БА-27.
Идейный наследник броневиков российской армии в Первой мировой войне.
Правильное восприятие броневика на фото - он едет влево в боевом режиме. Вправо - транспортный режим. Прямо кот Баюн получился ... идёт налево песнь заводит, направо -сказку говорит....
Машина создавалась для замены морально устаревших и физически изношенных броневиков оставшихся от российской армии и переживших Гражданскую войну. Тактика применения тех старых броневиков, с августа 15 года напоминала тактику применения первотанков в 1917\18 году. Для штурма вражеских позиций, поддержки и сопровождения своей атакующей пехоты. Подавляющее большинство применяющихся для этого бронеавтомобилей, оборудовались вторым водительским местом в задней части броневика.
Остин с двумя водительскими сиденьями. Правильное восприятие - в боевом режиме едет вправо. Влево едет в транспортном режиме.
Первая серия Остинов заказанных Россией в Англии не имела даже намёка на второе место. Лишь во второй серии, воспользовавшись значительным пустым пространством в корме, непосредственно в войсках стали переделывать машина под второго водителя. И с августа 1915 года, броневики всё чаще шли в бой "задом наперёд". И с 16 года года, второе место в корме стало обязательным для всех новых бронемашин.
Разумеется, российские офицеры первыми столкнулись на практике с понятием "танкодоступная местность". Поэтому наибольшее количество броневиков применялось на австрийском фронте. В относительно сухой местности карпатских предгорий с прочной каменистой почвой. Здесь при "боевой работе", броневики двигались параллельно или немного вкось к линии вражеских окопов, поливая из тяжёлых "максимов", всё что шевелится, давая этим самым своей пехоте возможность быстро преодолеть ничейную полосу и заняться колючей проволокой. Конструкция пулемёта с водяным охлаждением ствола, позволяла заливать врага непрерывными очередями по 150-200 выстрелов зараз. Буквально свинцовый шквал. А возимый боезапас патронов почти всегда начинался от 2-3000 патронов и до 6000.
Для глубоких прорывов такие броневики были малопригодны. В основном в глубокие рейды - на 15-20-25 километров уходила конница, которую изредка сопровождали и поддерживали лёгкие броневики.
Не было богатого опыта глубоких рейдов на бронеавтомобилях и в масштабной маневренной Гражданской войне. Белые части были немногочисленны и почти не имели бронесил, и поэтому глубоких охватов просто не могли осуществлять. Красные, имея в достатке силы и броневики с кавалерией, не умели делать глубокие охваты, не понимая сути тактических маневров - вот-же противник! прямо перед нами, зачем куда-то на фланг ехать? впердэватакЭЭ! маршмарш!.
Ижорский "собачий ящик", на шасси Форд-Тимкент. 1930г.
Наверное, пуск крупных автозаводов ЗИС и НАЗ (Нижегородский Авто завод, будущий ГАЗ) был воспринят в высоких военных кабинетах, как хороший знак. Ща как понаделаем дешовых и мощных броневиков!!
Ага... Аж три раза. Построить даже плохонький броневик оказалось совсем не так просто как думалось.
Негласный девиз советских броневиков - всегда вперёд. Место заднего мехвода отсутствовало. Видимо как вредительское.
18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
Однако текст документа найти не удалось. Что конкретно требовалось от системы авто-танкового вооружения, можно определить только косвенно. по результатам работ.
А результаты такие. Кроме уже описанных лёгких колесных танкеток предполагалось строительство 4-х бронеавтомобилей, 2 из них среднего класса. В период 30-31 года, на рассмотрение комиссии от "Управление по механизации и моторизации РККА (УММ РККА)" было представлено три машины.
Ижорский броневик на фото выше.
Д-13 Дыренкова. На шасси Форд-Тимкент.
Д-9 Дыренкова. На шасси Мореланд.
Все три машины представляли собой незавершённые макеты, листы 4-8мм обычной стали были даже не до конца проварены сваркой. Оружие было только в виде макетов. Предполагалось вооружение из пока несуществующих 20мм автопушки или 37 мм новой танковой пушки с полуавтоматическим затвором.
