Найти в Дзене
Советская авиация

НЕДОЛГИЙ ПЕРИОД УСПЕХА СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ ПЕРЕД ВОЙНОЙ

Продолжаем читать сокращённую версию мемуаров Александра Сергеевича Яковлева «Цель жизни. Записки авиаконструктора». До знакомства со Сталиным на Тушинском аэродроме мое представление о нем как о человеке и руководителе формировалось под впечатлением его редких, но значительных выступлений. Особый интерес для меня, как авиационного конструктора, вызывало отношение Сталина к авиации. От Ильюшина, Поликарпова, Чкалова и Коккинаки, с которыми мы работали на одном заводе, я знал, что он уже тогда проявлял к ней внимание. Они делились своими впечатлениями от встреч со Сталиным, и я стал записывать их рассказы, а также собирать публикации из газет и книг, посвящённые его отношению к авиации и летчикам. Сергей Владимирович Ильюшин рассказывал, что впервые встретился со Сталиным 5 августа 1933 года, когда его вместе с Ворошиловым и Барановым вызвали на совещание по вопросам морской авиации на дачу к Сталину. Сталин внимательно слушал, задавал точные технические вопросы и поразил Ильюшина своей

Продолжаем читать сокращённую версию мемуаров Александра Сергеевича Яковлева «Цель жизни. Записки авиаконструктора».

Успехи наших авиаторов

До знакомства со Сталиным на Тушинском аэродроме мое представление о нем как о человеке и руководителе формировалось под впечатлением его редких, но значительных выступлений. Особый интерес для меня, как авиационного конструктора, вызывало отношение Сталина к авиации. От Ильюшина, Поликарпова, Чкалова и Коккинаки, с которыми мы работали на одном заводе, я знал, что он уже тогда проявлял к ней внимание. Они делились своими впечатлениями от встреч со Сталиным, и я стал записывать их рассказы, а также собирать публикации из газет и книг, посвящённые его отношению к авиации и летчикам.

Сергей Владимирович Ильюшин рассказывал, что впервые встретился со Сталиным 5 августа 1933 года, когда его вместе с Ворошиловым и Барановым вызвали на совещание по вопросам морской авиации на дачу к Сталину. Сталин внимательно слушал, задавал точные технические вопросы и поразил Ильюшина своей осведомлённостью. После трехчасового обсуждения он предложил всем размяться в саду и сыграть в городки: Сталин и Ворошилов играли против Ильюшина и Баранова. Сталин бил метко, но Ильюшин не уступал, за что Сталин назвал его чемпионом, хотя его команда проиграла. После обеда совещание продолжилось до вечера, и Ильюшин был искренне удивлён тем, как глубоко Сталин разбирается в авиации.

Ещё в 1932 году, когда истребитель И-5 с его скоростью в 280 км/ч вызывал всеобщее восхищение, Сталин, осмотрев машину на Московском центральном аэродроме, сказал: «Это ничего. Но нам нужны не эти самолёты. Надо, чтобы самолет давал 400 километров в час». По словам лётчика-испытателя Коккинаки, все были поражены. Конструкторы сперва растерялись, но вскоре принялись за работу, и уже через полтора года он сам испытывал самолёт, который развивал скорость значительно выше 400 км/ч.

Однажды я попросил Чкалова рассказать подробнее о его первой встрече со Сталиным 2 мая 1935 года, которую сам наблюдал лишь издали. Чкалов, всё ещё под впечатлением, вспоминал, как приезд Сталина, Ворошилова и Орджоникидзе оказался для него неожиданным. Сталин подошёл, крепко пожал руку, расспрашивал о любимом истребителе И-16 и испытаниях. Услышав, что Чкалов не пользуется парашютом, чтобы сохранить ценные опытные машины, Сталин строго заметил, что его жизнь дороже любой машины и парашютом надо обязательно пользоваться. После этого Чкалову предложили показать фигурный полёт, и он продемонстрировал сложнейшие фигуры с присущим ему изяществом. Увы, к совету Сталина он не прислушался — спустя три года, спасая И-180 Поликарпова с заглохшим мотором, не воспользовался парашютом и погиб.

-2

Гибель парохода «Челюскин» в Ледовитом океане 13 февраля 1934 года потрясла страну — сто человек спаслись, высадившись на льдину, где возник лагерь Шмидта. На помощь вылетели советские лётчики Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов, Доронин, и 5 марта Ляпидевский первым вывез женщин и детей. К 13 апреля спасательная операция завершилась, и герои были встречены с ликованием. Газета «Правда» 14 апреля сообщила о ходатайстве Сталина, Молотова и других о присвоении звания Героя Советского Союза участникам спасения. В июне Москва встретила челюскинцев как национальных героев, на Красной площади прошла демонстрация, а в Кремле состоялся приём, где Сталин сказал, что храбрость, соединённая с организованностью, делает нас непобедимыми.

