Найти в Дзене
Мандаринка

Возвращение к истокам

…Воздух был чистым и свежим, наполненный ароматом трав и полевых цветов. Небо было ярко-голубым и прозрачным, без единого облачка. Там, под небесами, летали ласточки, выделывая опасные пируэты. Деревья шелестели зелёной, омытой недавними дождями, листвой. Зарождался новый день…

Алёна шла по тропинке, наслаждаясь каждым мгновеньем этого раннего утра. Она час назад встала с поезда, взяла попутку, которая довезла её до перекрёстка. Отсюда начиналась дорога к деревне, где когда-то жила её любимая бабушка. Вернее, дорога здесь как раз заканчивалась: дальше была разбитая грунтовка, по которой отказывались ездить даже таксисты, не то, что попутки… Поэтому Алёна вот уже около получаса шла коротким путём – по тропинке через лесок – который знала ещё с детства. Впереди виднелась деревня. Она была такой же, какой её запомнила Алёна: уютной, зелёной, приветливой. На пригорке у реки виднелась старая деревянная церквушка… Разве что заборы у некоторых домов ещё больше покосились, да больше стало заброшенных дворов: старики умирали, а молодёжь уезжала в города. Мол, нет здесь перспектив и работы. Хотя в деревне по-прежнему работала сыроварня, а сразу за ней располагался животноводческий комплекс… А недавно открылся ещё и агрокомплекс…

Алёна остановилась у крайнего двора. Сейчас она войдёт в деревню, встретится с теми, кого не видела вот уже несколько лет: она только один раз приезжала сюда после смерти бабушки. А её не стало 5 лет назад… Будет много вопросов, много новостей… Что ж… Алёна была к этому морально готова… Она возвращалась домой…

…- Нет, ты не сделаешь этого! – Наталья Андреевна нахмурилась, – Не сходи с ума! Ты так не поступишь со мной!

- Мам, я уже всё решила! – пожала плечами Алёна, – Заявление написала. Всё будет хорошо, не волнуйся ты так!

- Что будет хорошо?! Ты работала в развивающейся компании с прекрасной зарплатой и перспективами, у тебя здесь, в нашем городе, в областном центре, кстати, если ты не забыла, собственная квартира, пусть и однокомнатная… Ты – молодой специалист с хорошим образованием, к чему и мы с отцом приложили руку… Тебе 26 лет! Всего 26! И ты собираешься всё бросить и уехать в глухую деревню?! Алёна, ты в своём уме?! – Наталья Андреевна повысила голос.

- Да, мам, я в своём уме, – стараясь сохранить спокойствие, проговорила Алёна, – это не сумбурное решение. Я всё хорошо обдумала!

- Что ты обдумала?! – вспыхнула Наталья Андреевна, – Ты в деревне ещё в детстве была! Ты понятия не имеешь о том, какая там жизнь на самом деле! Печь топить дровами нужно, удобства на улице… Огороды летом, а зимой – снега по колена наметает – кому-то нужно убирать! Как ты там сама жить собираешься?!

- Мам, у тебя устарелые представления о жизни в деревне! – рассмеялась Алёна, – Сейчас у большинства и удобства в доме, и отопление газовое, и прочие блага цивилизации… К тому же природа, воздух свежий, овощи и фрукты натуральные…

- Ага! Ещё и корову не забудь завести, чтобы молочко своё было! – фыркнула женщина, – Натуральное! Домашнее – не из магазина! Без ГМО! Я ненавижу эту деревенскую жизнь! Вечная грязь, вечные хлопоты: некогда и отдышаться! Я еле-еле твоего отца из этой деревни вытащила, а теперь ты сама, добровольно, хочешь вернуться туда же!