Ижорская машина была оснащена башней от танка МС-1. Так как своя башня не была готова. Дыренковские машины несли подвижные макеты башни. Практически без внутреннего оснащения. Все машины были лишены обычного на российских БА заднего места механика-водителя.
Ни конструкторы, ни заказчики-военные уже не понимали функционал этого места. Так как старые военспецы российской армии, имевшие опыт использования бронесил, уже почти поголовно ушли из армии. Рабоче-крестьяне, пришедшие им на смену, слабо представляли что и как и для чего.
Машины Дыренкова отличала необычная деталь конструкции - сдвоенные скаты на колесах, разного диаметра.
По дороге с прочным покрытием машина двигалась на крайних скатах, большего диаметра. На слабом грунте, машина проседала на все колеса, чем увеличивалась проходимость.
Идея сходная с тем что задумывал ещё Пороховщиков.
На первый взгляд оригинальная и перспективная. А на второй, незрелая и дефективная. Последнее в прямом смысле.
У такой схемы имелись существенные недостатки. Снижался угол поворота передних колес. И радиус поворота возрастал неимоверно. Кроме того увеличивалась нагрузка на слабую переднюю ось. Не рассчитанную для такого издевательства.
Впрочем все машины обладали кучей других существенных недостатков. Во первых - эргономика. Очень тесное внутреннее пространство, заставляло экипаж принимать самые неудобные позы. И поездка более 4 часов в такой позе, надолго выводила экипаж из строя. С этим недостатком к слову, так и не научились справляться.
Поза водителя в Зис-43, полугусеничном бронеавтомобиле ленинградской разработки в 42-43 годах.
Кроме того, тяжёлая и громоздкая бронекоробка с башней, значительно поднимала центр тяжести машины. И она легко ложилась на бок при крутом повороте или на пересечённой местности, угодив колесом в ямку или наехав на кочку. Слабые моторы машин - 40 л.с. Форд-Тимкент, и 55 л.с. у Мореланд, сделали машины крайне тихоходными - до 39 км\ч на ровном шоссе. О скорости на местности в бою, даже и упоминать неудобно. Хорошо если от пешего пехотинца не отставали.
Боевая масса тяжёлого Д-9 на шасси „Мореланд“ 7 т.
Средний Д-13 - 4,25 т. Видимо максимальная толщина брони - 8 мм. На момент выхода машин на полигон, это было уже критически мало. А спустя всего 5 лет - практически можно считать отсутствующей. Была заказана серия Д-13 в 10 штук. С машины убрали не оправдавшую себя зенитную турель. Но это мало помогло. Центр тяжести всё равно находился слишком высоко, грозя опрокидыванием машины в поворотах.
В 32м году с Дыренковым прекратили сотрудничать. Долго считалось что он погиб в авто-аварии. Но всё таки правда вылезла - расстрелян в 37 году.
БА-И
В итоге работы по средним броневикам сосредоточились на Ижорском заводе.
Машина была капитальной переработкой предыдущего "собачьего ящика". Было использовано шасси трёхосного грузовика ФОРД\НАЗ - ААА.
Корпус под башней сделали значительно ниже, одновременно поставив задние плиты "пирамидой". Это чуть-чуть увеличило бронестойкость 8мм листов. Впрочем против 12.7мм и 13.2мм пуль потивотанковых ружей и пулемётов это было уже бесполезно. Но немного защищало от остроконечных пуль, которые в 30-х годах повсеместно пришли на смену старым свинцовым круглоголовым.
Кстати - в 30-х годах были изобретены роторно-конвейерные станки для изготовления патронов. Производство патронов резко возросло и так-же резко подешевело. Правда один такой станок стоил как две патронные фабрики...
Но при этом заменял три-четыре фабрики.
Снижение высоты стенок корпуса позволило съэкономить на массе корпуса. Что увеличило устойчивость машины на поворотах или в движении по косогору. Этому-же способствовало уменьшение размеров башни.
Боевая масса - 3,86т. Мощность двигателя - 40л.с. Скорость по шоссе - 75км/ч. Но на местности, едва достигала 29 км\ч.
"Успешное" совмещение бронекорпуса и шасси полуторки, вскружило голову советскому командованию. Казалось - нашлась альтернатива дорогим и сложным гусеничным танкам.
