Найти в Дзене
Сергей Афанасьев

ЗИЛ-112С. Спорткар по-советски

Сегодня сложно представить, как страна развитого социализма смогла создать спортивный автомобиль. Ладно бы ракету, станок или трактор, а тут — спорткар. Но дело в том, что "оттепель" подарила не только развенчание культа личности, демократические веяния в советском обществе и всплеск культурной жизни. Это был ещё и период технологических прорывов. И одним из свершений стало появление спортивного автомобиля ЗИЛ-112С. Особо ценно то, что это полностью самостоятельный продукт советских инженеров. Его создали вопреки всему на Заводе имени Лихачёва — предприятии, которое выпускало правительственные лимузины для коммунистических вождей.

В начале

До появления ЗИЛ-112С был очень долгий и трудный путь. Ещё до войны был создан пробный ЗИС-101А-Спорт. Этот проект возник исключительно благодаря энтузиазму нескольких молодых инженеров из КБ экспериментального цеха ЗИС. Была взята база от правительственного ЗИС-101. Двигатель V8 прокачали, нарастив ему мощность до 141 л. с. В итоге получился эффектный родстер со скоростью до 160 км/ч.

Далее началась Великая Отечественная война, и спорткары отошли далеко на второй план. После победы страна начала стремительно восстанавливаться, включая автомобильную промышленность. Уже с конца 40-х в СССР начинается своеобразный бум разработки спортивных авто. И, как это происходило в то время, по распоряжению из Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. В этот период ЗИС идёт в авангарде. Наработки ЗИС-101А не были заброшены, на предприятии создаётся лаборатория скоростных автомобилей экспериментального цеха.

Спортивное поколение

Сразу нужно сказать, что не было цели разрабатывать гоночные болиды. Скорее, это были экспериментальные авто для выяснения характеристик узлов правительственных лимузинов, на базе которых они создавались, — насколько они прочны при экстремальных нагрузках. Но, учитывая советскую манию рекордов, они стали использоваться ещё и как гоночные.

В лаборатории разрабатывают целое семейство спортивных ЗИС-112. Примечателен первый из них, который был сделан на базе ЗИС-110 и получил очень футуристический дизайн, чем-то напоминающий космический корабль.

Первый авангардный вариант ЗИС-112
Первый авангардный вариант ЗИС-112

Со временем Советский Союз всё больше затягивался в гоночный азарт, и спортивным характеристикам уделяли всё больше внимания. У первых авто было много недостатков: да, стоял прокачанный сильный двигатель на 182 л. с. и способный гнать до 200 км/ч, но вес спорткаров был очень большой, и длинная колёсная база. Поэтому, учтя многие ошибки, следующие серии будут более продуманными. Выходят модели ЗИС-112-1, 112-2, 112-3, ЗИЛ-112-4, ЗИЛ-112-5 и ЗИЛ-112-6.

Появление героя

Вершиной этой колоссальной работы, многих проб и ошибок станет создание ЗИЛ-112С. Разработка была начата в 1957 году, а постройка была закончена в 1961 году. В этот же год, осенью, автомобиль принял участие в гонках.

1963–1965 годы стали триумфальными для ЗИЛ-112С. Автомобиль установил пять всесоюзных рекордов. В 1965 году гонщик Геннадий Жарков на этой машине стал чемпионом СССР, подтвердив спортивные качества автомобиля.

Технические данные

Технические решения, применённые в ЗИЛ-112С, были поистине революционными для советского автопрома. Двигатель V8 объёмом 6 литров развивал мощность 240 лошадиных сил, а более мощная версия с объёмом 6,95 литра выдавала впечатляющие 300 лошадиных сил. Автомобиль оснащался дисковыми тормозами, самоблокирующимся дифференциалом и задней подвеской типа «Де Дион» — впервые в советском автомобильном спорте.

Кузов из стеклопластика и съёмное рулевое колесо делали машину лёгкой и манёвренной. При весе всего 1330 кг автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 9 секунд, а его максимальная скорость достигала 230 км/ч.

-5

Итог

Сегодня единственный сохранившийся экземпляр этого легендарного автомобиля можно увидеть в Рижском мотормузее. ЗИЛ-112С навсегда вошёл в историю как один из самых ярких представителей советского автоспорта.

Очень жаль, что СССР не запустил автомобиль в серийное производство. В это трудно поверить, но советский спорткар мог стать конкурентом зарубежных фирм. Было изготовлено всего два экземпляра… Вся трагедия в том, что автомобиль серийным так и не стал…

Всем спасибо за внимание! Подписывайтесь, ставьте лайк, пишите в комментариях, что думаете об этом советском спорткаре?