Алёна грустно улыбнулась. Она прекрасно помнила, как её мама относилась к деревенской жизни. Ещё когда жива была бабушка, мать Аленкиного отца, Наталья Андреевна вынуждена была ездить с ним в деревню помогать свекрови. «Другие на моря ездят, а мы сюда… – ворчала она, – Когда же это всё закончится?! Я хоть раз в жизни на курорт хочу съездить! За границей побывать!..» Алёна помнила причитания матери, её вечно недовольное выражение лица, её брезгливость… Наталья Андреевна кое-как пропалывала грядки, собирала урожай, помогала свекрови закатать банки. К курам или гусям, которых всегда держала бабушка, женщина даже не подходила: брезговала. Тоже касалось и свиней… Хотя мясо, которое они везли из деревни, ела за милую душу… А ещё Наталья Андреевна старалась как можно быстрее уехать домой: не любила ночевать в доме свекрови. Здесь ей всё пахло пылью, хотя постельное было просто белоснежным – это Алёна прекрасно помнила – и менялось перед каждым их приездом. В доме бабушка тоже убиралась каждый раз перед приездом невестки: знала о её брезгливости и чистоплотности. Но Наталье всё равно всё было не так: слишком мягкие перины, слишком накрахмаленные простыни, слишком жарко зимой (бабушка топила печь), слишком душно летом (в доме, естественно, не было кондиционера)… Алёне все претензии матери казались необоснованными. Она обожала спать на мягкой бабушкиной перине под потрескивание дров в печи. Обожала просыпаться летом под крики петухов, пить парное молоко, которое бабушка оставляла ей на столе в кувшине, в прикуску со свежим хлебом, и бежать на речку с друзьями… Любила есть вишни прямо с дерева (мать упала бы в обморок, узнав, что она есть немытые ягоды и фрукты), собирать белый налив в саду, гнать с пастбища корову Зорьку… Любила Алёна помогать бабушке во всём: та всегда её хвалила и жалела. Любила сидеть вечером на лавочке и слушать истории стариков, которые собирались поделиться новостями и поговорить… Любила летние грозы, когда капли дождя падали на сухую, выжженную землю, наполняя её влагой и жизнью… Всё в деревенской жизни нравилось Алёне. Хотя сама она родилась и выросла в городе: Наталья Андреевна, её мать, была из семьи инженеров, которые всю жизнь прожили в городе. Сама она тоже была инженером – династия! А вот отец Алёны приехал в город из деревни учиться в ВУЗе. Там они и познакомились с Наташей… Наталья переманила Кирилла в город. Мать отпустила его, хотя и очень скучала – Кирилл был единственным ребёнком в семье. Отец его погиб в аварии, когда мальчику было всего 4 года. Больше Алёнина бабушка замуж так и не вышла: она любила мужа и осталась ему верна… Алёна у родителей тоже была одна. Однако это был осознанный выбор Натальи: она считала, что лучше дать всё одному ребёнку, чем кое-как обеспечивать 2-3. Хотя жили они неплохо, могли бы обеспечить не одного ребёнка... Кирилл хотел нескольких детей, но спорить с женой было бессмысленно: Наталья быстро стала главой их семьи, подчинив себе более мягкого и покладистого мужа…

Вот и сейчас женщина просто негодовала из-за того, что всё пошло не так, как она планировала.

- Алёна, ты не справишься там одна! В деревне нужен мужчина! Там полно мужской работы: то забор починить, то огород вскопать, то дров наколоть… А ты, между прочим, одна! – не сдавалась Наталья Андреевна.

- Спасибо, что напомнила! – хмыкнула Алёна, – Но я справлюсь! Вот увидишь! Да и наёмных рабочих никто не отменял: бабушке сосед дядя Петя часто помогал, когда папе было некогда…

- Так вот оно что! – протянула Наталья Андреевна, – Ты из-за него уезжаешь! Как я сразу не догадалась…

- Мам, я уезжаю, потому что хочу всё в своей жизни поменять! Хочу жить в деревне! – категорично заявила Алёна, – И всё уже решила! А Коля… Мы остались друзьями…

- Оно и видно! – нахмурилась Наталья Андреевна, – Такими друзьями, что ты готова бежать от него на край света…