-3

Весной 1934 года возникла идея перелета из Москвы в США через Северный полюс как символ достижения Арктики, но первая попытка в 1935 году с Леваневским оказалась неудачной. В 1936 году Чкалов, Байдуков и Беляков обратились к Сталину с просьбой разрешить новый полет. На заседании ЦК Сталин сначала подшучивал, говоря, что летчики привыкли рисковать, и советовал лететь по территории СССР, предложив маршрут Москва – Петропавловск-Камчатский. Позже, перед вылетом, в Кремле Чкалов доложил маршрут, объяснив выбор северного варианта, и на вопрос Сталина о готовности к полету ответил с уверенностью, на что тот сказал: «Хорошо, пусть будет по-вашему».

В канун старта Чкалов с Байдуковым и Беляковым сообщили авиационному начальству о вылете, но получили отказ из-за прогноза. Чкалов настаивал, и, когда сообщили Сталину, тот сказал: «Чкалов лучше знает, какая ему нужна погода!» Вылет разрешили. Полет прошёл успешно: достигнув Петропавловска-Камчатского, экипаж долетел до острова Удд. Летчики получили поздравительную телеграмму от Сталина, Молотова, Орджоникидзе, Ворошилова и Жданова с предложением о звании Героев Советского Союза и денежной премией. На аэродроме их встречали руководители страны, обнимали, целовали. Сталин спросил Чкалова, чего бы ему хотелось. «Еще разок полететь… куда-нибудь подальше», – ответил он.

-4

Чкалов при каждом случае напоминал Сталину о своей мечте – перелёте в США через Северный полюс. На обсуждении в ЦК Сталин поинтересовался, как будет обеспечена метеоразведка, и, получив уверенный ответ от полярников, дал добро на создание станции на льдине, которую возглавил Папанин. Когда станция успешно заработала, участники получили поздравление от Сталина и Политбюро. 25 мая 1937 года Чкалов и Байдуков снова пришли в Кремль. Сталин выслушал план перелёта и принял положительное решение. В постановлении особо оговаривалась возможность посадки в Канаде при непогоде. Перелёт Чкалова, Байдукова и Белякова прошёл успешно и стал триумфом советской авиации.

-5

Сталин проявлял интерес к созданию бомбардировщика ДБ-3, испытанного Коккинаки весной 1936 года. На параде 1 Мая он произвёл сенсацию, выполнив на тяжёлом двухмоторном самолёте мёртвые петли над Красной площадью, что поразило даже Сталина. На следующий день Ильюшина и Коккинаки пригласили в Кремль, поздравили и приняли решение о запуске ДБ-3 в серию. Главным аргументом стала не фигура высшего пилотажа, а преимущество в скорости над ДБ-2 Туполева — 403 против 343 км/ч. Однако завод тянул с производством, предпочитая уже освоенный ДБ-2. Тогда в ЦК вмешались, на завод прибыла комиссия во главе с Ворошиловым и Орджоникидзе, после чего директора сняли, и выпуск ДБ-3 резко ускорился.

-6

Для проверки дальности полёта Коккинаки с штурманом Бряндинским совершили беспосадочный перелёт Москва – Баку – Москва, после чего Коккинаки доложил о нём в Кремле. Самолёт ДБ-3, впоследствии Ил-4, утвердился как отличный дальний бомбардировщик. В том же году Коккинаки решил побить международный рекорд высоты с нагрузкой, и, представив план Орджоникидзе, был приглашён к Сталину. Тот спросил Молотова и Ворошилова, разрешить ли полёт, и, получив согласие, уточнил: «А сделает?» – «Раз берётся, значит, сделает», – ответил Ворошилов. В 1938 году, накануне беспосадочного перелёта на Дальний Восток, Коккинаки со штурманом Бряндинским представил Сталину карту маршрута и прогноз погоды. Сталин интересовался трассой, особенно близостью к Якутску, и настоял: при малейшей опасности прекратить полёт. Коккинаки выполнил полёт, превзошёл рекорд француза Синьерина, и Международная авиационная федерация зарегистрировала первый международный рекорд СССР.

Успехи советской авиации — спасение челюскинцев, рекордные перелёты, экспедиции и подвиги лётчиков — стали символом зрелости нашей авиационной мысли, промышленности и мужества людей.

-7

Остальные части доступны по ссылке:

Нейрояковлев | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!