Из двадцати пяти фельдмаршалов Третьего Рейха только двое никогда не сражались на Восточном фронте. Парадокс истории - пока их коллеги замерзали под Москвой и тонули в крови под Сталинградом, эти двое вели совершенно иную войну.
Одного знают все - Эрвин Роммель, "Лис пустыни". Второго помнят немногие, хотя его история не менее поучительна. Речь о Хуго Шперле - человеке, который показал, как война может превратить обычного солдата в изнеженного сибарита.
Хуго Шперле: от пивовара до владыки Парижа
Шперле родился в 1885 году в семье простого пивовара. Когда началась Первая мировая, он учился на курсах корректировщиков артиллерийского огня. На войне отличился как умелый воздушный разведчик и корректировщик, и вся его жизнь после этого была связана с авиацией.
Даже когда Германии запретили иметь собственные ВВС, Шперле оставался в армии - формально как командир "пехотных" соединений. Интересная деталь: в 1928 году он прошел секретный курс летной подготовки на советско-немецкой авиабазе в Липецке. Будущий враг СССР осваивал небо на советской земле. Дважды бывал в командировках в Англии - на выставках Королевского Воздушного Флота.
- Когда в марте 1935 года люфтваффе вышло из нелегального состояния, полковник Шперле оказался среди первых армейских офицеров, переведенных в ВВС. Причем с повышением - сразу в генерал-майоры.
Во время войны в Испании Шперле под псевдонимом "Сандерс" возглавил германский авиалегион "Кондор". Потом участвовал в присоединении Австрии, захвате Чехословакии. Его 3-й воздушный флот поддерживал наступление вермахта в Польше, а затем и во Франции.
19 июля 1940 года, после капитуляции французов, на "большой раздаче наград и званий" Гитлер присвоил Шперле звание фельдмаршала. Его 3-й воздушный флот обосновался во Франции, к югу от Сены.
После блистательных побед Шперле познал горечь поражения: воздушная "битва за Британию" (август-октябрь 1940 года) была проиграна вчистую, флот понес тяжелые потери.
В мае 1941 года фельдмаршал Шперле остался единственным командиром авиации Западного фронта, причем командовать было почти нечем. Из 44 бомбардировочных полков, атаковавших Англию в августе 1940-го, под его руководством осталось только 4. Все остальные были брошены на восток - участвовать в нападении на Советский Союз.
Но Шперле не унывал. В Париже его резиденцией стал Люксембургский дворец - бывший королевский дворец Марии Медичи. Сын простого пивовара очень пристрастился к безделью и шикарной жизни.
Рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер вспоминал: "Жажда наслаждений и показушничество Шперле росли буквально с каждой секундой. Он почти соперничал с сибаритством своего начальника Геринга. Кроме того, он стал почти не уступать ему в тучности."
Когда в марте 1943 года британские ВВС совершили налет на Берлин, Гитлер потребовал от Шперле акции возмездия - бомбежек Лондона. Но симметричного ответа у немецкого фельдмаршала не получилось. Германские ВВС несли большие потери, а ущерб британской столице наносили незначительный. Фюрер был в бешенстве.
Йозеф Геббельс записал в дневнике:
Шперле не справился с порученными ему делами. Как и другие генералы люфтваффе, он поселился в замке и вел сибаритский образ жизни. Воздушная война против Британии интересовала его не больше, чем превосходный обед. Фюрер хочет снять его с должности.
Когда Гитлер успокоился и решил показать, что больше не гневается на Шперле (в июле 1943-го), фельдмаршала с трудом смогли найти: он был всецело поглощен отдыхом на побережье, в Биаррице.
В апреле 1944 года американские и английские летчики начали "прощупывать" Францию и "мостить дорогу" для будущего вторжения союзников. Конкурировать с ними было нечем. По состоянию на 31 мая, в распоряжении Шперле оставался лишь 891 самолет, из них в работоспособном состоянии было лишь 497.
- А когда началась высадка англо-американских войск в Нормандии, совсем уже немногочисленные и обескровленные эскадрильи Шперле столкнулись с колоссальной воздушной армадой из 14 тысяч боевых самолетов.
Преимущество союзников в воздухе было более чем подавляющим: на день высадки в Нормандии, 6 июня 1944 года, под командованием Шперле оставалось менее 400 самолетов, из них боеготовых - менее 200. Это было полное бессилие, ведущее к неминуемой катастрофе.
1 мая 1945 года Хуго Шперле сдался в плен англичанам. На Нюрнбергском процессе его осудили за военные преступления - убийства мирных жителей бомбардировками. Но 27 октября 1948 года все обвинения с него были сняты, он был официально освобожден и спокойно жил в Мюнхене до своей кончины в 1953 году.
Эрвин Роммель: солдат до последнего дыхания
Роммель (1891-1944) был полной противоположностью Шперле. Если тот превратился в прожигателя жизни, то "Лис пустыни" остался солдатом до конца.
Роммель получил свою славу не зря. Еще в Первую мировую показал себя исключительно храбрым и мужественным офицером; не в штабах, а на передовой заслужил 7 орденов. В том числе и высший прусский орден - Pour le Mérite.
- Во Вторую мировую он участвовал во Французской и Североафриканской кампаниях вермахта. При захвате Франции его 7-я танковая дивизия наступала через Бельгию.
С 14 февраля 1941 года генерал-лейтенант Роммель командовал Африканским корпусом, который вытеснил англичан в Египет и спас итальянские войска, находившиеся на грани полного разгрома.
Несмотря на численное и материальное превосходство англичан, Роммелю долгое время удавалось не только успешно противостоять им, но и наносить противнику поражения. Немецкий генерал получил прозвище "Лис пустыни".
Черчилль признал, говоря о Роммеле: "Нам противостоит весьма опытный и храбрый противник и, должен признаться, - великий полководец." 22 июня 1942 года Роммелю присвоено звание генерал-фельдмаршала.
Это была вершина его карьеры. Роммель тяжело заболел и был вынужден уехать на лечение в Германию. А когда вернулся - англичане, получив подкрепления, уже разгромили его войска при Эль-Аламейне. Когда же в Марокко и Алжире высадились американские войска, у немцев в Северной Африке больше не осталось шансов на успех.
- В 1943-1944 годах Роммель воевал в Сицилии и во Франции. Вскоре после высадки союзников в Нормандии был тяжело ранен и выбыл из строя.
В октябре 1944 года стало известно, что Роммель знал о подготовке покушения на Гитлера, но молчал. За это ему был предоставлен выбор между трибуналом и самоубийством.
14 октября 1944 года Роммель был вынужден принять яд. Официально было объявлено, что фельдмаршал погиб от ран, и его похоронили как национального героя, с максимальными воинскими почестями.
Два пути, две судьбы
Два фельдмаршала, два совершенно разных человека. Один превратил войну в праздник жизни, другой сражался до последнего вздоха. Оба избежали мясорубки Восточного фронта, но каждый по-своему.
Шперле спасли его собственные пороки - превратившись в обжору и бездельника, он стал безопасен для всех и пережил крах Рейха. Роммеля спасла болезнь, но погубила совесть - оставаясь честным солдатом, он не смог молчать о преступлениях режима.
Остальные фельдмаршалы Гитлера, кто больше, кто меньше, принимали участие в войне против СССР. И большинство из них познали там горечь поражения.