…Алёна встречалась с Николаем года 3. Парень был старше её на 5 лет, целеустремлённый и перспективный, как говорила её мать. Всё в жизни у него было распланировано наперёд: когда жениться, когда заводить детей, собаку, когда строить дом и сажать деревья… Алёна забеременела случайно, не по плану. Коля настоял на аборте: мол, сейчас им не до детей. Даже свадьба запланирована только через полтора года! Сейчас у него нет на это лишних средств: все в деле. А ребёнок – это же лишние финансовые затраты! Да ещё какие! А ещё и с жильём неувязочка: они жили в однокомнатной квартире Алёны, которую той подарили родители на 20-тилетие. Коля строил дом. Планировалось, что после свадьбы они переедут туда, и там уже будут рождаться и воспитываться их дети…

- Сейчас ребёнок нам не нужен! – заявил Алёне Николай, – Вернёмся к этому вопросу лет через 5!

- Но я уже беременна! Мы с тобой не бедствуем: у нас и работа есть, и жильё… – протянула Алёна, – Мы прекрасно справимся! Зачем нам ждать 5 лет?!

- А я и не сомневаюсь! – хмыкнул парень, – Просто сейчас я не готов становиться отцом. У меня другие планы! Да и тебе сейчас лучше заняться карьерой, чтобы отложить к рождению ребёнка финансовую подушку. Карьеру, кстати, строить лучше сейчас, пока ты молодая и амбициозная…

…Алёна сделала аборт. Она долго плакала и сомневалась в правильности этого решения, но всё-таки сделала это. Поняла, что не хочет становиться матерью-одиночкой. А ещё поняла, что Николай – это не её человек. Даже из больницы он её не забрал: был на каком-то совещании…

- Алёнка, не стоит рубить с плеча! – говорила Наталья Андреевна, когда дочь сообщила ей о своём решении порвать с Николаем, – Коля – хороший парень, с ним ты будешь как за каменной стеной!

- Я уже это заметила! – хмыкнула Алёна, – Стена плача…

- Ну, случилось так… С кем не бывает?! – нахмурилась женщина, – Ты сама со временем поймёшь, что Николай был прав! Сейчас вы построите карьеру, заработаете денег, построите дом… А потом уже и дети пойдут! Так будет правильно!

- Да, мам, так будет правильно… – кивнула Алёна, – Но где здесь любовь?! Здесь же только расчет! Ты выходила за отца замуж, будучи беременной! Я родилась от любви, а не по расчету! Неужели ты об этом жалеешь?! И всё у вас получилось: и карьера, и дом…

- Да, но, если бы мы подошли ко всему так практично, как твой Коля, может, жили бы ещё лучше! – пожала плечами Наталья Андреевна.

- Конечно! Ещё лучше! – фыркнула Алёна, – Только тогда бы не было меня…

Алёна попросила Николая освободить её квартиру. Парень был, мягко говоря, удивлён:

- Ты ведь понимаешь, что обратной дороги не будет?! – нахмурился он, – Мы с тобой взрослые люди… Я не буду ходить туда-сюда: это несерьёзно!

- Конечно! Для меня её уже и нет, этой обратной дороги. С того самого момента, когда я сделала аборт… – вздохнула девушка, – Я ведь убила нашего ребёнка…

- Аборт – это не убийство! Нет ещё ребёнка – сгусток клеток! – хмыкнул Николай.

- Да, ты, как всегда прав… – протянула Алёна, – Только этот сгусток, как ты выразился, родился бы мальчиком или девочкой, самым настоящим ребёнком, сделал бы свой первый шаг, сказал бы первое слово, пошёл бы в школу с букетом белых астр…

- Почему именно белых?! – тихо спросил парень.

