Найти в Дзене
Клаксон

ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ. НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗОВ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩЕНА ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Оглавление

Как самому научиться определять неисправность тормозов автомобиля

Рубрика: Авто-Азбука

НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ

Техническое состояние тормозной системы автомобиля – ключевой фактор в обеспечении его безопасной эксплуатации. Со временем оно неизбежно ухудшается. Происходит это по разным причинам: износ или поломка деталей, старение материалов, нарушение регулировок и т.д. И это ведет к необходимости постоянного контроля за ней.

Нет такого единожды заданного исходного состояния тормозной системы автомобиля, которое бы позволило нам забыть о необходимости его ежедневного контроля.

Методы и способы, при этом, могут быть разными, но чтобы наша оценка состояния тормозов была объективной, она должна основываться на реальных данных, в основе которых лежат два фактора: знание конструкции тормозной системы автомобиля и тех требований, которым она должна отвечать.

Конструкция тормозной системы каждого автомобиля индивидуальна. Ее знание – первый шаг на пути его грамотной эксплуатации. Но, вне зависимости от индивидуальных особенностей, все тормозные системы транспортных средств, включая автомобили, имеют единую концепцию построения, зная которую легче понять все остальное.

Тормозная система автомобиля – это единый механизм, который включает в себя рабочую, запасную, стояночную и вспомогательную тормозные подсистемы. Каждая из них имеет свое предназначение: рабочая – для снижения скорости автомобиля и его остановки, запасная – для экстренного торможения в случае выхода из строя рабочих тормозов, стояночная – для длительного удержания автомобиля в неподвижном состоянии, вспомогательная – для использования в целях уменьшения нагрузки на рабочие тормоза, например, на затяжных спусках.

Эта система в целом и каждая из ее подсистем в отдельности состоят из органа управления (педаль),привода (гидро-, пневмо-, электро-) и непосредственно исполнительного механизма – тормоза (колодки, диски, барабан).

Более подробно об этом можно посмотреть здесь, чтобы правильно позиционировать свою конструкцию на все вышесказанное.

Тормозные системы могут иметь различные неисправности. Для нас важно выделить из них те, при которых эксплуатация транспорта становиться невозможной из-за угрозы снижения порога безопасности движения.

-2

Учитывая важность этого вопроса, перечень основных неисправностей тормозных систем, при наличии которых эксплуатация транспортных средств запрещена, сведены в единый нормативно правовой документ – Правила дорожного движения. Они экстерриториальны, т.е. едины для всех участников дорожного движения и действуют на всей территории страны.

Кроме того, критерии оценки исправности тормозных систем и методы их проверки закреплены в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Попробуем разобраться в этом. Речь в данной статье будем вести не о всех типах транспортных средств, а только категорий M₁ (легковые автомобили), M₂ и M₃ (автобусы с максимальной массой до и более 5 т, соответственно) и N₁, N₂и N₃ (грузовые автомобили с максимальной массой до 3,5т, до 12 и более 12 т, соответственно).

Для простоты понимания разобьем все неисправности по основным типам тормозных систем и соберем их в отдельные группы.

И так, эксплуатация транспортных средств (автомобилей) запрещена в следующих случаях:

НЕИСПРАВНА РАБОЧАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Рабочая тормозная система является наиболее нагруженной из всех имеющихся на автомобиле. От сюда ее значимость.

Оценка ее исправности производится по двум показателям: эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении.

Проверку можно провести либо в специализированном сервисе на роликовом стенде, либо в дорожных условиях.

-3

При проверке на стенде, критерием оценки эффективности торможения является удельная тормозная сила - это безразмерный показатель, показывающий какая величина тормозной силы приходится на единицу массы транспортного средства.

Она определяется отдельно для каждого колеса и не должна быть меньше нормативного значения: не менее 0,5 - для легковых автомобилей и автобусов (категории М₁, М₂ и М₃) и не менее 0,45 для грузовых автомобилей (категории N₁. N₂ и N₃).

При этом устойчивость транспортного средства при торможении оценивают по относительной разности тормозных сил колес одной оси. Она не должна быть более 20 и 25% для дисковых и барабанных тормозных механизмов, соответственно, иначе автомобиль будет «уводить» на дороге при торможении.

При проверке в дорожных условиях, критерием эффективности торможения является тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль от момента начала торможения (срабатывания тормоза) до полной остановки при начальной скорости 40 км/ч.

-4

Его величина нормируется для каждой категории транспортных средств. В частности, для автомобилей всех категорий M и N (легковые, автобусы и грузовые) она должна быть не более 16,6 м, 18,6 м и 20,0 м, соответственно.

При этом устойчивость транспортного средства оценивают по ширине коридора, за пределы которого оно ни одной своей частью не должно выходить на отрезке торможения. Его величина должна быть не более 3 м.

В реальных условиях для оценки безопасной дистанции при торможении используется не тормозной, а остановочный путь – это общее расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения препятствия до полной остановки. Он больше по величине, т.к. включает в себя пройденное расстояние за время реакции водителя (1-2 сек), время срабатывания привода (0,2-0,6 сек) и сам тормозной путь.

