И вот та девушка, Даша, сказала, что она что-то кричала про беременность. То есть теперь она может удерживать Илью. Но ведь изменил-то он, всё равно не из-за ребёнка. Это было до. И вот тут я просто не могу найти ответов.
— Да уж... — почесал затылок Сергей. — И что, ты собираешься с ним дальше жить?
— Понятия не имею. Понимаешь, мне и идти-то некуда. Живу в его квартире, моего жилья не осталось — после папы: продала квартиру, чтобы магазин открыть. Там помещение в собственности, одежду продаю. Но если решу уйти — придётся продать магазин. Дашка меня, конечно, приютит, но ведь не могу же я вечно у нее на шее сидеть...
— Да, беда... — протянул Сергей. — Но мне кажется, у тебя получится со всем этим разобраться.
— Из меня советчик плохой. Всегда себя умным считал, а оказывается, тем ещё дураком. Так что к моим советам особо не прислушивайся. Но я бы на твоём месте не тянул. Не стоит себя обрекать на страдания и жить вот так — с нелюбимым и нелюбящим человеком. Не важно, что вас связывало, и как всё было... Прошлое — оно прошло. Нет его больше, и нечего за него держаться. А если будешь тащить изо всех сил то, что тебя тянет на дно — сама не заметишь, как потонешь.
— Вот я сейчас намерен начать жизнь с нуля. Не нужны мне эти отношения. Чувствую себя раздавленным и бесполезным, но это пройдёт. Всё проходит.
— Прочитал как-то на заборе одну надпись...
— Нецензурную? — засмеялась Тая.
— Да нет, очень даже глубокую. Мудрость народа: "Успех не окончателен, неудачи не фатальны. Значение имеет лишь мужество продолжать".
— Ого, — выдохнула Тая. — Красиво сказано.
— Да, ты только вдумайся... Смысл в том, что не стоит ни за что цепляться — независимо от того, какие эмоции тебе это приносит. Весь смысл в движении. Пока ты двигаешься — ты живёшь. Развитие, Тая! Вот ключ к истинному успеху. И неважно, какой сферы жизни это касается.
— Так что, на твоём месте, я бы не стал продавать магазин, если тебе это дело по душе. Жильё всегда можно снять. Подруга, в конце концов, поддержит. Всё остальное, поверь, притянется.
— Спасибо тебе за поддержку, — улыбнулась девушка. — Ладно, я, пожалуй, пойду, а то уже поздно. Было очень приятно пообщаться... Наверное, тебя мне судьба послала — именно тогда, когда это было так нужно.
— Может, и так, — кивнул Сергей. — И тебя я не просто так встретил. Помогло понять, что я не один такой несчастный, и что всегда есть куда идти. Всё, я пошёл тогда. Всего доброго.
Тая стояла на крыльце, провожая Сергея взглядом. Когда он скрылся за углом дома, она с улыбкой посмотрела на крокодила и вошла в подъезд.
Илья вернулся из командировки в оговорённый срок. Он ничем себя не выдал и даже, вроде бы, доброжелательно общался с женой, всё напоминая про предстоящий отпуск. Но Тая не могла на него смотреть. С каждым днём этот человек становился ей чужим — да так, что через пару недель и вовсе опротивел. Ей стало мерзко, когда Илья улыбался или спрашивал что-то, когда пытался обнять или поцеловать.
В конце концов, он сам заметил, что что-то не так. Разговор произошёл накануне юбилея Ирины Сергеевны. В тот вечер Тая, как обычно, приводила себя в порядок перед зеркалом. Илья вошёл в спальню очень мрачный и с шумом упал на кровать.
— Тая, нам нужно поговорить.
— Наконец-то созрел, — злорадно подумала девушка.
— Интересно, что он скажет.
— Что такое? — вслух произнесла она, старательно втирая в лицо крем.
— Что происходит? Только не говори, что не понимаешь, о чём я. Я, как вернулся из командировки — ты сама не своя. От тебя ни слова доброго не дождёшься, ни какой-то инициативы. Две недели ходишь, как в воду опущенная. У тебя что-то случилось?
— У меня? — притворно удивилась Тая. — Нет, всё нормально... И я не понимаю, о чём ты. Это ты, как вернулся, всё время на взводе.
Я в последнее время и не иду на контакт лишний раз — чтобы под горячую руку не попасть.
— Скажи, пока меня не было, мама тебе не звонила? — Илья смотрел настороженно. — Может, это она что-то наговорила? Ты только скажи, я с ней поговорю.
— Я вообще с ней не общалась, — нахмурилась Тая, пытаясь понять, к чему клонит муж. — Если тебе кажется, что со мной что-то не так, то, наверное, всё из‑за магазина. Мне в последнее время там приходится часто бывать, просто устаю. Девочка одна на больничном — ногу сломала ещё, когда ты только уехал. Вот я и выхожу в её смены. А там дел столько, что просто валюсь с ног.
— Да? — недоверчиво посмотрел на неё Илья. — Понятно. А я-то думаю, что ты какая-то сама не своя ходишь. Даже не спросить ничего — только огрызаться...
— Всё хорошо, Илюш, — попыталась улыбнуться Тая. — Скоро девочка выйдет, и всё станет как раньше. Я просто отвыкла за прилавком стоять. А сейчас все как с ума сошли! Столько времени торговля стояла, а теперь — не успеваю.
— Здорово же! — воодушевился Илья. — Значит, магазин себя окупать начал?
— Если бы… — вздохнула Тая. — Пока об этом рано говорить. Но продажи действительно подросли, это факт.
— Я рад! — улыбнулся Илья. — Иди ко мне.
Он протянул руки, но Таю, как током, отпрянула. Мысль о том, что придётся лечь с ним рядом, вызывала отвращение.
— Ой, мне ещё кое-что нужно сделать! — вскрикнула она, будто что-то вспомнив. — Там Дашка попросила помочь, а я совсем вылетела из головы… Вот растяпа! Ты ложись, мне к ноутбуку надо. Я потом присоединюсь.
— Ну вот, опять… — недовольно буркнул муж.
— Илюша, я серьёзно! — она состроила виноватую гримасу. — Совсем из головы вылетело. Я ей уже пообещала, правда, недолго.
Тая выскочила из спальни. Сердце колотилось. Больше всего ей сейчас хотелось вылить Илье всё в лицо.
«Да как он может… — лихорадочно думала Тая. — Два горошка на ложку. Ему самому не противно? А у меня от одной мысли, что он после неё приходит ко мне, прямо всё внутри переворачивается».
Как такое вообще возможно? Интересно, все, кому изменяли, через это проходят? Или только у меня такая реакция? Надо что-то срочно делать, а то так быстро свихнусь — с нервами лягу.
Она включила ноутбук и сразу написала сообщение подруге — надо было хотя бы сделать видимость бурной деятельности для Ильи; вдруг заглянет проверить.
Даша ответила почти сразу.
— А у меня для тебя новости! — написала подруга.
— Как я рада, что тебя не разбудила… — отозвалась Тая. — Столько ужаса пришлось пережить сейчас. Илья хотел близости, а меня от его одного вида выворачивает. Сослалась на то, что тебе обещала помочь, так что прикрой меня, пока он не уснёт. Какие, говоришь, новости?
— Помнишь, я говорила, что где-то видела эту кралю — ну, Илью твоего пассию новую? Ну?
— Я провела расследование! И у меня для тебя умопомрачительные новости… — затейливо писала Даша.
— Прям умопомрачительные?
— Я вспомнила, кто это. Анна Лосева. Она училась на курс младше меня. Уже в институте ходила с такой репутацией… Гулящая была, да и семья у неё влиятельная в городе.
— Ладно, и что дальше?
— Это ещё только начало! Я, как вспомнила, даже к ней наведалась — проследила, так сказать.
— Ты там в детектива не заигралась? — даже засмеялась Тая.
— Если бы такие, как я, работали в полиции, раскрываемость бы вдвое поднялась! — гордо заявила Даша, — Но не в этом суть. Короче, эта твоя Анна — тоже ему не верна.
— Как так? — брови у Таисии полезли вверх.
— Смотри, сейчас скину пару фоток. Поговорила с нашими общими знакомыми — все как один говорят, что эта Анечка… девочка легкомысленная. Была замужем, только развелась, потому что постоянно изменяла. А сейчас у неё и трое, и четверо ухажёров — Илья у неё, считай, один из многих.
