самая игра с джунглями, полными шорохов и опасности, с лазурными бухтами, в которых лучше не плавать.
Наш герой - Джек Карвер, человек с ружьем и крепкими нервами. Ты один, а вокруг наёмники и мутанты. Звучит банально? Может быть. Но в 2004-м эта игра выглядела как портал в другую реальность.
Да и искусственный интеллект вражеских солдат был не глупым. Они искали тебя, бросали гранаты, окружали. Мир был огромен и живой. А физика и графика... да ты впервые мог увидеть, как волны разбиваются о берег. Серьёзно. Это был просто культурный шок.
Counter-Strike: Source — всё то же самое, только красивее
"Counter strike Source" было как возвращение домой, где покрасили стены, заменили окна, а старый диван теперь не скрипит. Всё привычно, но при этом выглядит свежо.
"Dust 2" светился солнечным светом, вода на "Aztec" плескалась как настоящая, а дым от гранат красиво стелился по полу. А потом тебя убивали с AWP и всё возвращалось на круги своя.
Тактический шутер, в котором каждая секунда - это проверка на концентрацию. Здесь нет права на ошибку. Один выстрел может решить всё. А еще лучше - убить соперника с ножа, подкравшись к нему сзади.
Sacred
Помнишь времена, когда после успеха игры "Diablo 2" компании выпускали подобные игры пачками. Но не все из них стали хитами, а про многие из них вы наверняка вообще не слышали. Но "Sacred" стала одним из тех Диабло-клонов, которому удалось стать самостоятельной культовой игрой.
Да, это было время, когда Action RPG были не только про тьму, но и про масштаб. Мир "Sacred" был огромный, живой, со своими лесами, болотами, квестами и кучей врагов, которые ждали, пока ты пройдёшь мимо.
Ты выбирал своего героя - вампирессу, гладиатора, эльфийку, серафима, и всё, ты внутри: c бронёй, мечами, магией и сотнями побочных квестов, которые ты всё равно проходил, даже если не надо было.
А комбо-удары? А руны, которые выпадали, и ты не понимал, радоваться им или бояться проклятия? А поездки на лошадях? "Sacred" был чуть менее отполирован, чем "Diablo", но он брал другим, а именно атмосферой, неожиданностью, чувством настоящего приключения.
Лично мне больше всего нравилось играть за Серафима. Для меня это был весьма необычный персонаж, который не встречался в других подобных играх. И, наверное, именно этим он меня и зацепил.
Prince of Persia: Warrior Within
Если первая часть "Песков времени" была восточной сказкой, то "Warrior Within" стал её тёмным, жёстким сиквелом. Словно сам Принц, игрок тоже повзрослел и оказался в мрачной реальности, где за нарушение временной линии охотится не смерть, а нечто пострашнее - Дахака.
Саундтрек от Godsmack, тона в стиле тёмного металла и атмосфера безысходности — всё говорит: сказка закончилась, теперь ты сам свой враг.
Ну а сам геймплей получил кучу новшеств, среди которых:
- Полноценная боевая система с двумя видами оружия. Можно было вырывать клинки из рук врагов и устраивать кровавый танец.
- Погони от Дахаки — динамичные и напряжённые, они буквально сносили с кресла. Да, сердечко стучало, когда я в очередной раз уносил ноги от этого монстра времени, пока не найду защиту в виде водной стены;
- Всё ещё фирменный паркур, но теперь в мрачных интерьерах замка, где прошлое и настоящее переплетались.
- Прыжки во времени через порталы, которые кардинально меняли окружение.
- Возможность отмотать время и перепройти эпизод, если что-то пошло не так (а оно шло).
- Два финала, в зависимости от действий игрока. Если мы соберем все фонтаны жизни, то нам предстоит вступить в бой с самим Дахакой, вооружившись водным мечом, которого тот так сильно боится.
В общем, мрачная и атмосферная игра, которая, к слову, стала моей любимой в серии, несмотря на то, что после нее вышло еще две полноценные части.
Star Wars: Battlefront
"Star Wars: Battlefront" - это не очередная игра, где мы берем на себя роль джедая. Здесь мы берем на себя роль простых пехотинцев - клонов, штурмовиков и т.д.
Да, здесь ты обычный штурмовик, пехотинец, инженер, просто винтик в огромной машине. И именно в этом была магия "Star Wars: Battlefront".
Игра впервые дала почувствовать себя частью галактической баталии с огромным количеством союзников и соперников. Хотите на Хоте покататься на AT-AT и снести базу повстанцев? Пожалуйста. Мечтали повоевать в джунглях Кашиика или в пустынях Татуина? Добро пожаловать.
Что делало игру особенной:
- Масштабные битвы до 64 бойцов, где каждый твой шаг мог изменить ход сражения.
- Разные классы бойцов - от обычного солдата до снайпера или пилота.
- Управление транспортом - от спидеров до гигантских шагоходов.
- Классический режим "Завоевания", где каждая точка на карте - важнейший ресурс.
- Возможность сыграть за любую из 4 фракций: Империю, Повстанцев, Клонов или Сепаратистов.
- И, конечно же, сетевой режим, который дарил бесконечные часы с друзьями.
В игре даже были джедаи и ситхи, но играть за них было нельзя. Они выступали только в качестве элитных соперников. И лишь в следующей части игры это стало возможным, но об этом мы поговорим в одной из следующих статей.
Hitman: Contracts
"Hitman: Contracts" - это не просто игра. Это внутренний монолог киллера, рассказанный через лихорадочные воспоминания. Мрак, дождь, тревожная музыка и полумрак комнат. В очередной раз ты будешь решать, как устранить противника - тихо, громко или как-то изощренно.
В игре можно было выделить следующие особенности:
- Абсолютная свобода подхода к цели: травить, душить, стрелять, топить. Главное - незаметно. Но если вас заметят, то придется сильно пошуметь.
- Переодевания - твоё главное оружие. Костюм повара? Да, почему бы не отравить рыбу?
- Миссии - это лабиринты, где каждый шаг можно просчитать.
- Тот самый гаррота-шнур, который стал визитной карточкой 47-го.
Особенно удивил меня тот факт, что в этой игре был уровень из первого оригинального "Хитмана".
Конечно, это далеко не все игры 2004 года. Но в этой статье я решил выделить именно те проекты, которые зацепили меня больше всего в свое время.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выхода новых интересных статей про игры и про 90-е и 00-е в целом. Уверен, вам понравится.
Ну и не забудьте почитать другие статьи на моем канале, которые касаются игр по годам. Это очень интересно, и, безусловно, прошибает на ностальгическую слезу.