С небольшим допущением, можно сказать, что остановочный путь автомобиля с исправным рабочим тормозом и на сухом асфальте равен примерно половине скорости его движения. От сюда правило: безопасная дистанция в метрах до впереди идущего транспортного средства, должна составлять не менее половины скорости движения Вашего автомобиля: так при 50 км/ч это 25 м, а при 100 км/ч уже 50 м.

Для получения хотя бы общего представления о состоянии рабочих тормозов Вашего автомобиля, можно, без особых претензий на точность, проделать его проверку в дорожных условиях самостоятельно.

Для этого необходимо выровнять давление в шинах, найти горизонтальный без боковых уклонов ровный пустынный сухой асфальтированный участок дороги, разогнать автомобиль до 40 км/ч , резко затормозить и замерить тормозной путь. А затем сравнить его с нормативным показателем.

При этом устойчивость автомобиля можно оценить по его «уводу», если слегка ослабить руль в руках во время торможения.

Полученные результаты могут стать основанием для углубленного поиска и устранения неисправностей рабочей тормозной системы Вашего автомобиля.

НЕИСПРАВНА ЗАПАСНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Запасная тормозная система автомобилей, как правило, объединена с рабочей. Поэтому проверку на ее исправность проходят только те транспортные средства, у которых она снабжена независимым от других тормозных систем органом управления, что позволяет привести ее в действие независимо от них.

В их число подпадают только транспортные средства категорий M₂, M₃ (автобусы) и N₂, N₃ (грузовые).

Оценка исправности запасной тормозной системы производится по одному показателю - эффективности торможения.

Проверка производится, по аналогии с рабочей тормозной системой - на стенде, или в дорожных условиях.

На стенде критерием эффективности торможения является так же удельная тормозная сила. Ее величина должна быть: не менее 0,25 и 0,22, соответственно, для автобусов M₂, M₃ и грузовых N₂, N₃.

В дорожных условиях – тормозной путь должен быть не более 30,6 м и 34 м, соответственно, для автобусов М₂, М₃ и грузовых N₂, N₃.

-5

Из сравнения цифр видно, что эффективность запасной тормозной системы, как минимум, в 1,5 раза ниже рабочей. А это значит, что безопасную дистанцию при движении по дорогам надо увеличивать, как минимум, в эти 1,5 раза в аварийной ситуации.

НЕИСПРАВНА СТОЯНОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Исправность стояночной тормозной системы оценивается по эффективности торможения.

При проверке на стенде критерием ее эффективности является удельная тормозная сила, величина которой должна быть не менее 0,16 при проверке с технически допустимой максимальной массой транспортного средства для всех категорий M и N.

При проверке в дорожных условиях проверяется возможность удержания транспортного средства в неподвижном состоянии на опорной поверхности с определенным уклоном, при чем, как вперед, так и назад.

-6

Его величина должна быть не менее: (16±1)% - для всех транспортных средств категорий M и N при проверке их с допустимой максимальной массой, а при проверке со снаряженной массой - не менее (23±1)% для транспортных средств всех категорий М (легковые и автобусы) и (31±1)% для транспортных средств всех категорий N (грузовые).

При этом нормируется усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системой для приведения ее в действие: для ручного привода (40 кгс) - для легковых автомобилей и (60 кгс) - для всех остальных, а при ножном приводе, соответственно, - (50 кгс) и - (70 кгс).

Чтобы самостоятельно сделать такую проверку нужно еще постараться найти такие уклоны. Разве что съезды с эстакад. Что бы облегчить поиск необходимого уклона проще перевести [%] в [град]. Тогда любым угломером можно измерить его величину. Уклон 16% соответствует углу 9⁰, а 23% это 13⁰ и 31% равен 17⁰.

НЕИСПРАВЕН ПРИВОД

Эксплуатация всех категорий транспортных средств запрещена при наличии неисправностей тормозного привода, либо внесения несогласованных изменений в его конструкцию.

К неисправностям относятся: трещины деталей тормозного привода или их деформация, нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического привода, а так же если имеется утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер. Кроме того, если повреждены трубопроводы и тормозные шланги (перегибы, трещины, надрывы, надрезы или разрывы).

Изменения конструкции привода недопустимы в принципе и даже те, которые, на первый взгляд, казалось-бы улучшают его.

ПРОЧИЕ НЕИСПРАВНОСТИ

Эксплуатация всех категорий транспортных средств запрещена если:

- комплектация его тормозной системы не соответствует заводской документации.

В частности, если демонтирован регулятор тормозных сил или конструктивные элементы ABS не закреплены, отсоединены или имеют видимые повреждения, а так же, если индикатор на панели управления сигнализирует о ее неисправности.

- неисправны средства сигнализации и контроля тормозных систем, включая манометры (расположены на щитке приборов).

- неисправен фиксатор органа управления стояночной тормозной системой (кнопка ручника).

Столь категоричные требования к техническому состоянию тормозных систем обусловлены их важностью для обеспечения безопасности движения транспортных средств. Поэтому не стоит пренебрегать ими.

Охватить самостоятельно все вышеперечисленные неисправности возможно только водителю с большим стажем и то не каждому. Новичку – не обойтись без квалифицированной помощи специалиста. Но оно стоит того, т.к. исправность тормозов – залог нашей с Вами безаварийной езды.

Всем – безопасного тормозного пути!