Открываешь сумку, чтобы достать насос, а вытаскиваешь фантик от протеинового батончика, ключ от квартиры, чек из веломагазина 2019 года и… задний фонарь, который уже не светит. Знакомо? Тогда пора поговорить серьёзно: выбор велосумки - это не про «чтобы влезало всё», а про эргономику и здравый смысл.
Так как же найти (идеальную) подходящую сумку? Давай разбираться!
Для начала
Давайте кратко обсудим, какие типы велосумок вообще существуют.
Подседельные сумки
Из названия понятно, что такая сумка устанавливается под седлом. Она, как правило, небольшого размера, поэтому, обычно используется для перевозки инструментов, а также небольшого количества вещей.
Сумки на багажник
Это довольно вместительные сумки. Как правило, покупаются чаще для туризма, различных поездок на длинные расстояния. Бывают двухсекционные и трехсекционные. Могут устанавливаться как на передний, так и на задний багажник.
Сумки на руль
Такой тип сумок очень удобен для хранения ключей, карт, телефона.
Сумки на раму
Устанавливаются в переднем треугольнике рамы. Бывают нескольких видов: для верхней трубы, подрамные, для нижней трубы.
Сумки для инструментов
Это сумки для хранения и перемещения необходимых инструментов.
Поясные сумки (барсетки)
Такую сумку можно носить, как на себе, так и крепить к раме.
Сумки-кормушки
Это маленькие сумки, которые крепятся между рулем и выносом.
Сумки для смартфона
Специальные чехлы, предназначенные для защиты и крепления смартфона на руле или раме велосипеда.
Велорюкзаки
Ну и, конечно, нельзя вот так взять и обойти стороной велорюкзак.
Байкпакинг-сумки
Это несколько велосумок небольшого размера, которые крепятся вдоль рамы, вилки и руля.
Итак, вот 5 важных и понятных каждому критерия, по которым ты безошибочно выберешь свою идеальную велосумку.
1️⃣ Тип крепления
Первое, с чего начинается выбор - не «а влезет ли туда бутерброд?», а где и как ты катаешь.
- На шоссейники и гревелы чаще всего используются подседельные сумки, потому что они не нарушают аэродинамику и не мешают при езде. Хорошие модели плотно крепятся к подседельному штырю, не болтаются на скорости и не раскачиваются на подъёмах;
- Для МТБ, особенно в трейле, и кросс-кантри чаще используют рамные или рулевые велосумки.
- Для туринга - тут уже сумки на багажник, гермомешки и штаны по бокам багажника. Вес важен, но ещё важнее - распределение.
Современные крепления - это не просто липучка, а прочные ремни с антивибрационными вставками, алюминиевые кронштейны, системы roll-top и фиксация на уровне анти-Гранд Тур.
Ну и велорюкзак - на случай, если не хочешь ничего вешать на свой байк.
2️⃣ Объём
Сумка на 1,5 л - это ключи, мультитул, запаска, карточка и, может быть, энергетик.
Идеальный объём - это баланс между реальными задачами и комфортом.
- Однодневные покатушки - до 1 л;
- Коммьютинг (на работу, на дачу и тд.) - 2–5 л;
- Многодневные поездки - 5–20 л (и, желательно, уже с разделением по зонам: рама, багажник, вилка).
Ошибка новичка: «на всякий случай» взять сумку на 7 л под седло, а потом удивляться, почему она мотается, как хвост у белки на спринте.
3️⃣ Материал
«Дождь не предупреждает»
Никакой стиль и объём не спасут, если сумка пропускает воду.
Правильные в этом случае материалы:
- Нейлон 600D с PU- или TPU-пропиткой - лёгкий, прочный, базовая защита;
- X-Pac - топ у велотуристов: этот материал отличается высокой прочностью и легкостью. Это многослойный композитный материал, обладающий водонепроницаемыми свойствами;
- Hypalon или Cordura - на контактных зонах, где трение с рамой, багажником и шатунами;
Выбирай велосумки со сварными герметичными швами или швами, которые проклеенны специальной водонепроницаемой лентой.
4️⃣ Форма и вес
- Твоя идеальная велосумка не должна раскачиваться как маятник Ньютона. Особенно если ты шоссер или любишь кататься по серпантину;
- Подседельная сумка не должна вылезать на заднее колесо, иначе создаёт «парус» и ловит грязь;
- Форма, желательно, должна быть клиновидной, со смещением веса ближе к центру (если это не сумка на багажник, разумеется);
- Вес. Сумка в 300 г уже считается тяжёлой, особенно в объёме до 2 л.
Помни, всё, что ты повесил на байк, останется с тобой при подъеме в гору.
5️⃣ Доступ, фиксация, продуманность деталей
Застёжки, молнии, резинки, светоотражайки - это не детали - это важные элементы, которые обеспечат максимальный комфорт в эксплуатации.
- Молния должна быть водонепроницаемой и прочной, желательно с защитой от попадания грязи в зубцы. Сам бегунок лучше выбирать покрупнее, чтобы удобно было открывать замок даже в перчатках;
- Роллтоп - удобен, но только если его можно скрутить на 3 витка (желательно);
- Внутри: карманы, фиксаторы для инструментов, отдельный отсек под батарею фонаря;
- Светоотражающие элементы особенно важны на городских маршрутах и в условиях плохой видимости.
Всё, что не фиксируется - будет дребезжать, скакать и вызывать желание выбросить сумку в ближайший овраг.
Подытожим
Выбор велосумки - это как выбор седла: если ошибся - поедешь, конечно, но будешь жалеть на каждом километре.
И давайте честно: если на гревел ты вешаешь 15-литровую сумку под седло, а в ней лежат два батончика, кепка и мятная жвачка - ты неординарный тип))
У каждого велосипедиста была хотя бы одна велосумка, которую он купил «на вырост». Но, если она ещё не пригодилась в полном объеме, то, либо райдер «не дорос» до подходящей к этой сумке покатушке, либо сумка куплена «сгоряча».
👋🏼 Кстати если тебе интересна тема аксессуаров, я уже писала о том, какие вело-фонари бывают, как подобрать флягу и с каким вело-замком ты будешь спать спокойно.