Поколение, взрослевшее в 80-90 зачитывалось Пикулем. Его исторические романы захватывающие, интригующие. От них сложно оторваться, сложно закрыть книгу и перестать читать. Но правильно ли называть произведения автора - "историческими" романами?
Пикуль действительно был обладателем огромной библиотеки и личного архива, содержащих много исторических трудов, но произведения, которые он писал историческими не являются. По крайней мере, вершина его литературного мастерства, и, как сам автор утверждал, главная его книга, "Нечистая сила" - это псевдоисторический и даже клеветнический роман.
И дело тне только в том, что произведение - политизировано, то есть "иного" мнения об описываемых людях и событиях не могло быть в СССР, самое главное, что многие читатели, очаровавшись поэтичным слогом Пикуля, воспринимают все написанное за чистую монету, и несут в массы как "доказательство" своего мнения.
В данной статье мы предлагаем посмотреть на самые лживые строки Пикуля, которые обращены в сторону Александра III и Марии Федоровны - родителей Николая Второго.
А ложь и клевета начинаются с ... самой первой главы
Сто лет назад Гатчинский замок казался столь же несуразен и дик, как и сегодня. Каркали вороны в старинном парке. Вечерняя метель заносила тропинки… В тесной комнате замка, заставленной неуклюжей мебелью, ворочался, словно медведь в посудной лавке, громадный дядька с бородой, из-под которой проглядывало плоское лицо калмыцкого типа. Вот он протиснулся к столу, что-то начал писать – и перо кажется ничтожным в его большущей лапе с красными, будто ошпаренными кипятком, пальцами. Дверь в соседнюю комнату чуть приоткрыта, и время от времени жена заглядывает в кабинет мужа. Пока все идет как надо: муж вершит делами государства, а она… она штопает его носки.
Речь идет об императоре Александре III.
Это – тип! Грубый и нетерпимый, зато яркий и выразительный. Не анекдот, что боцмана Балтийского флота учились материться у этого императора; на флоте даже бытовало выражение «обложить по-александровски». На докладе министра просвещения он наложил историческую резолюцию: «Прекращай ты это образование!» Всю жизнь его глодала забота обставить свой быт как можно скромнее. Обожал крохотные комнатенки и низкие потолки. Став императором, из Аничкова дворца перебрался в Гатчинский замок, где безжалостно распихал семью по клетушкам лакейских антресолей.
Уже с самых первых строк читателю показывают "правильный" образ русского царя - "медведь на троне". Каждое предложение приведенного выше фрагмента сочится сарказмом, неприятием и "снисходительным отношением". Ну да, кто он - АВТОР, а это так, просто царь.
И почему интересно, Гатчинский замок вдруг стал несуразным и диким? Безусловно - мнение автора, потому что наше мнение - абсолютно иное. Гатчина - один из самых уютных и красивых дворцовых ансамблей Петербурга.
Ну, о вкусах не спорят. Далее - факты.
"Плоское лицо калмыкского типа". Если честно, кажется, что Пикуль нарочно иронизирует и выводит на эмоции. Потому что плоское лицо калмыкского типа было в нашей истории, но только не у Императора, а другого политического деятеля.
Сравните сами:
«Прекращай ты это образование!». Еще одна ложь Пикуля. На самом деле никогда такой "резолюции" царь не оставлял. Или Пикуль таким образом снова иронизирует над "Циркуляром о кухаркиных детях"?
Циркуляр «О сокращении гимназического образования», прозванный «циркуляром о кухаркиных детях», — нормативный акт периода контрреформ Александра III, подписанный 18 (30) июня 1887 года российским министром просвещения И. Д. Деляновым.
Циркуляр рекомендовал директорам гимназий и прогимназий при приёме детей в учебные заведения учитывать возможности лиц, на попечении которых эти дети находятся, обеспечивать необходимые условия для такого обучения; таким образом «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
По факту, именно министр Делянов уговаривал царя подписать указ, который, отнюдь, не запрещал учиться "кухаркиным детям", а носил скорее рекомендательный характер, направленный на борьбу с терроризмом и революционерством, процветающую именно в студкружках.
Читаем далее
...в 1865 году Николай скончался от излишеств, и права
престолонаследования механически перенесли на Александра; с титулом цесаревича он унаследовал и невесту покойного брата - принцессу Дагмару Датскую, которая в крещении стала зваться Марией Федоровной...
Вот сейчас она сидит в соседней комнате и - мешает ему! Как раз пришло время хватить гвардейский "тычок" без закуски, а Машка торчит там и подсматривает, как бы муженек не выпил чего-либо. Отложив перо, император подкрадывается к буфету. Без скрипа отворяются дверцы, заранее (какое гениальное предвидение!) смазанные. Вот и вожделенный графин. Засим следует легкое, давно обдуманное наклонение его над рюмкой.
