Найти в Дзене
Cat_Cat

Идеальное ограбление

Если уж пошла речь о кражах произведений искусства, то грех будет не вспомнить самое известное и, в некоторой степени, самое успешное из ограблений картинных галерей. Музей, основанный в 1903 году Изабеллой Стюарт Гарднер, к концу 90-х испытывал трудности с финансированием. Приходилось экономить на многих вещах, в том числе на системе безопасности. В других музеях в то время были отказоустойчивые системы, которые требовали, чтобы сторожа звонили в полицию ежечасно, подтверждая, что все в порядке. До музея Гарднер эти новшества ещё не добрались, и там ограничились одной тревожной кнопкой на стойке. Да и на самих сторожах сэкономили - вместо профессиональных охранников, вахту иной раз несли подрабатывавшие случайные люди. Так было и в ночь с 17 на 18 марта 1990 года. Когда в Бостоне вовсю отмечали День Святого Патрика, в залах музея дежурили 23-летний Рик Эбот и 25-летний Рэнди Хестланд. Один из них патрулировал галереи, в то время как другой сидел за стойкой безопасности. Во втором часу

Если уж пошла речь о кражах произведений искусства, то грех будет не вспомнить самое известное и, в некоторой степени, самое успешное из ограблений картинных галерей.

Музей, основанный в 1903 году Изабеллой Стюарт Гарднер, к концу 90-х испытывал трудности с финансированием. Приходилось экономить на многих вещах, в том числе на системе безопасности. В других музеях в то время были отказоустойчивые системы, которые требовали, чтобы сторожа звонили в полицию ежечасно, подтверждая, что все в порядке. До музея Гарднер эти новшества ещё не добрались, и там ограничились одной тревожной кнопкой на стойке. Да и на самих сторожах сэкономили - вместо профессиональных охранников, вахту иной раз несли подрабатывавшие случайные люди.

Так было и в ночь с 17 на 18 марта 1990 года. Когда в Бостоне вовсю отмечали День Святого Патрика, в залах музея дежурили 23-летний Рик Эбот и 25-летний Рэнди Хестланд. Один из них патрулировал галереи, в то время как другой сидел за стойкой безопасности.

Во втором часу ночи Эбот,находившийся внизу, увидел у двери двух мужчин в полицейской форме. Они объяснили охраннику, что расследуют беспорядки, и Эбот, решив, что какой-то нетрезвый гуляка мог спрятаться на территории музея, впустил их внутрь. Это была его первая ошибка.

Незнакомцы прошли в фойе, и спросили, есть ли в музее кто-нибудь ещё. Эбот связался по рации с Хестандом, обходившим залы, и попросил его спуститься (Ошибка номер два). Один из "полицейских" сказал Эботу, что его лицо выглядит знакомым, чтобы он вышел из за стола и предъявил удостоверение личности. Тот снова послушался и в результате отошёл от тревожной кнопки (третья и последняя его ошибка). Мужчина прижал его к стене, раздвинул ноги и, не обыскивая, надел наручники. То же самое проделали и со спустившийся Хестандом.

Теперь индеец Зоркий глаз мог видеть, что сарае не хватает одной стены (зачеркнуто), что происходит ограбление, а не арест, но было уже слишком поздно. Охранник, конечно, лопух и дурак, что нарушил инструкции, впустил незнакомцев на вверенную ему территорию и покорно дал себя связать, но такое уж впечатление производит на людей полицейская форма. Да и были у Эбота основания побаиваться полиции - он довольно часто выходил на дежурство пьяным или покурившим травки, а однажды провел в музей своих знакомых и устроил вечеринку среди картин.

Охранников увели в подвал, где приковали наручниками к стойкам отопления и верстаку, а головы замотали скотчем. Сами воры ходили по музею и вырезали картины из рам, как будто грибы в лесу собирали. Видимо в искусстве они не сильно разбирались, поскольку самый ценный экспонат - полотно Тициана на третьем этаже даже и не тронули, зато много времени потратили на откручивание винтов для рамы с наполеоновским флагом, не имевшем особой ценности. Впрочем, потом они плюнули на флаг, решив, что теряют время зря. Они сняли со стены большой автопортрет Рембрандта, но, обнаружив, что он написан на дереве, а не на холсте, тоже оставили его в покое. Тем не менее, потери музея были значительны - исчезли работы Вермеера, Дега, единственный в мире морской пейзаж Рембрандта.

Ограбление длилось 81 минуту. Напоследок взломщики вернулись в комнату охраны, вытащили из видеомагнитофона пленку, на которой были зафиксированы их перемещения, а также вырвали из принтера распечатку с датчиков движения. Жёсткий диск, на котором хранилась информация с датчиков, преступники удалить не догадались. Ах да, ещё они спустились в подвал и поинтересовались у охранников, удобно ли им. Так сказать, прощальное адье.

Смена, прибывшая к музею поздно утром, поняла, что что-то не так, когда им не открыли. Они вызвали директора службы безопасности, который открыл дверь своими ключами, никого не обнаружил на посту и вызвал полицию. Настоящую полицию, которая, обыскав здание, обнаружила Эбота и Хестанда, прикованными в подвале. Музею осталось подсчитывать убытки.

Кто именно ограбил музей Изабеллы Стюарт Гарднер, и кто за этим стоял, до сего дня остаётся неизвестным, хотя прошло уже больше тридцати лет. Версий за это время было выдвинуто не много, а просто овермного. В 1994 директор музея получил анонимное письмо, автор которого предлагал вернуть картины за иммунитет плюс небольшое вознаграждение. Письмо отнесли в ФБР, но попытки связаться с загадочным адресантом, кончились после второго сообщения, где он выражал недовольство за привлечение к делу органов.

В марте 2015 ФБР объявило о том, что ограбление раскрыто и назвало две фамилии гангстеров из банды бостонской мафии, но толку от этого чуть. Оба подозреваемых уже давно мертвы - один умер от передозировки наркотиков, другого застрелили, а похищенные картины уплыли в неведомо какие руки.

Так что пока точку ставить рано.

Автор: Михаил Рыжок