- Не знаю… – протянула Алёна, – Просто я так увидела… Я не смогу тебя простить, понимаешь?! Мы убили его, потому что нам было неудобно его рождение именно в этот момент! Не достроен дом, не заработаны все деньги мира, не построена успешная карьера… А он мог бы родиться… И эти белые астры…

Николай молчал. Он не знал, что ответить Алёне. Знал он только одно: она его не простит. Дом и карьера – это всё будет уже с кем-нибудь другим, не с ней…

Николай и Алёна расстались тихо и мирно, без скандалов и выяснения отношений. Так, как расстаются взрослые пары, поняв, что им не по пути. Просто они оказались слишком разными. Так бывает…

Оставшись одна, Алёна переосмыслила свою жизнь. Оказалось, что почти всё в ней она хотела бы поменять. Работа была денежной, но не приносила удовольствия, жизнь была насыщенной, но какой-то пустой, квартира была её собственной, но почему-то казалась чужой… Даже этот город, в котором она выросла, Алёна не любила. Ходила по его шумным улицам, встречала толпы незнакомых людей, которым до неё не было никакого дела (впрочем, как и ей до них), парковала свою машину на стоянке у дома среди десятков таких же машин… Безликие люди кивали ей у подъезда: Алёна не знала, кто это. Пыль и смог заполонили город в эти жаркие летние дни. Асфальт плавился: каблуки Алёниных туфель проваливались в эту расплавленную субстанцию… Кондиционер в офисе работал на полную мощность, но и он не справлялся с этой ужасной жарой...

- А мы уезжаем на море! – радостно похвасталась Алёне коллега, – Взяли горящую путёвку на 10 дней! Ты только представь: морские волны набегают на песок, лёгкий бриз, крики чаек, отдыхающие под зонтиками…

- И куча народу в воде, на лежаках на пляже, в кафе и на улицах… – рассмеялась Алёна, – Хорошего тебе отдыха!

- А ты что не хочешь на море?! Не хочешь отдохнуть?! – нахмурилась коллега.

- На море – не хочу. Для меня летний отдых – это несколько другое… –протянула девушка, задумавшись. В мечтах она вдруг перенеслась в далёкую деревню, где бабушка, сидя у окна, поджидала свою любимую единственную внучку, где они с деревенской ребятнёй купались в речке – одни на весь импровизированный пляж, – где она собирала в лесу на полянке землянику, из которой бабушка варила ароматное варенье с запахом лета… «А почему бы и нет?!» – подумала Алёна и начала собирать вещи…

…- Лучше бы мы продали этот старый дом! – нахмурилась Наталья Андреевна, услышав о планах дочери, – Кирилл, ну, что ты молчишь?! Там, скорее всего, и жить уже невозможно! Мы в том доме сколько лет не были…

- Продали бы, если бы его кто-то захотел купить… – хмыкнул Кирилл Васильевич, – Ты же сама цену такую заломила, что для деревенских она оказалась неподъёмной! «Не хочу отдавать даром! Лучше пусть развалится!» – Это не твои слова, жена?!

- Если бы я знала… – повторила женщина, – Как там жить одинокой девушке?! В таких-то условиях…

- Нормальные там условия! – отмахнулся от жены Кирилл, – Я был там по весне, когда из командировки возвращался из Питера… Даже на ночь остановился, протопил… Соседка, баба Маня, за домом присматривает. Всё на месте! Конечно, нужно в порядок двор привести, в доме прибраться подкрасить кое-что, починить… Но это я сделаю: у меня же отпуск через месяц! Приеду – помогу дочери!

- Был там… А мне и не сказал ничего… – протянула женщина, – Мы же на море собирались! В пансионат! Неужели я свой отпуск снова проведу в этой ужасной дыре?! Мало я по молодости там сил и здоровья угробила, думала, что со смертью свекровки всё это закончилось, наконец… Так нет… Теперь, вот, доченьке помогать… Да что же это за жизнь такая?! Я терпеть не могу эту вашу деревню!

- Можешь не помогать! – Кирилл пристально взглянул на жену, – Права была мама: деревню надо любить, чтобы там жить, чтобы дело спорилось. А ты делала всё «из-под палки», будто тебя кто принуждал к этому… Вот и не было тебе от этого радости… Езжай в свой пансионат на моря, а я дочери помогу. И, кстати, решение её мне нравится. Пусть попробует! В конце концов, квартира эта в городе никуда от неё не денется, работу она со своим образованием всегда найдёт… А если чувствует Алёнка, что не её это место, если душа зовёт… Пусть едет в деревню! Там же тоже нужно кому-то жить!

