Найти в Дзене
Арт с котом

Массовое искусство 16 века: веселые картинки Брейгеля показывают в Москве

В Пушкинском музее 1 июля открылась выставка нидерландской гравюры XVI века «Не только Брейгель». Она дает возможность представить, как в прошлом, до изобретения фотографии и смартфона, распространялись популярные изображения, какие сюжеты и мотивы создатели считали самыми востребованными у широкой публики и как технически создавались эстампы, на которых и спустя почти 500 лет можно все рассмотреть в мельчайших деталях. Центральную часть выставки занимают гравюры, выполненные по рисункам Питера Брейгеля Старшего: они были популярны у современников художника и популярны у нас. В название выставки — громкое, знакомое, привлекающее внимание имя, но на самом деле главный ее герой — другой человек. Это Иероним Кок (1518–1570), создавший в Антерверпене на тот момент крупнейшую в мире мастерскую по производству гравюр. На выставке представлены произведения, вышедшие из издательского дома «На четырех ветрах» — так Кок назвал свое предприятие. Кок воспроизводил работы не только Брейгеля, но и

В Пушкинском музее 1 июля открылась выставка нидерландской гравюры XVI века «Не только Брейгель». Она дает возможность представить, как в прошлом, до изобретения фотографии и смартфона, распространялись популярные изображения, какие сюжеты и мотивы создатели считали самыми востребованными у широкой публики и как технически создавались эстампы, на которых и спустя почти 500 лет можно все рассмотреть в мельчайших деталях.

Центральную часть выставки занимают гравюры, выполненные по рисункам Питера Брейгеля Старшего: они были популярны у современников художника и популярны у нас. В название выставки — громкое, знакомое, привлекающее внимание имя, но на самом деле главный ее герой — другой человек. Это Иероним Кок (1518–1570), создавший в Антерверпене на тот момент крупнейшую в мире мастерскую по производству гравюр. На выставке представлены произведения, вышедшие из издательского дома «На четырех ветрах» — так Кок назвал свое предприятие.

Кок воспроизводил работы не только Брейгеля, но и многих других мастеров — например, Рафаэля и Бронзино (и это способствовало распространению образов и приемов итальянского Возрождения по всей Европе), специально заказывал рисунки разным художникам, а иногда рисовал и гравировал сам.

За два десятилетия издательство Иеронима Кока опубликовало около 1400 произведений графики. Темы — самые разные: от модных итальянских руин до скабрезных картинок в духе Босха.

Когда Иероним Кок организовал свой бизнес, Босха уже не было в живых. Но с его манерой Кок был знаком и, видимо, познакомил с ней Питера Брейгеля. когда тот, в начале своего творческого пути, пришел работать в его издательство. Познакомил — и заказал что-то похожее. На выставке представлены гравюры Брейгеля, которые очень напоминают населенные фантастическими, потусторонними существами картины и рисунки Босха.

Босх посвятил много времени и сил детальному изображению человеческих грехов и пороков на своих картинах — Брейгель занялся тем же и мыслил при этом так же, как это делал Босх: предполагают, что чудовища вдохновлены фольклорными образами, а иногда абсурдные ситуации и персонажи представляют собой народные выражения, которые просто взяли и проиллюстрировали буквально (вспомните картину Брейгеля «Нидерландские пословицы» — там все построено на методе буквального иллюстрирования).

Как и у Босха, на гравюрах Брейгеля часто появляются животные: иногда реалистичные, а иногда они — лишь основа для образов фантастических существ.

Д. Корнхерт, М. Хемскерк. Триумф Давида из серии «Триумф терпения». Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Д. Корнхерт, М. Хемскерк. Триумф Давида из серии «Триумф терпения». Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

К выставке подготовлены проекты образовательной и инклюзивной программ. В тактильной зоне можно будет «рассмотреть» наощупь фрагмент гравюры Брейгеля из серии «Семь смертных грехов». Часть экскурсий и мастер-классов пройдут на жестовом языке.

Гравюра, которую издатель Иероним Кок выполнил сам по своему же рисунку: «Термы Антонина Пия» из серии Римские руины. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Гравюра, которую издатель Иероним Кок выполнил сам по своему же рисунку: «Термы Антонина Пия» из серии Римские руины. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка будет работать до 12 октября 2025 года.

Подписывайтесь на мой канал «Арт с котом» в Телеграме: там кино, стихи и картины с кошками — каждый день :)