И тут же на экране появились фотографии: Анна Лосева целовалась с каким-то незнакомым молодым человеком.
— А вот с ним... — продолжила Даша, — Вот с ним они уже года два вместе. То ссорятся, то мирятся. Видимо, в один из таких моментов Илюша ей и подвернулся. Так что я бы на твоём месте глазоньки мужу бы на подругу раскрыла!
— Обалдеть... — только и смогла ответить Тая. — Да он, похоже, и не подозревает, с кем связался. Спасибо, Дашка, я учту всё это. Надо уже заканчивать это кино, я даже смотреть на мужа больше не могу.
— Кстати, я тебе рассказывала, что случайно недавно познакомилась с парнем?
— Красивый? — тут же отозвалась Даша.
— Да бог с тобой, почему ты всё через красоту оцениваешь! Просто случайный знакомый. Мы с ним встретились тогда вечером, когда я из бара шла пешком. Он мне ещё крокодила подарил.
— Какого ещё крокодила? — удивилась Даша.
— Потом расскажу, не суть. Мы с ним виделись всего один раз, и я его как парня даже не рассматриваю. Просто хотелось с тобой поделиться, он тогда здорово меня поддержал и дал дельные советы. Я всё это обдумывала и поняла, что не могу больше с Ильёй — даже если он вдруг покается и бросит свою Анну.
— Не поняла... Ты на развод, что ли, собралась? — понизила тон Даша.
— Завтра вот к этой ведьме — на юбилей едем. Думаю: может, прямо там его и уличить при всех, чтобы втройне обидно было!
— Ой, я бы на твоём месте так и сделала! Посмотрела бы на его лицо — и на его маму тоже! — вдохновилась Даша.
— Да ну... Я так не могу. Хочется всё по‑мирному решить.
— Ладно, делай, как сердце велит. Ступай — спать иди. Может, твой Илюшенька уже восьмой сон видит.
— Да, так и сделаю. Спасибо тебе, Дашка, за всё! Спокойной ночи.
Тая вернулась в спальню. Илья уже крепко спал. Она осторожно легла на свой край кровати, свернулась калачиком. Долгое время сон не приходил. В голове гудело от обилия мыслей — всё, что поведала Даша, да ещё эти фотографии... Уснула только под утро.
* * *
Дом Ирины Сергеевны находился в живописном месте — рядом с городским парком. Тая с Ильёй подъехали туда около трёх дня. Хозяйка встретила их у двери, стиснув зубы — и всё‑таки приняла из рук невестки подарок и букет.
— Проходите, гости дорогие! — притворно возвестила она после формальных поздравлений. — Уже почти все в сборе.
Илья усадил Таю за стол, где их уже ждали остальные.
— Ну что, ждём только Любочку с дочкой, — мило сообщила всем присутствующим Ирина Сергеевна. — Они немного задерживаются, так что можем начинать и без них.
За столом воцарилась довольно дружелюбная атмосфера, и Тая с облегчением заметила, что внимание свекрови целиком приковано к гостям. Ирина сияла в своём змеином платье, широко улыбаясь каждому, кто поднимал бокал.
Тае даже удалось немного успокоиться, она расслабилась и попыталась забыть о тревогах... Но тут раздался звонок в дверь. Свекровь моментально подскочила, направилась в коридор, чтобы встречать оставшихся гостей. Через пару минут она, сияя, вошла в гостиную в сопровождении двух женщин. Тася, как раз собираясь поднести вилку ко рту, застыла.
Пожилую даму она видела впервые, а вот девушку рядом узнала мгновенно. Даже не по лицу, а по запаху — тяжелый восточный аромат, тот самый, что недавно чувствовала на рубашке Ильи. Без сомнений, это была Анна Лосева, любовница её мужа.
— Знакомьтесь, гости дорогие! — сияя зубами, сверкнула свекровь. — Кто ещё не знает — моя лучшая подруга Любовь и её дочка Анна. Присаживайтесь, милые дамы! Анечка, садись вот тут, рядом с Илюшей.
Тая едва не заскрежетала зубами, когда свекровь заботливо отодвинула для Анны стул прямо напротив неё самой. Ни Анна, ни Илья ничем себя не выдали, что ещё больше раздражало Таисию. Она была на грани, готова вскочить и высказать всё — но воспитание не позволяло.
заключительная часть