В комментариях к предыдущей статье о двух странных буквах мне дали совет лучше писать о редактуре, потому что всякая лингвистика и филология — это не моё. Я могла бы поспорить, но не стала и признала правоту комментатора. И правда, пора возвращаться к основной тематике канала, то есть к разным проблемам текстов как единого смыслового целого.
Главная проблема саморедактуры в отношении к своему тексту
По редактуре написано множество книг, учебных пособий, статей, в них немало полезных и дельных советов. Но проблема этого этапа работы над текстом в том, что универсальных рекомендаций по нему нет. Даже самый дельный совет не всегда работает, потому что тексты разные и по жанру, и по стилю, и по тематике. К тому же каждый автор имеет своё представление о собственном тексте, и своё понимание важного и нужного в нём. Сложно что-либо советовать.
С другой стороны, автор, причём не обязательно начинающий, оставаясь один на один со своим только что написанным текстом, часто испытывает страх и растерянность, не понимая, с какой стороны к нему подступиться. Самое простое решение в этом случае — посмотреть на свой текст как на чужой. Чужие произведения редактировать и критически оценивать легче, чем свои. Это так же как с детьми: чужих воспитывать легче, чем своих, которых любишь и жалеешь больше.
Большинство авторов, перечитывая свой текст сразу после написания, не замечают ошибок, им всё нравится, они буквально любуются своим творчеством. Это хорошо чувствуется по реакции авторов на критические замечания постороннего человека, даже если это профессиональный редактор. И снова у меня ассоциации с родителями: «Кто посмел обидеть мою деточку!» Вот и получается, критически оценить свой текст автор не может. А без этого как редактировать?
Ещё один психологический барьер
У этой проблемы есть и другая сторона. Прежде чем попасть на страницу, текст рождается у нас в голове, где и проходит его первичная редактура. Мы сначала формулируем мысль, корректируем её, крутим и так, и этак. Потом облекаем мысль в словесную форму, подбирая нужные слова, и только когда нас эта форма устраивает, фиксируем мысль на бумаге или на экране монитора. Однако на выходе получается не всегда то, что родилось в голове. И это признают многие авторы. В голове, мол, всё чётко, ясно и красиво, а почитаешь, что написал, в ужасе за эту голову хватаешься.
Но это хорошо, когда собственные ляпы и ошибки замечаются. А часто срабатывает эффект установки, и если в голове всё правильно, то и ошибок в тексте автор может не замечать. Это весьма распространенная беда, причём не только у начинающих писателей.
Есть такое выражение: «глаз замылился», а правильнее сказать: «мозг устал». Он свою работу сделал — обдумал и создал текст, поэтому напрочь отказывается замечать ошибки. Чтобы решить эту проблему, нужно дать мозгу отдохнуть или переключить восприятие «в другой режим».
Как решить эту проблему и не получить ещё одну
Чтобы изменить ракурс восприятия собственного текста, нужно дать ему отлежаться. Это классический совет, который звучит почти во всех пособиях и статьях по саморедактуре. Время «отлеживания» называется разное — от пары дней до пары месяцев, а то и полугода. Такие советы не всегда и не со всеми работают. А иногда работают с точностью «до наоборот» — за полгода интерес к тексту может пропасть, так же как и желание его редактировать.
И, следуя этому совету, можно заполучить ещё одну проблему. В процессе «отлёживания» текст конечно не меняется, но меняемся мы. Мы что-то уже видим иначе, не так, как видели в момент создания произведения; появляются новые интересные мысли, которые в уже написанном материале не отражены. Появляется новый опыт, который влияет не только на восприятие действительности, но и на восприятие своего произведения, причём, иногда концептуально. То есть, взяв текст после «отлёживания», автор решает, что все это уже неактуально и надо писать другое, а это вообще выбросить «на помойку».
Насколько такое решение справедливо? Может, автору виднее? Но ведь в своем произведении он передавал важные для него на тот момент мысли и чувства. Так почему эти мысли и чувства не важны для читателей? Может, стоит дать шанс тому, самому первому варианту текста, который ведь тоже писался с душой? И даже полное переписывание проблемы не решает, этот новый текст тоже нужно будет редактировать.
Так что же делать с «отлёживанием»? Мы помним, что главная его цель — изменить восприятие своего текста. Тут есть два пути. Во-первых, действительно отложить текст, но не надолго, а, например, на неделю. Больше я бы не советовала, из-за той самой проблемы, о которой написано выше. С одной стороны, мы освежим восприятие «замыленного глаза», а с другой — не успеем измениться сами.
Второй путь — технический. Чтобы изменить восприятие своего текста бывает достаточно изменить его шрифт, цвет, формат (например, сделать в формате брошюры). Можно загрузить материал на какую-то интернет-площадку, даже в Google Документы, тогда ракурс восприятия изменится и текст будет восприниматься как чужой, хоть и знакомый. Некоторым помогает прослушивание в формате аудио, которое очень хорошо позволяет выявить речевые ошибки. Орфографические и пунктуационные, к сожалению, таким образом не обнаружишь. Читать потом всё равно придется.
Случается, что у автора нет не только пары месяцев на «отлёживание» текста, но и пары недель — сдавать этот текст нужно было ещё вчера. Тогда второй путь единственно возможный.
Более подробно о секретах создания текста и, в том числе, о редактуре можно прочитать в моей книге «Магия текста». Она есть во всех интернет-магазинах. Следующая статья будет посвящена редактуре логики текста. На мой взгляд, для автора это самое сложное.
P.S. Я долго думала, но всё же приняла решение. Со следующей статьи все материалы, посвящённые работе с текстом, конкретным советам и рекомендациям, будут по платной подписке. Бесплатно на канале тоже останутся статьи, но, в основном, чисто познавательные – по истории русского языка, о приключениях слов, по популярной лингвистике (в которой я «не специалист»). В общем, познавательно-развлекательный материал останется бесплатный. Всё дельное и прикладное — платное.