Найти в Дзене

Rust Never Sleeps: альбом, ставший предтечей гранжа, с песней, которую публично высмеивал Джон Леннон

В конце 1980-х и в начале 1990-х в Америке постепенно заявлял о себе гранж, позже перетянувший на себя внимание слушателей, уставших от радио-форматного рока и хэйр-метала. Грубая музыка с резкими гитарами, текстами, посвященными самокопанию и переживаниям, мрачное звучащие песни, артисты, противопоставляющие себя мэйнстриму - гранж был тем самым глотком свежего воздуха после 1980-х. И каким бы ни было это направление неоднородным, ведь исполнители, относимые к гранжу, играли порой слишком разную музыку, у всего этого была предтеча.

-2

И вы могли бы даже не подумать на этого музыканта. Ведь Нил Янг, который, на самом деле, постоянно менялся, в основном ассоциируется как фолк-певец. Кто-то помнит его по участию в супергруппе Crosby, Stills, Nash and Young, кто-то - по саундтреку к "Мертвецу" Джармуша, а кто-то - по фолк-альбомам начала 1970-х. Но Янг действительно хотел по-разному выражать себя. Он мог быть агрессивным, а мог уйти в нежные баллады, а дальше флиртовать с рокабилли, гаражным роком или даже электроникой.

-3

Конец 1970-х Янг, пройдя через круги ада шоу-бизнеса, встречал с удивительным оптимизмом. Казавшиеся ему скучными артисты классического рока, к которому он сам принадлежал, постепенно место под солнцем отдавали молодым панкам. Наконец-то случился тот самый ожидаемый "пинок", заставивший индустрию переосмыслить себя. Янгу было за что переживать: половину десятилетия он вынужден был доказывать свою состоятельность, переживая коммерческие неудачи. В течение 1970-х он периодически приглашал музыкантов из группы Crazy Horse, с которыми он впервые начал работать в 1968 году. После выхода коммерчески успешного альбома Comes a Time в 1978 году Янг и Crazy Horse отправились в длительный тур Rust Never Sleeps, в рамках которого каждый концерт состоял из сольного акустического выступления Янга и выступления всей группы с электрическими инструментами.

-4

Rust Never Sleeps ("Ржавчина никогда не спит ") был уникальной записью Нила Янга и Crazy Horse, поскольку это был альбом, полностью состоящий из нового материала, в основном записанного вживую, но сведённого в студии с некоторыми студийными наложениями и без большей части фоновой музыки. В результате получился альбом, который кажется одновременно интимным и напряжённым.

Пластинка была спродюсирована таким образом, чтобы свести к минимуму влияние живого исполнения: некоторые песни начинаются резко, а затухание происходит быстро, чтобы замаскировать шум аудитории, который слышен только в начале и в конце альбома.

-5

Название альбома Rust Never Sleeps происходит от названия песен, которые открывают и закрывают альбом: My My, Hey Hey (Out Of The Blue) и Hey Hey, My My (Into the Black) . Строка «Лучше сгореть, чем заржаветь» была позаимствована из песни Джеффа Блэкберна, коллеги Янга по группе The Ducks, с которой он гастролировал в 1977 году. Эти слова стали своеобразным девизом: Янг вдохновлялся молодыми ребятами, как Джонни Роттен или Сид Вишез, и хотя не был с ними никогда знаком, сильно идеализировал их образы. К сожалению, певец не понимал, насколько эта фраза может повлиять на жизнь других людей, пока Курт Кобейн не совершил самоубийство, оставив записку с этой цитатой. После этого случая Янг, так и не успевший познакомиться с лидером Nirvana, зарекся больше не исполнять злосчастную песню.

Впрочем, и в момент выхода в конце 1970-х не все положительно о ней отзывались. Например, Джон Леннон в своих интервью журналу Playboy говорил, что не поддерживает лозунг "Лучше сгореть, чем заржаветь", предпочитая ему кредо "Лучше быть здоровым и жить долго". Жаль, что тоже не удалось ему это подтвердить жизненным примером.

Впрочем, на альбоме были и другие запоминающиеся композиции. Пластинка была поделена на две части: первая сторона - Янг с гитарой, Вторая - выступление с Crazy Horse. Там уже появляется какая-то резкость, но не стоит переоценивать тяжесть материала. Гаражная манера исполнения, перегруженные гитары, играющие в унисон, резкость подачи делают эти композиции заметными на фоне остальной выпускаемой тогда продукции. Янг не осознавал еще, насколько сильно такое исполнение повлияет на представителей рок-альтернативы, возникших десятилетием позднее.

-6

Нил тогда часто делил сцену с группой Devo, все равно играющей некое подобие панка, но довольно интеллектуально. Вдохновляясь новой музыкой, певец и сам постепенно менялся. Свои длинные волосы подстриг, надел спортивную куртку, добавил некоторую театральность и концептуальность в выступления. Не спроста альбом представляет как бы дуализм его музыкантской натуры.

Именно подобными лозунгами в текстах и резкой подачей Янг заслужил себе титул предшественника гранжа. Конечно, и другие музыканты постарались потом, но нельзя не заметить, что многие заметные фигуры этого направления позже признавали влияние Rust Never Sleeps на своё творчество. А, скажем, группа Pearl Jam даже помогла Янгу альбом записать.

-7

Да даже тогда в момент выхода, пластинка стала событием. Rust Never Sleeps был также успешен в коммерческом плане: он вошёл в топ-20 чартов по обе стороны Атлантики. Позже, в 1979 году, Янг и Crazy Horse выпустили еще альбом Live Rust, а Янг также подготовил концертный фильм у под тем же названием. Однако помимо этих продолжений в начале 1980-х Янг продолжал экспериментировать с музыкой, выпустив саундтрек к документальному фильму, техно-альбом с обилием синтезаторов и альбом в стиле чистого рокабилли.

Добро пожаловать! Подписывайтесь, впереди много интересного!