Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Техномания: Могут ли технологии развиваться на базе магического мышления

Есть мнение, что всякая достаточно развитая технология неотличима от магии. Это мнение Артура Кларка, и тем не менее, оно ложно. И что-то общее с этим мнением имеет заданный мне в комментариях вопрос: сможет ли общество, при условии сохранения магического образа мышления, открыть земледелие, бронзу, а в перспективе и технологии межзвёздных перелётов.

-2

И этот вопрос может быть непонятен без контекста, раскрывавшегося в некоторых предыдущих публикациях. Контекст же таков: разум начинается с вопроса «почему»? Животные способны мыслить: наблюдать, сопоставлять и делать выводы. В частности, они быстро подмечают, что «зелёная кнопка – банан, а красная – электрический шок». Но вопросом, почему это именно так, не задаются…

Причём, это не домыслы, а непосредственно наблюдаемый с тех пор, как с шимпанзе и гориллами удалось наладить контакт с помощью клавиатур и азбуки глухонемых. Если ребёнок, едва научившись говорить, использует обретённую способность чтобы задавать вопросы, то обезьянам при равной способности к анализу информации концепция «почему» непонятна. Вопросов они практически не задают.

Человек же начал задавать вопросы где-то между 300 и 80 тысяч лет назад. Поскольку же спросить, почему идёт дождь, было не у кого, сам же на вопрос и ответил: такова воля духов. Это был универсальный ответ… Но не суть. Упомянутый в комментарии «магический образ мышления», просто образ мышления людей палеолита и мезолита в некой мере сохранившийся у примитивных племён до нового времени и описанный антропологами. Дикарь не видит разницы между добычей огня трением и вызовом дождя танцем. То и другое действия (и третье, и сотое, вообще любые совершаемые им действия) – ритуалы, воздействующие на духов. А уже духи, если всё сделано правильно, разжигают огонь, загоняют мамонта в яму или проливают дождь.

...В неолите магическое мышление сменяется традиционным, – это когда с дождём ещё есть проблемы, но огонь уже добывается без привлечения потусторонних сил. Но это уже не имеет отношения к делу. Вопрос был именно про магическое мышление.

Могут ли технологии развиваться в рамках культуры первобытного анимизма?.. Ну… Они же и до появления магического мышления развивались. На момент появления первых признаков разума человек разумный рубила делать уже умел, а иногда и огнём пользовался. Но ведь и животные способны делать инструменты.

Совершенствование орудий будет происходить даже если вопрос «почему» не встанет. Просто за счёт постепенного накопления наблюдений. Однако, развитие будет идти со скоростью характерной для раннего палеолита. Тем не менее, если без разума, а только руками, можно изготовить рубило, то почему неолитический шлифованный топор нельзя? А медный – почему? А железный?

-3

...Ну, разве что потому что не хватит времени. Развитие от олдувайского чоппера до грушевидного рубила с полностью обработанной сколами поверхностью заняло 3 миллиона лет. И за этот период сменилось несколько видов предков человека. Если такими темпами до атома, да хотя бы до бронзы, – звёзды и планеты столько не живут.

Развитие технологий после появления хотя бы магического мышления, – то есть представлений, пусть и неправильных, о механизмах связывающих причину со следствием, – пошло на пару порядков быстрее. Но тоже – не фонтан. На сколько-то серьёзные достижения рассчитывать можно за время, превышающее время жизни вида позвоночных. Но с высокой вероятностью он породит новые виды.

Если с развитием мышления дело идёт туго, то это должно иметь причины. Неважно какие. Достаточно того, что они есть, а эволюция всегда идёт к повышению приспособленности по пути наименьшего сопротивления. То есть, почему-то и не выросшие и магического мышления люди будут становиться более приспособленными физически. Адаптироваться не орудийным путём к суровым или просто новым для приматов условиям. При этом, кстати, в каких-то случаях способность к изготовлению орудий может быть полностью или частично утрачена. Тут можно вспомнить парантропа, сначала потерявшего клыки, – ибо камень в руке делал их ненужными, – а за клыками и камень, не слишком полезный для добычи листьев.

Водные люди с перепонками на пальцах. Полярные, покрытые тёплой шерстью люди… Всё это весьма фантастично, – захватывает, будоражит воображение. Но представляется маловероятным. Эволюция окольных путей, обычно, не ищет. А разум это, всё-таки, проще, – в лоб и наверняка. Для его получения на уровне наследственности 200-300 тысяч лет назад уже ничего не требовалось переделывать.

...Тем не менее, и магическое мышление, всё-таки, допускает прогресс технологий. Почему, собственно, нет, если совсем недавно кузнец, обрабатывая молотом раскалённый кусок железа, – даже примерно не понимал, что делает? Он ничего не знал ни про примесь углерода в сплаве, ни про её значение. Не знал он и про – подавно – реакцию окисления, – соединение углерода с кислородом. Однако, нужного результата кузнец достигал. Удары кувалды не трактовались им уже как действия ритуальные. Но если бы и трактовались, – если бы определённое их количество требовалось, чтобы умилостивить или изгнать духа, – это ничего бы не изменило на практике. Проковка работала бы по-прежнему. А какие именно – ошибочные – представления у кузнеца будут относительно причин, по которым удары необходимы, значения не имело.

...Медленно, но спустя миллионы лет воображение рисует культуру лютой техномагии творимой техножрецами. Но в данном случае его следует держать на коротком поводке. Жрецы – персонажи уже из другой, не совсем первобытной сказки… Люди профессионально занимающиеся умственным трудом просто не вписываются в картину. Разве эти жрецы не догадаются, что кроме «духов» наблюдаемыми событиям и явлениям могут быть иные объяснения?