В ПОМОЩЬ ИНТЕРЕСУЮЩИМСЯ СУЩНОСТЬЮ УСТРОЙСТВ
Рубрика: Авто-Азбука
ЧТО ТАКОЕ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Предложи кому поездить на автомобиле без тормозов – подумают, что ты не нормальный. Но на практике то это сплошь и рядом.
Мы как-то забываем, что тормозная система автомобиля, это единый и неделимый механизм. И он включает в себя несколько подсистем: рабочую, запасную, стояночную и вспомогательную. В совокупности они и есть тормоз автомобиля.
Каждая из них имеет свое предназначение: рабочая – для длительного применения в целях снижения скорости автомобиля и его остановки, запасная – для экстренного торможения в случае выхода из строя рабочих тормозов, стояночная – для длительного удержания автомобиля неподвижным, вспомогательная – для длительного использования в целях уменьшения нагрузки на рабочие тормоза, например, на затяжных спусках.
Но у многих из нас укоренилось свое понимание термина «исправные тормоза». Под ним понимается, как правило, только то, что мы давим ногой в салоне автомобиля. Т.е. 100%-но признаем только рабочую тормозную систему. Отношение к остальным складывается по остаточному принципу: работает - хорошо, а нет – наладим, но… потом.
А, вместе с тем, роль и значение остальных тормозных систем не менее значима, что и первой. Более того, неисправность одного из них означает, что у автомобиля в целом не исправны тормоза и не важно какой из них не работает.
На это напрямую указывают Правила дорожного движения (ПДД) и Технический регламент таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Они запрещают эксплуатацию транспортных средств с неисправными тормозами.
КАК УСТРОЕНА ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
На практике важно самому научиться определять техническое состояние тормозов своего автомобиля. Это позволит избежать не приятных сюрпризов на дороге. И делать это необходимо не время от времени, а перед каждым выездом автомобиля.
Чтобы правильно оценить состояние тормозов, необходимо иметь, хотя бы, общее представление о их устройстве. Остановимся на этом поподробнее.
Под тормозной системой подразумевается совокупность конструктивных элементов, предназначенных для постепенного замедления или остановки движущегося транспортного средства (ТС) или для обеспечения его неподвижности во время стоянки.
Эта система в целом и каждая из ее подсистем в отдельности состоят из органа управления, привода и непосредственно исполнительного механизма - тормоза.
РАБОЧАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Рабочая тормозная система - это единый самостоятельный и самодостаточный механизм управления транспортным средством. Он действует на все колеса ТС от одного органа управления (кроме ТС категории (L₁ - L₄) – мото транспорт).
Привод тормозов может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, электрическим или гибридным.
Сам исполнительный механизм (тормоз) может быть фрикционным, электрическим или гидравлическим.
Для автомобилей, о которых мы сейчас говорим, наибольшее распространение получили следующие типы рабочих тормозных механизмов: орган управления – педаль тормоза, привод – гидравлический или пневматический, тормоз – фрикционный.
ЗАПАСНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Запасная тормозная система, как правило, не самостоятельный механизм управления транспортным средством. Чаще (для автомобилей) он конструктивно совмещен с рабочей тормозной системой, реже (для 3-х колесных транспортных средств), кроме этого, с ручным тормозом.
В автомобилях ее функцию выполняет один из контуров рабочей тормозной системы, т.е. в случае выхода из строя одного из них – торможение происходит вторым контуром.
СТОЯНОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Стояночная тормозная система или проще говоря «ручник» – может быть полностью или частично самостоятельным механизмом управления транспортным средством. В обоих случаях (кроме категорий L₁ и L₃) ее орган управления (рычаг или педаль ручника) и привод (трос, рычаги и т.д.) не зависят от органа управления и привода рабочей тормозной системы. А вот исполнительный механизм (колодки, барабаны или диски), в первом случае это самостоятельные конструктивные элементы, а во-втором, может быть объединен с рабочей тормозной системой.
Орган управления стояночной тормозной системой в обязательном порядке предусматривает в своей конструкции стопорный механизм для его фиксации в заторможенном состоянии (кнопка на рычаге) и сохраняет такое положение транспортного средства только механическим путем.
Стояночный тормоз затормаживает все колеса, по крайней мере, одной из осей транспортного средства.
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Вспомогательная тормозная система может быть как самостоятельной, так и комбинированной. Ее порой называют «горный тормоз», но в специальном исполнении ею оборудуются не все транспортные средства.
Распространенным способом ее повседневного применения является торможение двигателем при отпущенной педали «газа» и включенной передаче в МКПП. А в сочетании с управляемой заслонкой, перекрывающей выпускной тракт двигателя, для создания дополнительного сопротивления вращению коленвала – получаем настоящий горный тормоз.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТОРМОЗНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ
В современных автомобилях, кроме вышеперечисленных, имеется и ряд других тормозных подсистем, например, таких, как: ABS – антиблокировочная система, HDC – система движения под гору, ESP – система электронной стабилизации курсовой устойчивости, EBA – система помощи при торможении и т.п.
Но они, как правило, не самостоятельные и построены как вторичные подсистемы уже имеющихся подсистем. Их органы управления (бортовой компьютер) независимы от других подсистем, а вот привод и непосредственно тормоз едины с ними.
Они включаются в работу либо после их принудительной активации (HDC), либо работают в спящем режиме, т.е. подключаются автоматически в нужное время (ABS, ESP, EBA) и предназначены для облегчения действий водителя в критических ситуациях.
Наличие общего представления о концептуальном устройстве тормозной системы не отменяет необходимости более детального ознакомления с ее реальной конструкцией на Вашем автомобиле. Это позволит более грамотно и, главное, своевременно выявлять неисправности и вовремя принимать меры по их устранению.
Продолжение смотрите здесь.