Но раздается предательское - буль-буль-буль.
В дверях уже стоит жена со старым носком в руках.
- Ах, Сашка, Сашка, - говорит она с укоризной. - Зачем ты хочешь
обмануть свою старую Мари? Ведь тебе нельзя пить...
Александр III, шумно вздыхая, снова берется за дела великой и могучей
империи. Правда, у самодержца прибережен один вариант в запасе. Вдруг он встает, бодро направляясь к дверям.
- Сашка, ты куда? - окликает его жена. В ответ следует патетическое признание мужа:
- Ах, милая Мари! Не отнимай у меня хоть одно право -- побывать там, куда и цари ходят своими ногами...
Теперь, когда лучезарная свобода на миг обретена, скорее вниз -- в
подвалы замка, где денно и нощно работает царская кухня. Здесь появление императора никого не удивляет: привыкли!
- Василь Федорыч, скорей подавай "дежурного"... Ему вручают ковш с
водкой. Сладостно зажмурившись, царь осушает его до дна. Отовсюду слышны советы поваров:
- Ваше величество, закусите... нельзя же так!
- Некогда, братцы. А за поддержку - царское вам спасибо... Опьянение
у него выражалось в одной привычке, которой он не изменял смолоду. Император ложился спиною на пол и начинал хватать за ноги проходящих людей, слегка и игриво их покусывая. В таких случаях камер-лакеи звали царицу. "Сашка, - говорила она, - сейчас же спать... Ты пьян!" И самодержец всея Руси, Большая и Малыя, Белыя и Прочая, не шумствуя (и не стараясь доказать, что он трезвый), самым покорнейшим образом убирался в спальню.
Уровень циничности и лжи настолько превышен, что буквально заставляет смеяться. Только у Пикуля можно представить шарахающегося по углам от жены Александра Третьего, только и желающего, как бы закинуть чего "за воротник".
Был ли пьяницей Александр III? Ответ: нет.
Рассказ о хроническом пьянстве императора появился в 1912 году в альманахе «Будущее», издававшемся в Париже русскими революционерами. Автор — эсер Владимир Бурцев. Он ссылался на воспоминания физика Петра Лебедева, который, в свою очередь, якобы узнал об этом от генерала Петра Черевина, служившего начальником дворцовой охраны у Александра III.
То есть, кто-то кому-то чего-то когда-то и где-то сказал, и это почему-то у Пикуля стало правдой. Знавшие лично царя вообще утверждали обратное:
Лейб-хирург Александра III, профессор Военно-медицинской академии Н. А. Вельяминов писал, что император вёл умеренный образ жизни и если и пил алкоголь, то в небольшом количестве. Граф С. Д. Шереметев, близко знавший Александра III, говорил, что он мог иногда много выпить, но при этом никогда не бывал пьян.
Отдельно стоит упомянуть про обращения. Никаких "Сашек и Машек" не могло быть в принципе. И если в случае с Александром - Сашкой его зовет супруга, что еще можно хоть как-то себе представить, то "Машка" - это уже отношение автора. У Дагмары было домашнее имя в кругу близких - Минни, именно так ее звали, поэтому текст автора выглядит смешным.
Ну и самое омерзительное - пьяное поведение. Такие выдумки несут в себе одну определенную цель: подточить авторитет человека, испортить его.
Несомненно, что миф об алкоголизме Александра III – один из элементов информационной войны против Российской империи. И Пикуль подкрепляет миф своим текстом, поселяя его в умы тех, кому либо лень проверять информацию, либо "идейных противников" монархии как таковой.
Пикуль буквально строит свою книгу на лживых слухах, салонных сплетнях и откровенной клевете. Более всего в этой ситуации поражает то, что все приведенные фрагменты - это только первая глава. Ни слова правды.
Вот вам и исторический роман.
Закончить данную статью мы бы хотели еще одной "великолепной" цитатой из книги. Мы опустим наши пояснения, ибо и так все ясно:
Ему повезло - он любил жену (редчайший случай в династии Романовых!).
В окружении дядей и братьев, средь которых процветали самые гнусные формы разврата, Александр III сумел сохранить здоровое мужское нутро. Говорили, что царь вообще однолюб. В дневнике он заполнил страницу непорочным описанием своей первой брачной ночи. И - никаких оргий! Страшный пьяница, он не устраивал гомерических попоек, а надирался втихомолку.
В следующих статьях мы доберемся до глав про Распутина, Александру Федоровну, Столыпина и Николая Второго.
Читайте также: