Отец оставил его у озера и исчез. Температура стремительно падала, сумерки сгущались, а помощи ждать было неоткуда. В этой ледяной ловушке 14-летнему Лёше предстояло сделать невозможное – выжить в одиночку при -30°С…
Отправились за рыбой и дичью
В полутора километрах от Обской губы лежит Миссионерское озеро – глухое, затерянное среди тундры. Добраться сюда непросто: весной разливы отрезают его от мира, а ближайший посёлок – в сорока километрах. Именно сюда однажды морозным утром отправились отец с сыном – проверить сети и капканы.
Температура тогда опустилась ниже тридцати градусов, лёд на губе еще не окреп, но промысловики знали – рыба ждать не будет. Отец оставил 14-летнего Лёшу у озера, а сам уехал на снегоходе проверять капканы на песцов, расставленные в нескольких километрах от берега.
Уехал и не вернулся
Мальчик стал расчищать майны от снега и пробивать лёд. Пробил одну майну, вторую, третью, а отца всё нет. Первую прорубь уже вновь успел сковать лёд, но мужчины по-прежнему нигде не было видно. Тогда Лёша пошёл выпутывать рыбу из сетей, чтобы хоть чем-то себя занять.
Руки подростка коченели на ветру – в те годы не было прорезиненных перчаток, и каждое касание ледяных снастей отзывалось жгучей болью. Пальцы распухли, побагровели, но Лёша не переставал доставать рыбу. Он засовывал ладони под одежду, грел у живота и снова брался за дело.
Прошло несколько часов. Все сети проверены, рыба рассортирована. Но отца всё не было.
Не знал, что делать дальше
Сумерки сгущались, мороз крепчал. Лёша устал и начал зябнуть. К счастью, в трёхстах метрах от озера стоял заброшенный балок – охотничья избушка, наглухо занесённая снегом. Северянин разгрёб сугроб у двери и зашёл внутрь.
Там было чуть теплее, чем на улице. Нашёлся чай, немного дров, жестяная банка из-под кофе. Подросток вскипятил воду на свечке, заварил чай и немного согрелся. Но тревога не отпускала – и, недолго думая, он снова вышел на мороз искать папу.
Лёша пошёл по снегоходной колее, надеясь так выйти на родителя. Прошёл вдоль берега полтора километра – никого. Вдруг началась позёмка, и следы начало заметать. Вскоре и вовсе стало непонятно, куда идти.
Силы были на исходе. Возвращаться в балок? Слишком далеко. Оставаться на месте? Тогда легко замёрзнуть.
Пальцы перестали слушаться
В отчаянии он пошёл в обратном направлении и по пути заметил свою спасительницу – одинокую лиственницу. Нижние ветви её, как всегда у лиственниц, были замшелыми и сухими, подходящими для разведения костра. Лёша вытоптал в снегу яму, сел и заплакал.
Нужно было срочно согреться. Спички лежали в нагрудном кармане штормовки под полушубком. Но мальчик не мог их достать – пальцы окоченели, онемели и просто-напросто не сгибались. Он кое-как засунул кисти под одежду и прижал к животу. Суставы болели невыносимо, однако теперь ими хотя бы можно было шевелить.
Через несколько минут Лёша смог зажечь огонь.
Костёр разгорался слабо. Ветки лиственницы хрустели, дымились, но тепла давали мало. А есть хотелось дико.
Тогда он вспомнил про охотничьи петли.
Сон, который мог стать последним
Под яркой луной Лёша нашёл попавшую в одну из петель куропатку. Вернулся к костру, обжёг перья на углях, соскоблил копоть палкой. Грудка куропатки была замёрзшей, поэтому постепенно отгрызал пропёкшиеся куски, пока от птицы ничего не осталось.
От еды и тепла подростка разморило. Он не заметил, как глаза сами закрылись, хотя засыпать сейчас было опаснее всего. Этот сон, возможно, мог стать последним, если бы внезапно не раздался звук движущегося «Бурана». В темноте мерцала одинокая фара – кто-то ехал по зимнику.
Лёша вскочил и побежал навстречу снегоходу – лишь бы заметили.
Это был отец.
Маме рассказывать не стали
Лёша в истерике набросился на него, дубасил кулаками в грудь. Папа пытался успокоить его, обнимая, но сын отошёл не сразу.
Оказалось, «Буран» застрял в пухляке, и отец провёл весь день, пытаясь выбраться. Замёрзли оба, но рыбу оставлять не стали. Погрузив её на сани, мужчина сел за руль, а Лёша лёг на оленью шкуру в санях, укрывшись тентом.
Домой они вернулись глубокой ночью. А матери решили ничего не рассказывать.
Зимой в тундре происходит немало жутких историй, некоторые из которых заканчиваются трагически. Иногда людей спасают счастливые случайности. Например, однажды северянин не заметил, как от снегохода отцепились сани с сыном, и мальчик остался в них посреди зимника. О том, что произошло дальше, мы рассказывали здесь:
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.
Источник: народный журнал «Северяне», №2/2024 г., «Лёшины поездки»
Читайте также: