История фальсификации в области изобразительного искусства знает не одного только ван Меегерена. Элмир де Холи, Джон Майат, Шон Гринхалл - вот навскидку несколько имён, достойных упоминания в этой области. Но отдельное место тут занимает британец Эрик Хебборн.
Вообще, ван Меегерен против Хебборна - это все равно что плотник супротив столяра. Голландец подделывал в основном Вермеера, ну немного ещё Хальса и де Хоха - англичанин мог и Ван Дейка изобразить, и Пиранези, и старонидерландскую живопись, что, согласитесь, намного более широкий диапазон. Подделки ван Меегерена грубоваты и их приняли в основном потому, что ожидали увидеть ученическую живопись Вермеера. Подделки Хебборна сделали бы честь и зрелым мастерам.
Сведений о нем много, но не вполне понятно, каким из них можно верить. В детстве он отметился, например, тем, что поджёг свою школу, а затем провел некоторое время в исправительном заведении, а затем в приемной семье. После чего вроде бы как несколько исправился и проявил недюжинный талант к рисованию. Уже тогда Хебборн был довольно эксцентричен, например, спал, высовывая ногу из окна с привязанной к пальцу веревкой, за которую желающим попасть в гости нужно было подергать.
Учебу студент Хебборн проходил у реставратора Джорджа Акзеля. Про этот период он рассказал в автобиографии всякие интересные вещи, вроде того, что там они учились подменять подписи на старых картинах, расширяли кракелюры, могли добавить на полотно деталь, резко увеличивающее его стоимость. Как писал сам Хебборн "кот, добавленный на передний план, гарантировал продажу самого унылого пейзажа". Полностью согласен, котики - это красиво.
Я, правда, не знаю, зачем реставратору Акзелю устраивать у себя университет будущих фальсификаторов, и допускаю, что Хебборн сильно преувеличивает или это вообще ЛПП от первого до последнего слова, но вот вам художественная деталь. На одном из морских пейзажей Хебборна, по его словам, было дано задание подделать подпись малого голландца ван де Вельде младшего. После того, как краски подсохли, Хебборн подделал кракелюры, а поверх подписи ван де Вельде нанес подпись Яна Брейгеля. Эксперт, изучавший картину в ультрафиолете, должен был наткнуться на подпись ван де Вельде, решить, что менее популярного малого голландца подделали под более популярного фламандца Брейгеля, на этом впасть в восторг и дальше не смотреть. Этакая подделка с двойным дном.
Хебборн отклонил предложение Акзеля стать реставратором и начал карьеру художника (и фальсификатора), в чем ему помогал его любовник Грэм Смит. Один из рисунков под Андреа Мантенью Хебборн выполнил современными чернилами, а Смит облил кипятком, чтоб состарить и вуаля, рисунок продан. Не как работа Мантеньи, конечно, а как подделка под Мантенью викторианской эпохи. Вообще, помимо автобиографии, Хебборн напишет учебник фальсификации для чайников.
Художник тонко играл на психологии покупателя - он никогда не работал с коллекционерами-любителями, которые могли, не доверяясь себе, поручить экспертизу современной лаборатории. Тот, кто хотел купить рисунок, гравюру или полотно в его галерее, считал сам себя способным определить - оригинал перед ним, копия или подражание. К тому же, цену назначал покупатель - фальсификатор был деликатен и держался подчёркнуто скромно. Эффект Даннинга-Крюгера в полный рост. Работы Хебборна продавались в том числе с аукционов Сотби и Кристи и попадали в коллекции музеев, в том числе и Британского.
И всё-таки его разоблачили. Попался Хебборн на мелочи - один из арт-дилеров, сравнивая два рисунка совершенно разных мастеров, внезапно обнаружил, что они выполнены на бумаге из одной партии, а стиль рисунков совпадает в некоторых деталях. Маленькая ложь влечет большое подозрение, и хотя ни одного иска Хебборну не предъявили (а это было и бесполезно, потому что помните, на каких принципах Хебборн продавал свои работы?), но цены на его рисунки сильно упали.
Масштабы подделок оценить довольно сложно. Хебборн признал своими около тысячи рисунков, полотен и даже скульптур. Он подделывал Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Буше, Тьеполо, Камиля Коро и даже своего современника Дэвида Хокни. В последние годы художник жил в Риме, предавался dolce vita, пил изысканные вина и развлекался с любовниками. 8 января 1996 года его нашли без сознания с черепно-мозговой травмой. 11 января он скончался.
Хебборн ускользнул от объятий Фемиды, но не от расплаты. Кто-то - то ли мафия, то ли обманутый заказчик - решил действовать путями неофициальными. Как говорил один из персонажей фильма "Афера": "Если Донни узнает, что я позволил какому-то уличному жулику кинуть меня, то придется убить его, и всех, кто на него работает в Чикаго". Вполне вероятно, что Хебборн кинул со сделкой какого-то похожего персонажа.
Надо думать, что если на кассе говорят, что можно расплатиться любой картой, то это ещё не повод предлагать им бубновую девятку.
Автор: Михаил Рыжок