- Кому-то – это не значит, что это должна быть наша дочь! – вздохнула Наталья Андреевна, – Кстати, по поводу работы… Алёна, чем ты там заниматься-то будешь?! Или ты собираешься, действительно, овощи выращивать и корову завести – на подножном корме, так сказать, жить?!

- Мам, не смеши меня! – хмыкнула Алёна, – Я, конечно, люблю деревню, но не настолько… Огород, конечно, у меня будет: обожаю наблюдать за тем, как растут овощи, как расцветают посаженные тобой цветы… Это такую жизненную энергию даёт! Бабушка каждое утро на огород ходила, смотрела, радовалась… А по поводу хозяйства – это уже как получится… Ещё не знаю…

- То есть, ты и этого не исключаешь?! – Наталья Андреевна покачала головой, – В кого ты такая уродилась?! В свекровь что ли?!

- Почему в маму?! – вздохнул Кирилл Васильевич, – Я тоже, между прочим, всю жизнь в своём доме мечтал жить, в деревне… Нравится мне тихая и размеренная жизнь, посиделки с соседями, банька… Я, между прочим, из-за тебя, Наташка, в город переехал. Только потому, что ты ненавидишь деревенскую жизнь, и я тут с тобой живу…

- Из-за меня?! – Наталья Андреевна ошарашено смотрела на мужа, – Нет, я, конечно, знаю, что ты деревенский парень, но думала, что ты переехал в город из-за амбиций: здесь же и работу можно найти хорошую, и зарплаты в разы больше, и цивилизация, так сказать – возможностей больше и для взрослых, и для детей…

- Возможности и в деревне есть. И работа там тоже высокооплачиваемая, если ты специалист хороший. Например, в агрокомплексе, что недавно построили… Просто я понимал, что ты не сможешь жить в деревне: не деревенский ты человек. Даже если я проведу водопровод, сделаю в доме все удобства, отопление и канализацию… Для тебя это всё дико. Крику петуха на рассвете ты всегда предпочтёшь звонок будильника, кружке парного молока – чашку кофе, тишине деревенского рассвета – шум городских улиц… Такая ты. Это не хорошо и не плохо. Просто это реальность… Я другой. Алёна – другая. Я смог приспособится и стать здесь, в городе, почти своим. Но это не значит, что я не тоскую по той, прошлой жизни. У меня просто выбора нет: ты – моя жена, поэтому я буду там, где ты. Хочу, чтобы тебе было комфортно… У Алёны сработала «память предков», генетическая память. Поэтому и тянет её туда – к корням. В нашу деревню… А получится у неё что-то или нет – будет видно. Вернуться в город никогда не поздно…

- Я и не думала, что ты у меня такой… – Наталья Андреевна обняла мужа, спрятав голову у него на груди, – Спасибо!

- Кстати, по поводу работы… – Алёна улыбнулась, глядя на родителей, – Я отправила резюме на этот самый новый агрокомплекс. Мне предложили должность главного бухгалтера. Поэтому не волнуйтесь: без работы я не останусь – не придётся мне выживать на подножных кормах! Зарплата, кстати, там вполне приличная: даже больше, чем у меня сейчас. Так что всё только начинается!..

…Воздух был наполнен запахом трав и полевых цветов. Небо было ярко-голубым и чистым-чистым, без единого облачка. Там, под небесами, летали ласточки, выделывая опасные пируэты. Деревья шелестели зелёной, омытой недавними дождями, листвой. Зарождался новый летний день…

…Алёна остановилась у крайнего двора. Сейчас она войдёт в деревню, встретится с теми, кого не видела вот уже несколько лет: она только раз приезжала сюда после смерти бабушки. А её не стало 5 лет назад… Будет много вопросов, много рассказов, много новостей… Что ж… Алёна была к этому морально готова… Она начинала свою новую жизнь, возвращалась к корням, к истокам… «Ну, здравствуй, моя деревня, что, заждалась?!» – улыбнулась Алёна и двинулась по дороге вперёд. Вперёд – в новую жизнь… Домой…

Ирина Б.