Найти в Дзене

«Личи для Чанъаня» (2025), немного истории

Начал смотреть дораму «Личи для Чанъаня» (Дорога Личи, 长安的荔枝) на которую Елена К. уже любезно сделала обзор. Немного своих впечатлений. Эстетика и атмосфера старого Китая династии Тан — самый большой плюс этой дорамы. По большому счету, дорама снята в жанре «исторического соц(иального)реализма». Жизнь простого народа и бытовые проблемы мелких чиновников показаны в самых подробных деталях. Увы, в дораме слабый сюжет. За серию происходит что-то одно, влияющее на ход событий, а остальное время персонажи ходят туда-сюда и ведут беседы о трудностях китайской жизни и превратностях судьбы. К сожалению, из-за разного ритма сцен создателям не удалось добиться «эффекта погружения» в происходящее, и иногда дорама смотрится как документальный фильм. Компания Tencent Video подтверждает свое звание растягивателя дорам ради денег. Дорама снята по одноименному роману Ма Боюна, где нет текста на 35 серий, так что сценаристам пришлось придумывать, чем ее заполнить. Помимо местами ненужного обилия быто
Оглавление

Атмосфера старого Китая и растянутый сюжет

Начал смотреть дораму «Личи для Чанъаня» (Дорога Личи, 长安的荔枝) на которую Елена К. уже любезно сделала обзор. Немного своих впечатлений.

Эстетика и атмосфера старого Китая династии Тан — самый большой плюс этой дорамы. По большому счету, дорама снята в жанре «исторического соц(иального)реализма». Жизнь простого народа и бытовые проблемы мелких чиновников показаны в самых подробных деталях.

Увы, в дораме слабый сюжет. За серию происходит что-то одно, влияющее на ход событий, а остальное время персонажи ходят туда-сюда и ведут беседы о трудностях китайской жизни и превратностях судьбы. К сожалению, из-за разного ритма сцен создателям не удалось добиться «эффекта погружения» в происходящее, и иногда дорама смотрится как документальный фильм.

Шурин героя, актёр Юэ Юнь Пэн, призванный веселить зрителя разговорами.
Шурин героя, актёр Юэ Юнь Пэн, призванный веселить зрителя разговорами.

Компания Tencent Video подтверждает свое звание растягивателя дорам ради денег. Дорама снята по одноименному роману Ма Боюна, где нет текста на 35 серий, так что сценаристам пришлось придумывать, чем ее заполнить. Помимо местами ненужного обилия бытовых сцен, в дораму добавили нового персонажа (актер Юэ Юнь Пэн) в помощь главному, который хоть как-то разбавляет тягучее повествование разговорным юмором. Собственно Юэ Юнь Пэн славиться именно тем, что хорош именно в таком амплуа. Его персонаж добавляет в сюжет ту самую похожесть на гоголевского Ревизора, о чем писала Елена в своем обзоре.

Не поймите меня превратно, дорама достойна просмотра. Но придется запастись изрядной долей терпения, чтобы насладиться и исторической достоверностью деталей, и атмосферой Древнего Китая, и эстетикой периода династии Тан. Не бросайте смотреть при первых признаках скуки, потихоньку сюжет раскачается.

-3

Ну а чтобы были понятны некоторые сцены в дораме, подготовил немного контекста.

Иллюзия продолжения

Событий в дораме начинаются во времена династии Тан, в 13-й год эры Тянь Бао (754 год). В этот год китайский мудрец Лу Юй начал исследовать чай, отправившись в горы Ба Шань, в местечко под названием Ся Чуань. По дороге он собирал чай, пробовал воду, изучал местные чайные обычаи и записывал свои наблюдения.

А через год начнется катастрофическое для династии Тан восстание генерала Ань Лушаня. Атмосферу приближающей беды создатели дорамы постарались передать в противоборстве правого и левого канцлера при полном попустительстве императора Сюань-цзуна.

Многие китайские зрители заметили, что дорама «Личи для Чанъаня» стала как бы продолжением другой дорамы, снятой по одноименному роману Ма Боюна, — «Самый длинный день в Чанъане».

«Самый длинный день в Чанъане» (Chang an shi er shi chen, 2019)
-4

Дорама «Самый длинный день в Чанъане» — полная противоположность по насыщенности сюжета «Личи для Чанъаня». Здесь есть интриги, преступления, террористы, расследования и политические игры. Всё это происходит за десять лет до «Дороги Личи», но Ма Боюн, стремясь показать связь событий, перенес некоторых персонажей из предыдущего романа в новую историю.

В первой серии героиня, одалживающая деньги главному герою, рассказывает грустную историю, произошедшую в «Длинном Дне». Брадобрей с поломанным лезвием оказывается братом погибшего в «Длинном Дне» человека, который и сломал лезвие. В обеих дорамах режиссер и многие актеры те же, хотя они играют другие роли.

Многие зрители считают, что «Самый длинный день в Чанъане» в сюжете значительно превосходит «Дорогу Личи». Так что, если заскучаете на «Личи», посмотрите «День».

-5

Китайские передвижники

Почему-то в некоторых источниках встречается, что в дораме есть что-то из поэмы «Вечная печаль» Бо Цзюйи. Если только имена правителя и его наложницы, не более. История о том, что император приказал доставлять для своей любимой наложницы Ян Гуйфэй свежие личи каждый день за сотни ли — «городская легенда», просто потому, что Ян Гуйфэй любила личи, а Сюань-цзун любил Ян Гуйфэй.

