Найти в Дзене

Мистическое виноделие и живопись: как создавать вино и искусство в соответствии с космическими ритмами

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о том, как мистическое учение конца XIX - начала XX века повлияло на виноделие, какое вино от этого союза получается, а также показать живописные ассоциации от этого вина. Мистическое учение - это Антропософия ("Человекомудрость") австрийского философа и педагога Рудольфа Штайнера. Антропософия — это духовно-научное учение, объединяющее материальный и духовный миры, подчеркивающее целостность человека, природы и космоса, а также развитие внутреннего познания через осознанное взаимодействие с окружающей средой и космическими ритмами. На рубеже веков всегда происходит какой-то бурлящий поиск новых философских идей, и таких философов было множество: у нас это Рерих, Петр Успенский, но также Блаватская, Гурджиев и так далее. В эту волну, кстати, можно вполне и Алистера Кроули отнести, хотя он, конечно, немного другое, писал о нем здесь: Интересно, что именно Рудольф Штайнер благодаря своим антропософским идеям повлиял на реальность. Он создал вальдорф

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о том, как мистическое учение конца XIX - начала XX века повлияло на виноделие, какое вино от этого союза получается, а также показать живописные ассоциации от этого вина.

Мистическое учение - это Антропософия ("Человекомудрость") австрийского философа и педагога Рудольфа Штайнера.

Рудольф Штайнер
Рудольф Штайнер

Антропософия — это духовно-научное учение, объединяющее материальный и духовный миры, подчеркивающее целостность человека, природы и космоса, а также развитие внутреннего познания через осознанное взаимодействие с окружающей средой и космическими ритмами. На рубеже веков всегда происходит какой-то бурлящий поиск новых философских идей, и таких философов было множество: у нас это Рерих, Петр Успенский, но также Блаватская, Гурджиев и так далее. В эту волну, кстати, можно вполне и Алистера Кроули отнести, хотя он, конечно, немного другое, писал о нем здесь:

Интересно, что именно Рудольф Штайнер благодаря своим антропософским идеям повлиял на реальность. Он создал вальдорфскую педагогику, и сейчас вальдорфские школы вполне обыденное явление. Вальдорфская педагогика гармонично развивает ребенка через творчество, искусство и природные ритмы, избегая ранней цифровизации. Если выразить самую ее суть как я ее понимаю, то вместо "хард-скиллов" развивают "софт-скиллы", те самые "коммуникабельность" и "стрессоустойчивость" из резюме.

Ясмина Оля Казобон, фрагменты живописых произведений
Ясмина Оля Казобон, фрагменты живописых произведений

Вот например, фрагменты живописи художницы Ясмины Казобон, которой близок антропософский подход к педагогике: очевидно, что вальдорфская педагогика какое-то влияние на изобразительное искусство оказывает: все изображение, которые я видел по запросу "вальдорфская педагогика живопись" цветные, светящиеся, с мягкими линиями и какие-то "ватные". Но то, что это уже определенный сформированный стиль, - несомненно.

Кстати, художник Фидус находился под влиянием антропософских идей, так что мы видим, что Антропософия с момента своего появления влияла на искусство.

Вторым, и для меня более значимым явлением, которое породила Антропософия, стало биодинамическое виноделие. Биодинамическое виноделие базируется на антропософских идеях Рудольфа Штайнера, рассматривающего виноградник как часть единой живой экосистемы, связанной с природой и космосом. Для биодинамики важны ритмы. Возделывание земли в соответствии с ритмами (лунным календарем, например) - не новое, а хорошо забытое старое:

Долгое время это считалось само собой разумеющимся, пока не было забыто из-за индустриализации. В 1920-х годах Рудольф Штайнер основал Антропософию (греч. «человек» и «мудрость»), путь знания, сосредоточенный на благополучии земли и, следовательно, ее людей. Это включает в себя биодинамическое земледелие. Сегодня этот подход также привлекает все большее внимание в виноградарстве. Наше отношение больше не считается экзотикой — и это действительно хорошие новости.

Забавно, как получилось с этикеткой вина в карусели, для российского рынка ее сделали более благопристойной.

Биодинамическое вино довольно неожиданное, непривычное на вкус. Подразумевается, что в его создании как можно меньшее участие человека и, соответственно, созданных человеком "костылей" в виде химикатов. Поэтому оно более натуральное, органическое, поэтому оно, хотя и вино, напоминает о сидре, квасе, о компоте из сухофруктов во вкусе и о аромате, о испортившихся фруктах, о моченых диких яблоках, такое вино. И часто, если человек не привык к биодинамическому вину, можно услышать про "бурду", "шмурдяк" или "испортившееся вино". С другой стороны, на такой стиль уже есть свои ценители и фанаты. Биодинамическое вино не бюджетное.

Если говорить о биодинамическом вине, то для его иллюстрации предлагаю картины трех художников, связанных с антропософией. Первый это Герард Вагнер.

Чувства, мысли, споры, диалоги и монологи, спровоцированные творчеством Вагнера, напоминают нам и о Штейнере, и о Гете, и о непрерывности и сложности связей науки, искусства и философии. - Михаил Пиотровский

Заинтересовавшись когда-то идеями Штайнера Герард Вагнер пронес их через всю свою жизнь и творчество. В его живописи, очевидно, самое главное - свет, все светится.

Вторым художником, а точнее, художницей, которую я предлагаю для ассоциации с биодинамическим вином, будет Фрида Харрис:

Фриду Харрис я уже упоминал в статье об Алистере Кроули, на которую ссылался в самом начале. Нужно сказать, что хотя она и нарисовала ему колоду Таро Тота, она не была его последовательницей, скорее они просто дружили. В большей степени ее как раз интересовала Антропософия, а также другие самые разные духовные учения, она была достаточно независима в своих духовных поисках.

В нашей стране Антропософией интересовались поэты и художники, такие как Андрей Белый или Максимилиан Волошин, и он будет завершающим художником, чье творчество ассоциируется с биодинамическим виноделием. И кстати, его виды природы, возможно, наиболее точно отражают антропософские идеи единения с природными ритмами, а стиль отчасти близок рериховскому, с той лишь разницей, что он писал их не в Гималаях, а в Крыму.

Спасибо за внимание!