На 1933 год планировали получить 2500 новых бронеавтомобилей. Для сравнения - новых 2х башенных Т-26 за 31-32 год сделали 1040 штук. Танков БТ-2, произвели 396 штук.
По всей видимости предполагалось если не полностью отказаться от танков в пользу пушечных бронеавтомобилей, то уж наверняка создать серьёзную альтернативу.
В реальности же из-за нехватки оборудования, производственных площадей и рабочих, а также солидной задержки с поступлением чертежей, завод до конца 1932 года вообще не смог приступить к производству броневиков. При разработке производственного плана на 1933 год «наполеоновскую» цифру 2500 машин, скорректировали до куда более скромных 400, из которых 300 единиц составляли БА-И, а остальные 100 — лёгкие ФАИ. Но даже это количество бронеавтомобилей Выксунский завод ДРО не осилил.
Армия в итоге получила всего 60 лёгких броневиков Д-8\12, десяток средних Д-13 и 110 средних БА-И. Ни один ФА-И в 32 году сделан не был.
Samochód pancerny wz.28
Польский броневик французской постройки. 90 штук в период 1928-29 годов.
Масса - 2.3 тонны. Броня - 8 мм. Мотор - 20 л.с. Скорость 30-40 км\ч., на шоссе и 20-25 км\ч., на местности.
Вооружение либо 37мм пушка "Пюто", либо пулемёт "Гочкис" винтовочного калибра.
В середине 30-х годов из-за изношенности и общей ненадёжности гусеничного движителя, машины переставили на колесный ход.
Rolls-Royce Armored Car 1924 Pattern Mark I.
Основной британский средний бронеавтомобиль. Масса - 4.86 тонны. Двигатель 60-105 л.с., скорость до 95 км\ч. Броня - 8 мм. Вооружение 1 пулемёт "Виккерс", пулемёт защищался кожухом из тонкой брони.
Изготовлено 24 штуки.
Lanchester 6×4 D1E1.
Средний бронеавтомобиль. Англия. 1928-31 годы.
Масса - 7 тонн. Броня 9мм. Двигатель 90 л.с. Скорость 72 км\ч (30 миль) на шоссе. Вооружение 2 "Виккерс" винтовочного калибра. и один "Виккерс" калибра 12.7мм.
Изготовлено 30 штук.
Как все британские броневики, машина имела сзади небольшую грузовую площадку и люк в задней стенке выходящий на эту площадку.
Тяжелый бронеавтомобиль Виккерс-Гай 1929 г.
По настоящему тяжёлый бронеавтомобиль. Масса - 8.75\9.25 тонн. Броня 8-11мм. Двигатель 75 л.с. Вооружение 2 пулемёта "Виккерс" винтовочного калибра, в башне-пагоде.
Сделано 10-12 штук.
PA-II «Zelva». 1924г.
Чехословакия. Масса - 7.36 тонны. Броня 5.5мм. Двигатель - 70 л.с. Скорость до 70 км\ч. Машина полноприводная. Так что при движении на местности не испытывала особых сложностей. Вооружение 4 "Шварцлозе" винтовочного калибра.
Сделано 14 штук. В течении 10 лет было поштучно сделано 2-3 единичных вариантов броневика с пушечным вооружением и с другой формой корпуса.
Daimler DZVR 21. 1921-24 годы.
Самый страшный германский броневик 20-х. Масса 10-11 тонн. Броня 8-12мм. Двигатель - 90-100 л.с. Полноприводный. Вооружение - 2 пулемёта МГ-08.
Полицейский городской броневик. Мог нести внутри 5-9 человек десанта для зачистки местности. Широко применялся для подавления комунистических мятежей по всей стране. Разными фирмами было сделано около 90 таких броневиков. Для военных целей не годился совсем. И с приходом к власти Гитлера, был заменён другой бронетехникой.
Но об этом в следующий раз.
Ну вот собственно и все самые главные противники Красной армии в период 30-33 годов. Дальше пойдёт немного интереснее.
На этом сегодня всё. Продолжение следует.
Ещё немного разного здесь:
Спасибо за просмотры, лайки и подписки. Не забывайте комментировать и говорить что Вам интересно!