В поэме «Вечная печаль» нет никаких личи, лишь немного о том, как Сюань-цзун хитростью забрал жену у своего подчиненного (и потерял империю), и много о том, что такую любовь не порушит даже смерть.

И, прощаясь, просила еще передать государю такие слова
(Содержалась в них клятва былая одна, два лишь сердца и знало о ней):
"В день седьмой это было, в седьмую луну*, мы в чертог Долголетья пришли.
Мы в глубокую полночь стояли вдвоем, и никто не слыхал наших слов:
Так быть вместе навеки, чтоб нам в небесах птиц четой неразлучной летать.
Так быть вместе навеки, чтоб нам на земле раздвоенною веткой расти!"
Много лет небесам, долговечна земля, но настанет последний их час.
Только эта печаль - бесконечная нить, никогда не прервется в веках.

(*день двух семерок - китайский день влюбленных)

-6

И все же в реалистичном показе того времени незримо присутствует дух Бо Цзюйи. Он принадлежал к немногочисленному сообществу поэтов того времени, кого можно было назвать «китайскими передвижниками» (новые юэфу). Бо Цзюйи, как и русские художники, выступал за сближение с народом. Он писал не только на отвлеченные темы, как предписывала конфуцианская традиция, но и о реальных проблемах простых людей. Его стихи, наполненные острой социальной критикой, сделали его сравнимым с русским поэтом Некрасовым.

Колосья зерном не успели налиться - все они, не созрев, засохли.
Старший сборщик все это знает, но не просит снизить поборы.
За податью рыщет, налоги тянет,чтоб видали его старанье.
Заложены туты, продано поле, внесена тяжелая подать.
Ну, а дальше - одежду и пищу где найдет разоренный крестьянин?
"С наших тел сдирают последний лоскут!
Из наших ртов вырывают последний кусок!
Терзают людей, отбирают добро шакалы и злые волки!
Почему эти крючья-когти, почему эти пилы-зубы
пожирают людское мясо?"

(а по бокам-то все косточки русские)

-7

В дораме показан и настоящий поэт из числа «передвижников». Главного героя из столицы провожает сам Да Фу — легенда поэтического мира эпохи Тан. Его творческая жизнь началась во времена, описанные в дораме, и расцвела в период ужасного восстания Ань Лушаня. Да Фу стал первым поэтом, который писал о страданиях простого народа, заложив основы «новых юэфу».

В дни войны из грозного ненастья
Большинству мужчин не до женитьбы.
Девушки не думают о счастье,
А о том, как сытыми прожить бы.

Да к тому ж — таков обычай местный —
Мужикам трудиться нет охоты, —
А на плечи женщин, как известно,
Все труды ложатся и заботы.

После смерти Да Фу традицию писать о народе продолжил Бо Цзюйи. Но было это намного позднее, чем события в дораме. Да Фу ушел в 770 году, а Бо Цзюйи родился только в 772.

-8

Китайские генерал-губернаторы

И последнее о чем хотелось сегодня - что за такой жетон требует себе наместник Линнань?

Начнем с особенностей Линнань, что буквально означает «К югу от горных хребтов». Провинцию китайцы присоединили к себе со времен Восточного Чжоу (700-200 годы до н.э.) с проживающими там самыми разными народами и народностями. Одним из самых больших был народ «И». Чтобы местные не начали резать друг друга, а заодно и китайцев, при принцессе Тайпин и с подачи ее тяжелой руки в 711 году был создан «Линнань у фу цзинлюэ ши» (специальный корпус для управления народом И) численностью около 15 тыс. мечей.

В 714 году Тибетская империя и император Сюань-цзун попытались заключить мирный договор через брак. Император предложил выдать свою дочь Ли Шоули, принцессу Цзиньчэн, замуж за тибетского правителя Ме Агцома. Однако стороны не смогли договориться, и пограничные конфликты продолжались ежегодно.

-9

В ответ на это император Сюань-цзун создал должность цзедуши — военного губернатора округа Лунъю. Штаб-квартира нового органа власти находилась в месте, где сейчас расположен Хайдун в провинции Цинхай. Цзедуши управлял 12 префектурами, подчиняясь одному военачальнику. Со временем эта система распространилась и на другие регионы империи.

Так что Хэ Юйгуан хотел быть не только наместником Линнань, но и получить жетон «генерал-губернатора», тем самым взять под своё начало все военные гарнизоны округа и таким образом объединив в одном лице и гражданскую, и военную власть. Фактически Линнань стал бы «самостоятельным государством» (условно) под протекторатом Китайской империи.

Кстати, в дораме садом Личи владеет не народ И, а девушка из народности Дунь - А-тун. Очень милая и в ее одежде видны особенности этой немногочисленной народности. Сейчас Дунь в Китае около 2 млн. человек.

Дунь А-Тун
Дунь А-Тун

И как же без ролика. В дораме частенько звучит название танца Ху Сюань, посмотрите, как он на самом деле выглядит.

В планах рассказать о политическом контексте того времени и как император империю на наложницу променял.

А на сегодня все...